Учебная программа
'Анатомия ЦНС и нейрофизиология'
для слушателей программы
дополнительного образования 'Основы
психологии'
Автор программы доктор
биологических наук, профессор кафедры
физиологии человека и животных биологического
факультета МГУ имени М.В.Ломоносова Дубынин
Вячеслав Альбертович
Раздел I
Тема 1. Общие представления о строении
нейронов и нервной системы.
Разнообразие нервных клеток. Цепи и сети
нейронов. Рефлекторная дуга. Общая
характеристика основных отделов ЦНС и их
функций. Химический состав живых организмов;
многообразие функций белков. Внутреннее
строение нейронов. Нейроглиальные клетки, их
функции. Эмбриогенез нервной системы.
Тема 2. Анатомическая организация и функции
спинного мозга.
Сегменты спинного мозга и спинномозговые
ганглии. Серое вещество спинного мозга.
Сенсорные, вегетативные и двигательные функции
серого вещества; промежуточное ядро. Рефлексы
спинного мозга (моно- и полисинаптические). Белое
вещество спинного мозга. Связи спинного и
головного мозга.
Тема 3. Вегетативная нервная система.
Черепные нервы.
Симпатическая и парасимпатическая
составляющие ВНС, их функциональный антагонизм,
роль в поддержании гомеостаза и реакции на
стресс. Вегетативные центры ЦНС и вегетативные
ганглии. Черепные нервы: двигательные, сенсорные
и парасимпатические; разнообразие их функций.
Тема 4. Продолговатый мозг и мост: строение
и функции.
Дыхательный центр; основные принципы
управления дыханием; роль внутренней
чувствительности. Сосудодвигательный центр;
управление деятельностью сердца и тонусом
сосудов. Проведение вкусовых, слуховых и
вестибулярных сигналов. Центры сна и
бодрствования, их взаимодействие.
Тема 5. Средний мозг. Промежуточный мозг.
Четверохолмье и ориентировочный рефлекс.
Двигательные центры среднего мозга. Таламус как
информационный фильтр и центр внимания.
Терморегуляторная функция гипоталамуса.
Гипоталамус и миндалина как центры
биологических потребностей. Центры голода,
жажды, полового и родительского поведения,
страха, агрессии. Роль гормонов, а также сигналов
из внешней и внутренней среды.
Тема 6. Сенсорные системы организма
человека. Зрение.
Общие принципы организации, разнообразие,
кодировка количества и качества сигналов.Глаз;
фоторецепторы и зрительные пигменты.
Подкорковые зрительные центры. Зрительная кора
(первичная, вторичная и третичная). Бинокулярное
зрение и узнавание зрительных образов.
Тема 7. Слух и вестибулярная система.
Волосковые рецепторы и особенности их
функционирования. Внутреннее ухо. Вестибулярная
система: периферическое звено и центры головного
мозга. Вестибулярные рефлексы. Строение и работа
улитки. Подкорковые слуховые центры. Слуховая
кора (первичная, вторичная и третичная).
Узнавание слуховых образов. Зоны Вернике и Брока.
Раздел II
Тема 8. Потенциал покоя и потенциал
действия нервных клеток.
Методы регистрации электрических процессов в
нейронах. Роль ионов калия, Na-K-насосов и АТФ.
Потенциал действия нервных клеток. Свойства
электрочувствительных натриевых и калиевых
каналов. Порог запуска ПД. Проведение ПД, роль
миелиновых оболочек. Нейроны - водители ритма.
Местные анестетики.
Тема 9. Строение и работа синапса.
Химический синапс. Жизненный цикл медиатора:
синтез, выброс в синаптическую щель,
взаимодействие с рецепторами, пути инактивации.
Постсинаптические потенциалы (ВПСП и ТПСП) и
запуск ПД. Вторичные посредники. Агонисты и
антагонисты медиаторов. Основные медиаторы
нервной системы.
Тема 10. Ацетилхолин и норадреналин -
главные медиаторы периферической НС.
Ацетилхолин (Ацх) и норадреналин (NE), их синтез и
вегетативные эффекты. Никотиновые и
мускариновые рецепторы. Нервно-мышечный синапс.
