Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.psy.msu.ru/educat/dopoln/psychology/org_psy_program.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 19:18:54 2016
Кодировка: Windows-1251
Учебная программа 'Организационная психология'
Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Учебная программа 'Организационная психология'

для слушателей программы дополнительного образования 'Основы психологии'

Автор программы: доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией психологии труда факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова Леонова Анна Борисовна.

Содержание

Тема 1. Предмет и статус организационной психологии как комплексной практико-ориентированной научной  дисциплины.

Организационная психология как область междисциплинарных исследований. История развития организационной психологии. Специфика предмета организационной психологии в комплексе научных дисциплин о трудовой деятельности человека и управлении персоналом. Основные направления исследований в организационной психологии.

Тема 2. Базовые понятия и категории анализа в организационной психологии.

Труд и работа. Структура трудовой деятельности. Организационные формы труда. Процесс труда и трудовые нагрузки. Профессионал и профессиональная роль. Служащий организации и должностная позиция. Система прав и обязанностей служащего организации.

Тема 3. Теории организаций.

Ранние технократические теории организаций (М. Вебер, Ф.У. Тейлор, А. Файоль). Организация как социальная общность (Э.Мэйо и др.). Теория X и теория Y Д. Мак-Грегора. Системные теории организаций. Организация как открытая системы (Ч. Бернард, Г. Саймон и др.).

Тема 4. Понятие организации как социотехнической системы.

Общее определение понятия 'организация' в рамках системного подхода. Типы организаций и их классификации по целевой направленности. Основные функции персонала в организациях, их распределение, понятие 'технологии' Структура организации, функциональные подразделения и типы взаимодействий персонала. Успешность работы организации: основные критерии продуктивности и эффективности деятельности организаций.

Тема 5. Организации в постиндустриальном обществе.

Постиндустриальное общество и его особенности. Изменение основных средств производства в постиндустриальном обществе. Изменение образовательных стандартов и требований к персоналу. Мобильность трудовых ресурсов. 'Экономика знаний' и оценка трудового вклада работника. Специфика рабочего места и распределения рабочего времени у персонала 'виртуальных организаций'.

Тема 6. Иерархические уровни психологического анализа деятельности сотрудников организаций.

Трехуровневая модель анализа взаимодействий персонала в организациях. Особенности анализа взаимодействий  на уровнях (1) 'человек-работа'; (2) 'специалист - рабочая группа/трудовой коллектив'; (3) 'служащий - организация'. Основные проблемные области исследований в организационной психологии, выделяемые на каждом из уровней организационных взаимодействий (общая классификация).

Тема 7. Субъективно значимые характеристики труда и 'образ трудовой ситуации'.

Социальные ценности и проблема значимости труда в жизни современного человека. Концептуальная модель анализа субъективно значимых характеристик труда  Дж. Хаккмана и Г. Олдхема.. Компонентный состав основных составляющих 'образа трудовой ситуации': разнообразие, сложность и значимость задач; автономия исполнения; наличие обратной связи о достигнутых результатах. Взаимосвязь образа трудовой ситуации и мотивационных установок субъекта по отношению к работе (понятие 'потенциальной мотивации'). Использование методики 'Диагностика основных субъективных характеристик труда (тест JDS) для оценки индивидуальной привлекательности работы и риск-факторов для нарушений эффективности труда работника.

Тема 8. Профессиональный стресс и психическое здоровье сотрудников организации.

Стресс и психическая напряженность деятельности. Негативные социально-экономические последствия стресса в труде. Стресс и личностное благополучие сотрудников организации. Определения понятия 'профессиональный стресс'. Основные современные подходы к изучению профессионального стресса: экологический, трансактный и регуляторный. Иерархическая модель анализа профессионального стресса. Комплексная диагностико-превентивная система 'Интегральная диагностика  и коррекция стресса' (ИДИКС), примеры ее прикладного использования.

Тема 9. Ценностные ориентации работников и трудовая мотивация персонала.

 О понятиях 'ценности' и 'ценностные ориентации' человека. Общая классификация  ценностных ориентаций по Г. Олпорту. Взаимосвязь ценностных ориентаций с актуальными потребностями профессионала. Понятие трудовой мотивации. 'Пирамида потребностей' по А.Маслоу и ее приложение к анализу трудовой мотивации сотрудников организаций. Описательные и процессуальные теории трудовой мотивации (теория сбалансированности Дж. Адамса и теория ожиданий В. Врума). Особенности мотивационной структуры личности и примеры методик ее диагностики (методика Э. Шейна 'Якоря карьеры', тест В.Э. Мильмана 'Диагностика мотивационной структуры личности).

Тема 10. Удовлетворенность трудом и ее влияние на эффективность деятельности персонала организаций.

