Программа дисциплины
'Клиническая психология'
I. Организационно-методический раздел
Цель курса
Формирование представлений о
фундаментальных и прикладных исследованиях в
области клинической психологии, о возможностях
этой науки, ее методологии, теоретических
основах и эмпирических задачах.
Задачи курса:
- познакомить с объектом, предметом и сферой
приложения клинической психологии, ее
теоретическими основами и категориальным
аппаратом;
- раскрыть социальную значимость, масштабность
задач, межотраслевой и междисциплинарный
характер клинической психологии;
- познакомить с эволюцией клинической психологии
и интеграцией ее основных разделов (областей);
- дать содержательную характеристику основных
методологических проблем и методических
трудностей клинической психологии;
- познакомить с биопсихосоциальным подходом к
исследованию психических расстройств в
психологии.
- показать роль клинической психологии в решении
клинических и общепсихологических проблем.
Место курса в профессиональной подготовке
выпускника
4 или 5 семестр
Требования к уровню усвоения содержания
курса
В области клинической психологии
специалист должен:
- понимать цели и задачи клинической психологии;
иметь представление о ее предмете, основных
направлениях и сфере приложения
клинико-психологических знаний;
- знать историю становления и развития
клинической психологии;
- знать принципы работы и функции клинических
психологов;
- знать основные типы нарушений психической
деятельности и уметь их анализировать;
- иметь представление о приоритетных
направлениях в современной клинической
психологии;
- ориентироваться в возможностях и средствах
психологической интервенции.
II. Содержание лекционного курса
Раздел I. Теоретические основы и
методологические проблемы клинической
психологии
Тема 1. Предмет и объект клинической
психологии.
Различные определения клинической
психологии в отечественной и зарубежной науке.
Разделы клинической психологии. Основные
понятия: этиология (анализ условий
возникновения), патогенез (анализ механизмов
происхождения и развития), классификация,
диагностика, эпидемиология, интервенция
(профилактика, психотерапия, реабилитация,
охрана здоровья). Соотношение клинической
психологии со смежными психологическими и
медико-биологическими дисциплинами
(поведенческая медицина - behavioral medicine, abnormal psychology,
медицинская психология, психология здоровья,
общественное здравоохранение, психиатрия).
Основные направления клинической психологии
(нейропсихология, патопсихология,
психологическая реабилитация и
восстановительное обучение, психотерапия,
психологическая коррекция и психологическое
консультирование, психосоматика и психология
телесности, детская нейро- и патопсихология,
клиническая психология вне клинических условий).
Тема 2. Исторические корни клинической
психологии.
Проявления ненормальности в истории
культуры и их объяснения. Исторический обзор
истоков клинической психологии: психиатрия
(Ф.Пинель, Б.Раш, П.Жане, Э.Крепелин, В.М.Бехтерев,
3.Фрейд); гуманистическое и антипсихиатрическое
направления; общая и экспериментальная
психология; дифференциальная психология и
психодиагностика (Ф.Гальтон, В.Штерн, А.Бине);
философия жизни, понимающая психология и
феноменология.
Основные этапы развития клинической
психологии с конца XIX до наших дней.
Основоположники главных направлений
клинической психологии в России и за рубежом
(Л.Уитмер, Э.Крепелин, Т.Рибо, К.Ясперс, 3.Фрейд,
И.П.Павлов, А.Р.Лурия). Идиографический и
номотетический подходы в клинической
психологии.
Тема 3. Методологические проблемы
клинической психологии.
Проблема нормы и патологии. Норма как реально
существующий и устойчивый феномен. Возможность
дихотомии норма-патология. Устойчивость границ
нормы: психопатология обыденной жизни,
пограничные и транзиторные расстройства.
Социо-культурная детерминация представлений о
норме. Релятивистские представления о норме.
Норма как статистическое понятие. Адаптационные
концепции нормы. Норма как идеал.
Индивидуальное и видовое понятие нормы.
Проблема кризиса развития. Кризис -
невозможность развития в неизменных условиях.
Кризис как причина патологического развития.
Кризис как источник нормального развития.
Нормальные и патогенные кризисы.
Регрессия. Понятие регрессии. Виды регрессии
(по А.Фрейд, К.Левину, Дж.Макдугалу). Проблема
развития и распада в клинической психологии.
Распад как негатив развития. Закон Джексона.
Распад как специфическая форма развития.
Несоответствие законов распада и развития. Роль
компенсации при распаде.
Тема 4. Проблема метода в клинической
психологии.
Проблема измерения и оценки в клинической
психологии. Методы клинической психологии.