Никотиновая зависимость. Ацх-эстераза и ее
блокаторы. Типы адренорецепторов. NЕ в головном
мозге: роль голубого пятна. NЕ, адреналин и
реакция на стресс.
Тема 11. Глутаминовая кислота и ГАМК -
главные медиаторы ЦНС.
Глутаминовая кислота и ГАМК: синтез, типы
рецепторов, инактивация. Нарушение баланса
медиаторов-аминокислот как причина многих
отклонений деятельности мозга (повышенная
тревожность, нарушения сна, эпилепсия, СДВГ).
Транквилизаторы, ноотропы, , снотворные и
противосудорожные препараты.
Тема 12. Дофамин и серотонин: медиаторы
психоэмоциональной сферы.
Дофамин: синтез, типы рецепторов. Черная
субстанция; паркинсонизм и его лечение.
Шизофрения и нейролептики. Психомоторные
стимуляторы. Серотонин (5-НТ): периферические и
центральные эффекты. Центральное серое вещество
среднего мозга и ядра шва. 5-НТ-рецепторы, их
разнообразие и функции. МАО и антидепрессанты.
Тема 13. Глицин, гистамин, аденозин,
медиаторы-пептиды. Алкоголь.
Глицин и гистамин - медиаторы ЦНС. Энкефалины и
опиоиды. Вещество Р, другие регуляторные пептиды.
Аденозин и кофеин. Каннабиноиды. Факторы роста
нервов (нейротрофины), стволовые клетки нервной
ткани. Мозг и алкоголь. Общая классификация
нейротропных препаратов.
Раздел III
Тема 14. Двигательные системы мозга.
Типы движений и моторные области ЦНС.
Врожденные и приобретенные двигательные
рефлексы. Локомоция: центры конечностей,
тонические и фазические управляющие влияния.
Произвольные движения: премоторная и моторная
кора. Автоматизация движений: мозжечок и
базальные ганглии.
Тема 15. Механизмы обучения
(кратковременной и долговременной памяти).
Модификация синапсов как основа процессов
обучения. Суммация и ее пресинаптические
механизмы. Долговременная потенциация: роль
NMDA-рецепторов и гиппокампа. Импринтинг и
ассоциативное обучение: общность молекулярных
процессов. Роль подкрепляющих систем мозга в
формировании долговременной памяти.
Тема 16. Высшие (ассоциативные) области коры
больших полушарий.
Ассоциативная теменная кора как зона
формирования речевых центров. Речевая модель
внешнего мира. Ассоциативная лобная кора: выбор и
запуск поведенческих программ; критерии выбора.
Поясная извилина и оценка результатов поведения.
Нейрофизиологические основы мышления и
сознания.
Примерный перечень контрольных вопросов:
- Что такое сома нейрона? Какими могут быть ее
форма и размеры?
- Охарактеризуйте особенности строения и функции
дендритов и аксонов.
- Как называется электрический импульс, с помощью
которого сигнал передается по мембране нейрона?
Какова его средняя длительность и амплитуда?
- Что такое синапс и какие процессы в нем
происходят?
- Какую роль играют в ЦНС медиаторы?
- Каковы функции сенсорных нейронов,
двигательных и вегетативных нейронов,
вставочных нервных клеток (интернейронов)?
- Назовите главный возбуждающий и главный
тормозный медиаторы ЦНС, а также еще не менее 3-х
медиаторов.
- Что Вы знаете о типах глиальных клеток? Каковы
их функции?
- Перечислите отделы спинного мозга (СМ) и число
сегментов в каждом из них.
- Какими областями ('этажами') тела управляет
каждый из отделов СМ?
- Какие жизненно важные функции выполняют
продолговатый мозг и мост?
- В чем общность функций мозжечка и базальных
ганглиев больших полушарий?
- Какими типами движений управляют древняя и
старая части мозжечка?
- Какая область мозжечка связана с управлением
тонкими движениями пальцев?
- Каковы функции четверохолмья среднего мозга?
- Какая структура среднего мозга является
главным центром сна?