Понятие 'удовлетворенность трудом'. Внешние критерии проявлений удовлетворенности/неудовлетворенности трудом. Традиционный подход к оценке удовлетворенности трудом в рамках однофакторной модели. Двухфакторная теория удовлетворенности трудом Ф. Херцберга. Различия во влиянии факторов 'мотиваторов' и факторов 'контекста' на субъективное переживание степени удовлетворенности трудом. Структурные показатели удовлетворенности трудом (личностные особенности, взаимосвязь с производительностью труда, поведенческие установки работников). Интегральный подход к оценке удовлетворенности трудом и прогнозирование негативных последствий снижения удовлетворенности трудом персонала на уровнях организационного поведения и социальной макро-среды.

Тема 11. Взаимодействие сотрудников в рабочей группе и социально-психологический климат в коллективе.

Группы в организациях. Групповые нормы и ценности. Внутригрупповые взаимодействия и ролевые позиции в группе. Социально-психологический климат в коллективе. Основные подходы к анализу социально-психологического климата (Ф. Фидлер, Л.Г. Почебут). Факторы, влияющие на формирования социально-психологического климата в группе. Примеры методик оценки социально-психологического климата в группе.

Тема 12. Лидерство и управление.

Определение понятий 'лидерство' и 'руководство'. Особенности ролевых позиций 'руководитель' и 'лидер' в группе. Классические подходы к анализу лидерства и стилей руководства(авторитарный, демократический, либеральный). Основные концептуальные подхода к анализу лидерства: теория черт, опосредующие теории лидерства, теория атрибуций, теория харизматического лидерства. Современная типология стилей руководства на базе применения метода репертуарных решеток: 'ориентация на задачу' - 'ориентация на персонал' (Р. Блейк и А. МакКэнзи). Методика оценки стиля руководства Блейка-Мутона.

Тема 13. Организационная культура.

Организационная культура как основной регулятор поведения коллективного субъекта труда. Миссия организация и стратегии достижения организационных целей. Функции и структурные компоненты организационной культуры. Основные подходы к изучению организационной культуры. Современные модели анализа и типологии организационных культур. Методы диагностики организационной культуры (методика Дж.Майер - В.А. Чикер 'Субъективная оценка организационной культуры', тест В.М. Снеткова 'Привлекательность организационной культуры'). Организационная культура и приверженность персонала к организации.

Тема 14. Основные направления практической работы и профессиональная позиция психолога в организации.

Классификация основных видов практико-ориентированной деятельности психолога в организациях. Краткая характеристика профессиональных задач психолога в сферах организационной диагностики, организационного консультирования, оценки  персонала, обучения и переподготовки кадров, поддержки работоспособности и охраны  психического здоровья персонала.  Основные функциональные позиции психолога в организациях: исследователь, эксперт, консультант, наставник, руководитель. Модель 'ролевого кольца' и место психолога во внедрении оптимизационных мероприятий в организации. Этические нормы и профессиональные требования к работе психолога с персоналом организации.

Примерный перечень контрольных вопросов

  1. Предмет и основные направления исследований в области организационной психологии.
  2. История развития и междисциплинарный статус организационной психологии.
  3. Классические теории организаций: технократический подход и 'школа человеческих отношений'..
  4. Системный подход к анализу организационных взаимодействий. Понятие организации как социотехнической системы.
  5. Постиндустриальное общество и формирование организаций нового типа.
  6. Основные уровни анализа взаимодействий персонала организаций: иерархическая модель.
  7. Новые формы труда и особенности организационных взаимодействий в постиндустриальном обществе.
  8. Проблема 'образа трудовой ситуации'  и Модель субъективно-значимых характеристик труда Дж. Хаккмана и Г. Олдхема.
  9. Профессиональный стресс и современные подходы к его изучению.
  10. Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом персонала организаций. Основные концепции и модели.
  11. Групповые взаимодействия и социально-психологический климат в коллективе
  12. Руководство и лидерство: базовые теории и современные концепции стилей управления.
  13. Организационная культура: содержание понятия, модели анализа и типы организационных культур.
  14. Типы прикладных исследований и основные функциональные роли психолога в организациях.
  15. Модель 'ролевого кольца' и сферы компетенций организационного психолога.

Обязательная литература

  1. Организационная психология. Учебник (под ред. А.Б.Леоновой). М.: ИНФРА-М. 2013. (Главы 1, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 11 12, 15, 17, 22).
  2. Занковский А.Н. Организационная психология. М.: Флинта. МПСИ. 2002. (Главы 1, 5 6, 7, 8, 12)
  3. Кирхлер Э., Майер-Прести К., Хофманн Е. Психологические теории организаций. Серия 'Психология труда и организационная психология', выпуск 5. Харьков: Изд-во 'Гуманитарный Центр'. 2005. (Главы 1, 4, 5).

О факультете | Поступающим | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приемная комиссия), другие телефоны. E-mail отдела связей с общественностью.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2016: Станислав Козловский