Проблема оценки эффективности терапевтического
воздействия в клинической психологии.
Плацебо-эффект и механизм его функционирования.
Основные исследования эффективности
психотерапевтического воздействия
(Меннингерский проект исследования
психотерапии: О.Кернберг и Р.Валлерштейн).
Факторы эффективности психотерапевтического
воздействия (вера в психотерапевтическую
систему, отношения с терапевтом, оплата и др.).
Границы и возможности объективного подхода в
клинической психологии. Структура и составные
элементы модели научного объяснения Гемпеля и
Оппенгейма (условия адекватности). Explanans
(объясняющее) и Explanandum (объясняемое).
Раздел II. Частная клиническая психология
Тема 5. Клиническая психология в
соматической медицине.
Психосоматика и психология телесности.
Понятие болезни. Понятие внутренней картины
болезни (ВКБ). Аллопластическая и
аутопластическая картина болезни
(К.Гольдшейдер). Сензитивная и интеллектуальная
аутопластическая картина болезни (Р.А.Лурия).
Уровни ВКБ: непосредственно-чувственный,
эмоциональный, интеллектуальный, мотивационный.
Структура динамической картины ВКБ: чувственная
ткань, первичное означение, вторичное означение.
Личностный смысл болезни и его типы. Болезнь как
семиотическая система.
Тема 6. Клиническая психология в
психиатрии. Основные системы классификации
психических расстройств.
Классификации психических расстройств в
медицине: принципы построения и ограничения.
Нозологические и синдромальные системы
классификации. Структура основных классификация
(на примере DSM-IV и МКБ-10): классы, единицы, оси,
принципы отнесения.
Тема 7. Основные модели психических
расстройств в психологии и общей медицине.
Медико-биологическая модель психических
расстройств. Каузальный принцип. Развитие
болезни: предиспозиционные факторы, запускающие
факторы, поддерживающие и хронифицирующие
факторы. Соотношение внешних и внутренних
факторов в этиологии.
Психосоциальная модель: роль социума и
внутриличностных факторов. Биопсихосоциальная
модель как интегрирующая. Ограничения каждой из
моделей и возможные методологические и
практические трудности, возникающие при их
применении в клинической психологии.
Тема 8. Психологические модели шизофрении
и расстройств шизофренического спектра.
Исторический очерк исследований шизофрении:
Б.Морель, Э.Блейлер, К.Шнайдер. 'Индекс
реальности' П.Жане и его роль в развитии
современной клинической психологии. Шизофрения:
распространенность, культурные и
социально-экономические факторы, факторы
прогноза. Проблема этиологии шизофрении.
Различные модели психических расстройств и
шизофрения: психосоциальные теории,
когнитивно-бихевиоральные теории, теория
личностного дефекта, психоаналитические теории,
полиэтиологические модели (гипотеза
диатез-стресса). Психотерапия больных
шизофренией.
Тема 9. Психологические модели бредовых
расстройств.
История развития представлений о бредовых
расстройствах: Эскироль, Гальбаум, Гейнрот.
Бредовые (параноидные) расстройства:
распространенность, средний возраст, прогноз.
Основные виды бреда (эротоманический, величия,
ревности, преследования, соматический,
изобретательства). Различные модели бредовых
расстройств. Параноидное псевдосообщество.
Факторы прогноза и психотерапия.
Тема 10. Психологические модели
аффективных расстройств.
Клиническая психология аффектов и эмоций.
Голотимный и кататимный аффекты. Краткий очерк
депрессии: Гиппократ, Боне, Ж.Фальре, Ж.Бейарже,
К.Кальбаум, Э.Крепелин. Основные симптомы
депрессии и их частотность. Распространенность и
классификация аффективных расстройств
(синдромальная, нозологическая, по течению -
МКБ-10, по этиологии и др.). Биологические факторы
развития депрессии. Когнитивно-бихевиоральная
модель депрессии: аффективные, поведенческие,
мотивационные, физиологические и когнитивные
симптомы. Когнитивная триада депрессии А. Бека.
'Депрессивный стиль' - когнитивные ошибки при
депрессии (произвольный вывод, избирательная
абстракция, сверхгенерализация, преувеличение
или преуменьшение, персонализация,
абсолютистское дихотомическое мышление). Методы
когнитивной психотерапии. Психоаналитическая
модель аффективных расстройств: анаклитическая
депрессия и перфекционистская (нарциссическая)
меланхолия.
Тема 11. Психологические модели тревожных,
соматоформных и конверсионных расстройств.