- Какова функция черной субстанции - ядра,
расположенного в ножках среднего мозга.
- К какому отделу головного мозга относятся
гипофиз и эпифиз?
- Кратко охарактеризуйте функции таламуса.
- С реализацией каких трех видов деятельности ЦНС
связан гипоталамус?
- Чем образовано мозолистое тело больших
полушарий?
- Каковы функции древней коры больших полушарий?
Где она расположена?
- Назовите наиболее значимую структуру, входящую
в состав старой коры больших полушарий. Какова
главная функция этой структуры?
- В каких долях находятся зрительная и слуховая
области коры больших полушарий?
- Центры двух сенсорных систем находятся внутри
боковой (латеральной, Сильвиевой) борозды
больших полушарий. Что это за системы?
- В какой области больших полушарий расположена
двигательная кора? Как она организована?
- В какой области больших полушарий расположена
соматосенсорная кора (болевая, кожная и мышечная
чувствительность)? Как она организована?
- Кратко охарактеризуйте функции ассоциативной
теменной коры.
- Какие потоки информации сходятся в
ассоциативной лобной коре? Почему ее называют
'главным центром управления поведением'?
- Где находится и какие функции выполняет поясная
извилина - третья наиболее крупная
ассоциативная область коры больших полушарий?
- Какое вещество содержится в организме человека
в наибольшем количестве?
- Какие ионы оказывают на нейроны активирующее
действие, а какие - участвуют в торможении
нервных клеток?
- Приведите примеры моно- и полисахаридов. Каковы
их функции в организме человека?
- Опишите химическое строение липидов (в том
числе, фосфолипидов).
- Как устроены клеточные мембраны?
- Опишите химическое строение аминокислоты.
Сколько типов аминокислот входят в состав белков
нашего организма?
- Что такое первичная, вторичная и третичная
структура белка?
- Что из себя представляет и какую функцию
выполняет активный центр белка?
- Охарактеризуйте два типа белков-ферментов.
- Приведите пример транспортного белка крови.
- В чем сходство и различие белков-каналов и
белков-насосов?
- Какую функцию выполняют белки-рецепторы.
Приведите пример.
- Что такое ген и какую информацию он несет?
- Какова функция РНК и рибосом?
- Охарактеризуйте строение и функции
эндоплазматической сети (ЭПС).
- Как устроен и функционирует комплекс Гольджи?
- Какие группы веществ выводятся из клеток при
экзоцитозе содержимого везикул?
- Как устроены и функционируют митохондрии?
- Какую роль в жизнедеятельности клетки играет
АТФ?
- С помощью какого метода можно измерить заряд
цитоплазмы нейрона?
- Дайте определение потенциалу покоя (ПП) нервной
клетки.
- Что представляет собой Na+-К+-насос и как он
работает?
- Каково соотношение концентрации Na+ в
межклеточной среде и цитоплазме нейрона?
- Каково соотношение концентрации К+ в
межклеточной среде и цитоплазме нейрона?
- Что такое диффузия и от чего она зависит?
- Что останавливает диффузию ионов К+ из
цитоплазмы нейрона в межклеточную среду?
- Каким должен быть ПП нейронов с высоким уровнем
возбудимости? Для выполнение каких функций нужны
такие нейроны (приведите пример)?
- Каким должен быть ПП нейронов с низким уровнем
возбудимости? Для выполнение каких функций нужны
такие нейроны (приведите пример)?
- Дайте определение потенциалу действия (ПД).
Какова его функция в нервных клетках?
- Что такое порог запуска ПД и пороговый стимул?
- С движением каких ионов и в каком направлении
связаны фазы ПД?
- Сравните строение электрочувствительных Na+ и
К+-каналов нейрона. В чем состоит
потенциал-зависимый принцип работы их створок?
- Опишите движение малой створки Na+-канала на
разных этапах ПД.
- Опишите движение большой створки Na+-канала на
разных этапах ПД.
- Опишите движение створки К+-канала на разных
этапах ПД.
- Нарисуйте положение створок Na+ и К+-каналов на
уровне ПП.
