Инструментальный
психофизиологический опрос (ИПФО) с применением
полиграфа
Учебная дисциплина программы
профессиональной переподготовки 'Практическая
психофизиология'
Основная цель курса: углубленное изучение
специалистами по ИПФО теоретических и
практических аспектов профессиональной
деятельности - естественно-научных принципов,
характеристик основных технических средств для
проведения опросов, методик и методов,
требований к организации проведения ИПФО,
факторов, влияющих на достоверность выводов по
результатам проведения, общепринятой
отечественной терминологии по ИПФО, содержания
нормативных правовых актов, касающихся
проведения ИПФО.
ТЕМА 1. Естественно-научные и методологические
основы проведения ИПФО.
Естественно-научные основы проведения ИПФО.
Основные теоретические подходы .Базовые понятия
и определения: ложь, методика ИПФО, опрос,
методика и метод опроса, тест, полиграфное
тестирование, технические средства для
использования в ходе ИПФО, полиграф, полиграмма,
и т.д. Определение понятия ИПФО как комплексного
многоэтапного мероприятия. Этапы проведения
ИПФО. Виды методов и методик опроса. Методика
нейтрально-значимых вопросов, методика
контрольных вопросов, методика пика напряжения.
Базовые определения и принципы применения
каждой методики. Типы используемых вопросов.
Особенности, преимущества и недостатки методик.
Роль взаимодействия проверяемого и специалиста
в процессе ИПФО. Эффект Розенталя, эффект
Гринспуна.
ТЕМА 2. Техническая база проведения ИПФО.
Полиграф ЭПОС - профессиональный детектор лжи.
Основные технические характеристики и
функциональные возможности полиграфа ЭПОС,
ДИАНА. Правила работы с полиграфом по подготовке
к ИПФО, проведению тестирования, анализу
зарегистрированных физиологических данных.
ТЕМА 3. Методика пика напряжения.
Метод виновных знаний, поисковый метод. Типы
вопросов, используемых при составлении тестов
пика напряжения. Требования к формулировке
вопросов и формированию тестов при проведении
опроса по методике пика напряжения. Особенности
использования метода виновных знаний и
поискового метода. Способы организации контроля
реакций на значимый вопрос в методике пика
напряжения. Специфическая стимуляция при опросе
по методике пика напряжения.
ТЕМА 4. Проведение экспертной оценки
физиологических данных, зарегистрированных с
помощью полиграфа в ходе опроса по методике пика
напряжения.
Экспертная оценка физиологических данных,
зарегистрированных с помощью полиграфа в ходе
опроса по методике пика напряжения.
ТЕМА 5. Основные положения методики
контрольных вопросов.
Понятие однозадачных и многозадачных тестов.
Основные методы опроса с использованием
однозадачных и многозадачных тестов, их
характеристики. Определение и характеристика
вопросов, используемых при составлении тестов:
значимый, информационный, контрольный,
нейтральный, жертвенный, жертвенно-значимый,
жертвенно-значимый подготовительный, внешних
проблем.
ТЕМА 6. Общие требования к подготовке значимых
и контрольных вопросов методики контрольных
вопросов.
Виды контрольных вопросов. Понятие контрольной
темы. Обсуждение с проверяемым в ходе опроса
контрольных тем как основа для формулировки
контрольных вопросов. Общие требования к
формулировке значимых и контрольных вопросов.
ТЕМА 7. Проведение опроса с использованием
однозадачных тестов контрольных вопросов. Метод
сравнения трех зон.
Основные понятия и определения методов: точка,
зона, условно-числовое обозначение вопросов,
цветовое обозначение зон, общий формат теста.
Правила формулировки и обсуждения контрольных и
значимых вопросов. Особенности формулировки и
обсуждения жертвенно-значимого вопроса.
Изменение порядка предъявления вопросов от
теста к тесту, использование руководства по
проведению корректировочных действий между
предъявлениями теста. Краткая сравнительная
характеристика методов.
ТЕМА 8. Оценка физиологических данных,
зарегистрированных полиграфом в ходе опроса по
методу сравнения трех зон.
Проведение экспертного анализа и оценки
зарегистрированных физиологических данных.
Экспертная оценка полиграмм с учетом правил К.Бакстера.
Критерии принятия решения об искренности -
неискренности по результатам опроса с
использованием однозадачных тестов.
ТЕМА 9. Проведение опроса с использованием
многозадачных тестов контрольных вопросов.
Основные понятия метода: зона, трек, точка,
условно-числовые обозначения вопросов, цветовые
обозначения зон, основные типы вопросов, общий
формат теста. Пятитрековый формат теста. Краткий
обзор форматов многозадачных тестов (Exploratory, SKY,
MGQT и т.д.).
ТЕМА 10. Оценка физиологических данных,
зарегистрированных полиграфом в ходе опроса с
использованием многозадачных тестов.
Проведение экспертного анализа и оценки
физиологических данных, зарегистрированных в
процессе опроса. Критерии принятия решения по
результатам опроса с использованием
пятитрекового формата теста, Exploratory, SKY.
Литература.
- Поповичев С.В. Легко солгать тяжело - М: Эпос,.2011.
- Холодный Ю.И. Мир безопасности. 1998.
- Исайчев Е.С., Лебедев В.В. Комплексное
психофизиологическое тестирование человека в
процессе выявления умышленно скрываемой
информации. // Конференция Ломоносов 2013.
- Исайчев Е.С. Использование ЭЭГ показателей для
выявления скрываемой информации. // Конференция
Ломоносов 2012.
- Исайчев Е.С. Когнитивные потенциалы мозга на
ситуационно-значимую информацию. // Пятая
международная конференция по когнитивной науке.
2012 Сборник тезисов. Часть 1, с. 387-388.
- Системный подход в детекции лжи. // V Съезд
Российского психологического общества. Т. 2. - М.:
РПО, 2012. С. 405-406.
- Isaychev S.A., Chernorizov A.M., Korolev A.D., Isaychev E.S., Dubynin I.A., Zakharov
I.M. The
Psychophysiological Diagnostics of the Functional State of the Athlete. Preliminary Data.
// Psychology in Russia: State of the Art, 2012, vol 5, pp. 244-268.
- Isaychev S.A., Edrenkin I.V., Chernorizov A.M., Isaychev E.S. Event-Related
Potentials in Deception Detection. // Psychology in Russia: State of the Art, 2011,
vol. 4, pp. 438-447.
- Исайчев Е.С., Исайчев С.А., Насонов А.В.,
Черноризов А.М. Диагностика
скрываемой информации на основе анализа
когнитивных вызванных потенциалов мозга
человека. // Национальный психологический
журнал, том 1, ? 5, 2011, с. 70-77.