Невротические, связанные со стрессом и
соматоформные расстройства. Тревожно-фобические
расстройства: паническое расстройство,
агорафобия, социальные фобии, специфические
(изолированные) фобии, генерализованное
тревожное расстройство,
обсессивно-компульсивное расстройство,
посттравматическое стрессовое расстройство.
Различные модели психических расстройств
применительно к тревожным расстройствам:
когнитивно-бихевиоральные модели,
психоаналитическая модель. Соматоформные
расстройства: соматизированное расстройство,
ипохондрическое расстройство, соматоформная
вегетативная дисфункция, хроническое
соматоформное болевое расстройство. Основные
модели соматоформных расстройств:
бихевиоральная, когнитивная и
психодинамическая.
Конверсионные и диссоциативные расстройства.
Основные симптомы и психологические механизмах
(в контексте когнитивно-бихевиоральных и
психодинамических моделей).
Тема 12. Психологические модели
расстройств, связанных со злоупотреблением
психоактивными веществами.
Расстройства, связанные со
злоупотреблением психоактивными веществами
(ПАВ). Острая интоксикация, употребления с
вредными последствиями, синдромы зависимости,
состояния отмены, психотические и амнестические
расстройства. Данные о распространенности
аддиктивного поведения и злоупотребления ПАВ.
Основные этиологические факторы: биологические
(в т.ч. генетические), социологические,
психологические (психоаналитические,
бихевиоральные).
Тема 13. Психологические модели личностных
расстройств.
Психопатии и расстройства личности. Кластеры
'А' (расстройства личности, связанные с
нарушением оценки реальности), 'В' (расстройства
личности, связанные с нарушением самооценки и
межличностной коммуникации) и 'С' (расстройства
личности, связанные с нарушением самооценки и
межличностной коммуникации) в классификации DSM.
Клинический и психологический анализ основных
расстройств личности: параноидное, шизоидное,
шизотипное, истерическое, нарциссическое,
пограничное, антисоциальное, избегающее,
зависимое, пассивно-агрессивное. Критерии зрелой
личности.
Тема 14. Новейшие области исследований и
зоны особого интереса клинической психологии.
Влияние современных технологий
удовлетворения потребностных состояний
(технологии быстрого питания, пластической
хирургии, средства массовой информации и др.) на
динамику границ нормы и патологии. Клиническая
психология организаций и корпораций (в сфере
бизнеса и производства): 'психотическая'
корпорация, 'пограничная' организация,
'невротическая' фирма. Использование критерия
'индекса реальности' П.Жане. Другие зоны
интереса.
Темы рефератов и курсовых работ
- Приоритетные направления исследований в
современной клинической психологии.
- Проблема нормы и патологии в клинической
психологии.
- Место клинической психологии в системе
психологического знания.
- Соотношение социального и биологического в
формировании и патологии психики.
- Вклад клинической психологии в решение
фундаментальных общепсихологических проблем.
- Теоретические основы и методологические
принципы клинической психологии.
- Психологические исследования в клинике
расстройств шизофренического спектра.
- Психологические исследования в клинике
расстройств аффективного спектра.
- Психологические исследования в клинике
расстройств личности.
- Психологические исследования в клинике
зависимостей.
Примерные вопросы к экзамену по всему курсу
- Предмет и объект клинической психологии.
Представления о клиническом методе.
- Медицинская модель психических расстройств.
Основные принципы и ограничения.
- Психосоциальная модель психических
расстройств. Основные принципы и ограничения.
- Биопсихосоциальная модель психических
расстройств. Основные принципы и ограничения.
- Проблема отношение распада и развития в
клинической психологии.
- Проблема кризиса развития в клинической
психологии.
- Проблема соотношения 'нормы и патологии' в
клинической психологии. Основные модели 'нормы и
патологии' в клинической психологии.
- Проблема измерения и оценки в клинической
психологии.
- Проблема оценки эффективности
терапевтического воздействия в клинической
психологии.
- Основные исследования эффективности
психотерапевтического воздействия.
- Факторы эффективности психотерапевтического
воздействия.
- Границы и возможности объективного подхода в
клинической психологии.
- Основные системы классификации психических
расстройств. Принципы построения и ограничения.
Нозологические и синдромальные системы
классификации.
- Внутренняя картина болезни. Основные модели.
- Болезнь как семиотическая система.
- Чувственная ткань и 'первичное означение'
болезни. Особенности формирования 'первичного
означения' интрацептивных ощущений.
- 'Вторичное означение' и мифологизация болезни.
Симптом как мифологическая конструкция.
- Основные структуры личности в современном
психоанализе.
- Психологические модели шизофрении и
расстройств шизофренического спектра.
- Психологические модели бредовых расстройств.