- Нарисуйте положение створок Na+ и К+-каналов в
середине восходящей фазы ПД.
- Нарисуйте положение створок Na+ и К+-каналов на
нисходящей фазе ПД сразу после опускания ниже
уровня -50 мВ.
- Что такое тетродотоксин? Каков механизм его
действия на генерацию ПД?
- Опишите механизм распространения ПД по
мембране нейрона. Чему равна примерная скорость
такого распространения?
- Опишите механизм распространения ПД по
миелинизированному аксону. Как зависит скорость
этого процесса от диаметра волокна?
- Каков механизм действия препаратов - местных
анестетиков. Приведите пример такого препарата.
- Что Вы знаете о батрахотоксине? Каков механизм
его действия на нервные клетки?
- Как устроен и работает электрический орган рыб?
- Опишите схему поперечного строения спинного
мозга.
- Каковы функции передних, задних и боковых рогов
спинного мозга.
- Что вы знаете о спинномозговых ганглиях и
вегетативных ганглиях?
- Каковы функции симпатической нервной системы?
Где находятся ее центры?
- Каковы функции парасимпатической нервной
системы? Где находятся ее центры?
- Как влияет симпатическая нервная система на
диаметр бронхов, работу сердца и ЖКТ, тонус
сосудов?
- Нарисуйте дугу сгибательного рефлекса спинного
мозга.
- Нарисуйте дугу коленного рефлекса.
- Сравните свойства коленного рефлекса и
рефлекса сгибания.
- Приведите несколько примеров других врожденных
двигательных рефлексов человека.
- Где находятся инспираторные и экспираторные
центры головного мозга? Какие факторы
увеличивают частоту дыхания?
- За счет каких процессов в дыхательных центрах
развивается вдох и запускается выдох?
- Как сосудодвигательный центр управляет работой
сердца, и где он находится?
- В чем заключаются рефлексы Гольца и
Даньини-Ашнера?
- В чем состоит феномен дыхательной аритмии?
Каков его исходный биологический смысл?
- Как гипоталамус и кора больших полушарий влияют
на дыхание и частоту сокращений сердца?
- Что представляет собой кожно-гальваническая
реакция? Как ее зарегистрировать?
- Какую информацию несет кожно-гальваническая
реакция и изменение диаметра зрачка?
- Какие типы вкусовых рецепторов связаны с
'хорошим' вкусом? Какие врожденные рефлексы они
запускают?
- Какие типы вкусовых рецепторов связаны с
'плохим' вкусом? Какие врожденные рефлексы они
запускают?
- Охарактеризуйте две группы рефлексов,
запускаемых посредством вестибулярных сигналов.
- Сравните функции верхних и нижних холмиков
четверохолмия. Что такое нейроны-детекторы
новизны?
- В чем состоят проявления ориентировочного
рефлекса?
- Где находятся нейроны-терморецепторы
гипоталамуса и на что они реагируют?
- Какие реакции запускаются при перегреве и
переохлаждении?
- Опишите общее строение синапса. Что Вы знаете о
разнообразии синапсов?
- Какие вещества участвуют в процессе синтеза
медиатора?
- Образование медиатора может происходить в соме
либо в пресинаптическом окончании. В чем
сходство и различие этих ситуаций?
- Что такое 'экзоцитоз' медиатора и 'круговорот
везикул' в пресинаптическом окончании?
- По какой причине открываются
электрочувствительные Са2+-каналы
пресинаптического окончания?
- Какую функцию выполняет Са2+, входящий в
пресинаптическое окончание?
- Каким образом Са2+ удаляется из
пресинаптического окончания и зачем это
происходит?
- Как влияют на работу синапса хлорид кальция и
магнезия? Почему?
- Как изменяет работу синапса и нервной системы в
целом токсин бактерии ботулизма?
- Почему яд каракурта вызывает сначала судороги,
а затем паралич?
- Что такое 'вторичные посредники' и какую роль
они играют в жизнедеятельности клетки?
- Назовите два примера веществ - вторичных
посредников. Каковы их функции?
- Дайте определение хемочувствительным ионным
каналам.
- Что такое ВПСП? Каковы его параметры и функция?
- Опишите явления временной суммации ВПСП и
пространственной суммации ВПСП.
- Охарактеризуйте ТПСП, связанные с выходом К+ и
входом Сl-.В чем состоит их значение?
- По какому принципу происходит взаимодействие
ВПСП и ТПСП на мембране нейрона? Каков может быть
результат этого взаимодействия?
- В чем состоит функциональное назначение систем
инактивации медиаторов? К чему приведет блокада
систем инактивации?
- Охарактеризуйте три пути инактивации
медиатора.
- Какой из путей инактивации медиатора самый
быстрый и почему?
- Какой из путей инактивации медиатора называют
'самым экономным' и почему?
- Сравните принципы работы ионотропных и
метаботропных рецепторов.
- Охарактеризуйте понятие 'агониста рецептора'.
В чем состоит принцип действия агонистов?
- Какую функцию выполняет 'защитная' часть
молекул агонистов и антагонистов рецепторов?
- Охарактеризуйте понятие 'антагониста
рецептора'. В чем состоит принцип действия
антагонистов?
- Расскажите о витальных потребностях (по П.В.
Симонову).
- Расскажите о зоосоциальных потребностях (по П.В.
Симонову).
- Расскажите о потребностях саморазвития (по П.В.
Симонову).
- Расскажите о реакциях сопереживания.
- Каков биологический смысл территориального
поведения и как оно проявляется?
- Расскажите о типах исследовательского
поведения.
- Расскажите о типах подражательного поведения.
- В чем биологический смысл рефлексов свободы и
игрового поведения.
- Расскажите о груминге и рефлексе экономии сил.
- Где находятся и с какими функциями связаны
миндалина и гипоталамус?
- Где находятся центры голода и пищевого
насыщения? К чему приводит их повреждение?
- Какие факторы влияют на работу центров пищевой
мотивации?
- Что вы знаете о лептине?
- Где находятся и под влиянием каких факторов
активируются центры жажды?
- Расскажите о вазопрессине (где и как выделяется,
какова функция).
- Где находятся центры полового поведения? Какие
факторы запускают половое поведение?
- Расскажите о лютеинизирующем и
фолликулостимулирующем гормонах. Каковы их
функции? Что вы знаете о люлиберине?
- Расскажите об андрогенах и их эффектах.
- Что вы знаете о прогестероне и его эффектах?
- Расскажите об эстрогенах и их эффектах.
- Где находятся центры материнского поведения?
Под влиянием каких сенсорных стимулов они
активируются?
- Какие гормоны активируют материнское
поведение? Приведите примеры нейро-эндокринных
рефлекторных дуг.
- Что такое пассивно- и активно-оборонительное
поведение? Приведите примеры.
- Как связаны выраженность
активно-оборонительного поведения,
пассивно-оборонительного поведения и
темперамент?
- Какой смысл вкладывается в понятия
'положительное подкрепление' и 'отрицательное
подкрепление'. Как связаны эти типы подкрепления
и эмоции?
- Какое действие на ЦНС оказывают агонисты Glu? Что
Вы знаете о домоевой кислоте?
- Перечислите типы клеток - рецепторов вкуса. Что
такое umami и 'синдром китайского ресторана'?
- Какие ионы пропускают Glu-рецепторы? Как это
связано с нейротоксическим действием глутамата?
- Опишите особенности строения и
функционирования NMDA-рецептора.
- Почему именно Glu-рецепторы можно назвать
'белками памяти'?
- Расскажите о эффектах мемантина и кетамина.
- Каков механизм действия и практическое
применение ламотриджина?
- Как происходит инактивация Glu и ГАМК?
- Охарактеризуйте химическое строение
глутаминовой кислоты и ГАМК.
- Почему ГАМК имеет особое значение для
деятельности систем внимания и двигательного
контроля? Докажите на примере СДВГ.
- Что Вы знаете об аминалоне и его практическом
применении?
- Каковы свойства ноотропов как особой группы
лекарственных препаратов?
- Чем отличается действие на нервную систему
ноотропила и СЕМАКСА?
- Охарактеризуйте два типа рецепторов ГАМК. Чем
они сходны и в чем различны?
- Расскажите о бикукулине и пикротоксине.
- Какими свойствами характеризуются барбитураты?
Приведите примеры барбитуратов (не менее 3-х).
- Когда открыты и какими свойствами
характеризуются бензодиазепины? Приведите
примеры бензодиазепинов (не менее 3-х).
- Каков механизм действия и практическое
применение вальпроатов?
- На какие области (и функции) ЦНС влияют
транквилизаторы (анксиолитики)? За счет чего
развиваются их побочные эффекты?
- Каковы симптомы, обусловленные синдромом
отмены транквилизаторов и снотворных?
- Какие агонисты ГАМК лучше использовать как
снотворные, а какие - для наркоза? Почему?
- Что Вы знаете о причинах и симптомах эпилепсии?
- Что такое СДВГ? Каковы его проявления? Как их
ослабить?
- Нарисуйте и прокомментируйте S-образную кривую
обучения по Павлову.
- Какие мозговые центры участвуют в формировании
'Павловского' условного рефлекса
слюноотделения?
- Какие мозговые центры участвуют в формировании
условного рефлекса - прыжка на полку?
- В чем биологический смысл условных рефлексов и
их основное преимущество по сравнению с
безусловными?
- Опишите суммацию как поведенческий феномен (в
том числе эксперименты на аплизии). Почему можно
говорить, что в данном случае мы имеем дело с
простейшим типом памяти?
- Как устроена рефлекторная дуга, отвечающая за
суммацию у аплизии?
- Каков синаптический механизм суммации? Какую
роль в этом процессе играют ионы кальция?
- Опишите долговременную потенциацию как
поведенческий феномен.
- Опишите механизм и причины 'выбивания'
магниевых пробок и их возвращения на место. Что
происходит при этом с памятью?
- Какова функция круга Пейпеза и какие структуры
в него входят?
- Что Вы знаете о строении, расположении и
функциях гиппокампа?
- Опишите импринтинг как поведенческий феномен
на примере экспериментов Лоренца.
- Охарактеризуйте основные черты импринтинга.
Чем он отличается от всех остальных типов памяти?
- Перечислите основные типы импринтинга,
приведите примеры.
- Что происходит с синапсами на входе в
обучающийся нейрон в процессе импринтинга.
- Каковы молекулярные механизмы импринтинга?
Какова роль ДНК и рибосом?
- Чем молекулярный механизм ассоциативного
обучения отличается от механизма импринтинга?
- Почему круг Пейпеза необходим для
ассоциативного обучения и формирования
долговрем. памяти?
- Какие последствия вызывают двусторонняя травма
гиппокампа и его электрическая стимуляция?
- Перечислите основные условия ассоциативного
обучения (по Павлову).
- 'Память - сетевой свойство нейронов коры
больших полушарий'. Поясните эту фразу. Почему не
существует 'молекул памяти', специфически
связанных с запоминаем той или иной информации?
- Что такое 'положительное' и 'отрицательное'
обучение? С какими центрами подкрепления они
связаны?
- Назовите и кратко охарактеризуйте три
составляющих 'стандартной' сенсорной системы.
- Какие рецепторы называются
первично-чувствующими? Приведите примеры. Как
выглядит обонятельный рецептор?
- Какие рецепторы называются
вторично-чувствующими? Приведите примеры. Как
выглядит вкусовой рецептор?
- Что такое 'рецепторный потенциал'? Как он
возникает и какую роль играет в работе сенсорных
систем?
- Как происходит кодировка 'количества'
сенсорного сигнала?
- Как выглядит реакция кожного рецептора на
подпороговый, слабый и сильный стимулы?
- Сформулируйте топический принцип организации
сенсорных систем. Поясните его на примере
соматотопических отношений.
- Как происходит кодировка 'качества' сенсорного
стимула? Что является 'количеством' и
'качеством' в зрительной и соматосенсорной
системах?
- Как происходит кодировка 'качества' сенсорного
стимула? Что является 'количеством' и
'качеством' в вестибулярной и слуховой системах?
- Какова функция хрусталика?
- Охарактеризуйте основные типы движений глаз.
- Каков принцип работы фоторецептора? На чем
основана генерация им рецепторного потенциала?
- Опишите строение и свойства палочек. Что такое
родопсин?
- Опишите строение и свойства колбочек. Чем
различаются родопсины разных типов?
- Чем отличаются функции палочек и колбочек?
- 'Цветовое многообразие мира представляет собой
зрительную иллюзию'. Поясните эту фразу.
- Несмотря на то, что в зрительном нерве лишь
около 1 млн. волокон ('пикселей'), мы видим в итоге
весьма детализированную картину внешнего мира.
За счет чего это становится возможным?
- Кратко охарактеризуйте функцию передних ядер
гипоталамуса с точки зрения обработки
зрительной информации.
- Охарактеризуйте основные центры сна и
бодрствования головного мозга.
- Какова функция зрительных центров среднего
мозга и таламуса?
- Опишите локализацию и функции первичной
зрительной коры.
- Опишите локализацию и функции вторичной
зрительной коры.
- Опишите локализацию и функции третичной
зрительной коры. Какие зрительные образы
являются самыми трудными для узнавания?
- Каковы принципы бинокулярного зрения?
- Что вы знаете о протезировании зрения и слуха?
- Как устроено внутреннее ухо человека?
- Нарисуйте волосковый рецептор.
- Каков принцип работы волоскового рецептора? На
чем основана генерация им рецепторного
потенциала?
- Какова роль инерции в работе вестибулярных
рецепторов?
- За счет каких особенностей строения
вестибулярного органа происходит различение
направлений ускорения?
- Чем отличаются функции рецепторов
вестибулярных мешочков и каналов?
- Какое ускорение всегда на нас действует и как
это связано с установкой головы в пространстве?
- Какие реакции вызывают вестибулярные сигналы,
передаваемые в спинной мозг и средний мозг?
- Какие реакции вызывают вестибулярные сигналы,
передаваемые в таламус и вестибулярную кору?
- Где расположена и с какими зонами соседствует
вестибулярная кора больших полушарий?
- Опишите общее строение среднего уха и роль
слуховой трубы.
- Опишите систему барабанной перепонки и
овального окна как усилителя колебаний
окружающей среды.
- Опишите общее строение улитки в поперечном
разрезе.
- Сравните 'тонотопические' теории Гельмгольца и
Бекеши.
- Как связано с расстоянием от овального окна
различение внутри улитки различение звуков
различной тональности?
- Каков диапазон нормального слуха человека?
Какие частоты входят в речевой диапазон?
- Какова роль наружных и внутренних волосковых
клеток улитки?
- 'Улитка представляет собой
частотно-амплитудный анализатор'. Поясните эту
фразу.
- Приведите примеры спектров различных звуковых
сигналов.
- Каковы функции слуховых ядер продолговатого
мозга и моста ('ромбовидной ямки')?
- Каковы функции слуховых ядер среднего мозга и
таламуса?
- Опишите локализацию и функции первичной
слуховой коры.
- Опишите локализацию и функции вторичной
слуховой коры. Какие слуховые образы она узнает
врожденно?
- Опишите локализацию и функции третичной
слуховой коры. Какие слуховые образы являются
самыми трудными для узнавания?
- Что делают и как связаны между собою зоны
Вернике и Брока?
- В чем состоял опыт Отто Леви, позволивший
высказать предположение о химической природе
передачи сигнала в синапсах вегетативной
нервной системы?
- Один и тот же медиатор может влиять на несколько
типов рецепторов, причем агонисты и антагонисты
этих рецепторов будут разными. За счет чего это
возможно?
- Как называются два главных типа рецепторов к
Ацх? Почему они так названы?
- Как устроен никотиновый рецептор? Какие ионы он
способен пропускать?
- Как влияют на работу никотинового рецептора
курарин и альфа-нейротоксин?
- Охарактеризуйте свойства мускаринового
рецептора. За счет чего мускариновый рецептор в
одних случаях запускает ВПСП, а в других - ТПСП?
- Какие нейроны, образующие волокна
периферической нервной системы, выделяют Ацх?
- В каких синапсах периферической нервной
системы сигнал передают никотиновые рецепторы, а
в каких - мускариновые рецепторы?
- Какие черепные нервы проводят сигналы
парасимпатической системы? Что это за сигналы?
(см. лекцию о рефлексах).
- Какие черепные нервы содержат аксоны
мотонейронов? Какими мышцами они управляют?
- Что такое двигательная единица? От чего зависит
число входящих в ее состав мышечных клеток?
- Какова длительность сокращения клетки
скелетной мышцы? Какие белки его обеспечивают?
- Опишите строение нервно-мышечного синапса.
Какая величина ВПСП для него характерна?
- Каким образом ПД мышечной клетки приводит к
росту концентрации Са2+ в ее цитоплазме?
- Какую функцию выполняет Са2+, выходящий в
цитоплазму мышечной клетки?
- Опишите особенности влияния никотина на работу
вегетативной нервной системы.
- Что вы знаете об Ацх-нейронах головного мозга?
Какие Ацх-рецепторы работают в центральных
синапсах?
- Опишите особенности влияния никотина на работу
головного мозга.
- Охарактеризуйте феномен 'привыкания' к
препаратам, действующим на ЦНС.
- Что такое 'синдром отмены' и с чем он связан?
- Что происходит в результате формирования
зависимости от наркотического (лекарственного)
препарата?
- Охарактеризуйте свойства и физиологическую
активность мускарина и атропина.
- Где расположена и какие функции выполняет
ацетилхолинэстераза?
- Приведите примеры блокаторов Ацх-эстеразы и
опишите опасные для жизни последствия их
применения.
- Расскажите о миастении и ее лечении.
- Какие вещества последовательно превращаются
друг в друга при образовании NE и адреналина?
- Расскажите об альфа-адренорецепторах.
- Расскажите о бета-адренорецепторах.
- Расскажите об эфедрине.
- Каково клиническое применения нафтизина и
галазолина?
- В какой ситуации и почему используется
сальбутамол?
- При каком заболевании используются клофелин и
атенолол? Каковы механизмы их действия?
- За счет каких влияний симпатической НС растет
частота и сила сердечных сокращений?
- Что такое пресинаптическое аутоторможение в
NE-синапсах? В чем состоит его смысл?
- Что такое 'гомеостаз'?
- За счет чего происходит сужение и расширение
сосудов головного мозга?
- Расскажите об управлении тонусом сосудов мышц.
Как изменяется кровоток через мышцу при
физической нагрузке?
- Как регулируется кровоток через сосуды сердца?
- За счет чего происходит сужение и расширение
сосудов ЖКТ?
- Как регулируется кровоток кожи? Почему при
стрессе на лице человека могут появляться
красные пятна?
- Что является первопричиной развития
воспаления? Как связаны проявления воспаления и
тонус сосудов?
- Как можно снять симптомы насморка?
- С чем связано развитие астмы и как можно
ослабить (устранить) ее симптомы?
- Расскажите о строении и работе 'брюшного мозга'
- плексуса ЖКТ.
- Где расположено голубое пятно и куда
направляются его аксоны?
- Нейроны голубого пятна обеспечивают
'психическое сопровождение стресса'. Какие 5
групп эффектов Вы можете перечислить в
подтверждение этого?
- Может ли возникнуть зависимость от NE? Приведите
несколько примеров.
- Охарактеризуйте 3 группы стрессогенных
стимулов, активирующих центры заднего
гипоталамуса.
- Каким образом сигнал из ЦНС передается к
клеткам надпочечников?
- Каковы свойства клеток мозгового вещества
надпочечников? Какие гормоны они выделяют?
Какова их функция?
Обязательная литература
- Дубынин В.А., Каменский А.А., Сапин М.Р.,
Сивоглазов В.И. Регуляторные системы организма
человека. М., Дрофа, 2010.
- Никколс Дж.Г., Мартин А.Р. и др. От нейрона к мозгу.
М., Либроком, 2012.