- Психологические модели аффективных
расстройств.
- Психологические модели тревожных расстройств.
- Психологические модели соматоформных
расстройств.
- Психологические модели конверсионных и
диссоциативных расстройств.
- Психологические модели зависимостей.
- Психологические модели личностных расстройств.
III. Распределение часов курса по темам и видам
работ
? |
Наименование
разделов и тем |
Всего часов |
Аудиторные
занятия - лекции (час.) |
Самостоятельная
работа (час.) |
|
Раздел I.
Теоретические основы и методологические
проблемы клинической психологии |
32 |
12 |
20 |
1. |
Предмет и объект кинической
психологии |
12 |
4 |
8 |
2. |
Исторические корни клинической
психологии |
6 |
3 |
3 |
3. |
Методологические проблемы
клинической психологии |
8 |
3 |
5 |
4. |
Проблема метода в клинической
психологии |
6 |
2 |
4 |
|
Раздел II. Частная
клиническая психология |
58 |
24 |
34 |
5. |
Клиническая психология в
соматической медицине |
12 |
4 |
8 |
6. |
Клиническая психология в
психиатрии. Основные системы классификации
психических расстройств |
4 |
2 |
2 |
7. |
Основные модели психических
расстройств в психологии и общей медицине |
10 |
4 |
6 |
8. |
Психологические модели
шизофрении и расстройств шизофренического
спектра |
5 |
2 |
3 |
9. |
Психологические модели бредовых
расстройств |
4 |
2 |
2 |
10. |
Психологические модели
аффективных расстройств |
5 |
2 |
3 |
11. |
Психологические модели
тревожных, соматоформных и конверсионных
расстройств |
5 |
2 |
3 |
12. |
Психологические модели
расстройств, связанных со злоупотреблением
психоактивными веществами |
3 |
1 |
2 |
13. |
Психологические модели
личностных расстройств |
8 |
4 |
4 |
14. |
Новейшие области исследований и
зоны особого интереса в клинической психологии |
2 |
1 |
1 |
|
Итого |
90 |
36 |
54 |
IV. Форма итогового контроля
Экзамен
V. Учебно-методическое обеспечение курса
Литература
Основная
- Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: Изд-во Моск.
ун-та, 1986.
- Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия.
М.: Медицина, 2002. Т.1 (Главы 1-3, 6-8, 10-13, 19, 20), Т.2 (Глава
21, Приложение).
- Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная
психология. СПб.: Питер, 2005.
- Клиническая психология / Под ред. Б.Д.
Карвасарского. СПб.: Питер, 2002/2006
- Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У.
Бауманна. СПб.: Питер, 2002.
- Клиническая психология: Словарь / Под ред. Н.Д.
Твороговой. М.: Пер Сэ, 2006.
- Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. Патология
психической деятельности при шизофрении:
мотивация, общение, познание. М.: Изд-во Моск.
ун-та, 1991.
- Лучков В.В., Рокитянский В.Р. Понятие нормы в
психологии // Вестник МГУ, сер.14. Психология, 1987, ?
2.
- Медицинская и судебная психология: Курс лекций /
Под ред. Т.Б. Дмитриевой, Ф.С. Сафуанова. М.:
Генезис, 2005.
- Психоаналитическая патопсихология / Под ред. Ж.
Бержере. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001.
- Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности
личности при пограничных расстройствах и
соматических заболеваниях. М., 1985.
- Тхостов А.Ш. Психология телесности. М.: Смысл, 2002.
- Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов.
СПб.: Питер, 2003.
Дополнительная
- Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая
патопсихология. М.: МПСИ, 2006.
- Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.
- Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая
нейропсихология. М.: Академия, 2003.
- Лебединский В.В. Нарушения психического
развития в детском возрасте. М.: Академия, 2003.
- Ясперс К. Общая психопатология. М.: Медицина, 1997.
- Смулевич А.Б. Расстройства личности. М., 2007.
- Соколова Е.Т. Психотерапия: Теория и практика. М.:
Академия, 2002/2006.
- Тхостов А.Ш. Депрессия и психология эмоций //
Депрессии и коморбидные расстройства / Под. ред.
А.Б. Смулевича. М., 1997.
- Davison G.C., Neale J.M. Abnormal psychology. Sixth edition. N.Y., 1994.
- Rosenhan D.L, Seligman M.E.P. Abnormal psychology. Second edition. N.Y.,L., 1989.
Технические средства обучения
Проектор, слайды.
Программу составил
А.Ш. Тхостов,
доктор психологических наук,
профессор (МГУ имени М.В. Ломоносова)
См. также: