Учебная программа
'Клиническая психология'
для слушателей программы
дополнительного образования 'Основы
психологии'
Автор программы: кандидат
психологических наук, доцент, ведущий научный
сотрудник кафедры нейро- и патопсихологии
факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова Балашова Елена
Юрьевна
Введение
Место клинической психологии в системе
научного знания. Психология, философия, медицина
и биология как источники формирования
представлений о предмете клинической
психологии. Значение ознакомления с основами
клинической психологии для будущих психологов.
Раздел 1. Теоретические основы и практические
задачи клинической психологии
Тема 1. Предмет и структура клинической
психологии.
История возникновения и развития клинической
психологии как науки и как области
профессиональной деятельности психологов.
Психология и медицина. Предмет клинической
психологии. Специфика клинико-психологического
подхода к изучению психических явлений. Области
применения клинико-психологических знаний.
Факторы, обуславливающие интенсивное развитие
современной клинической психологии. Основные
разделы клинической психологии:
нейропсихология, патопсихология, психосоматика
и психология телесности, психология аномального
развития, психокоррекция и психотерапия. Их
общие черты и особенности.
Тема 2. Теоретические и практические задачи
клинической психологии.
Фундаментальные психологические проблемы,
решаемые на моделях патологии: связь телесных
(соматических) процессов с 'душевными', мозг и
психика, структура и динамика отдельных
психических процессов и личности в целом,
развитие психики в онтогенезе. Методологические
аспекты клинической психологии. Практические
задачи и функции клинических психологов. Роль
психологии в профилактике заболеваний. Виды
клинико-психологической диагностики. Типы
экспертных задач, решаемых клиническими
психологами. Психологическая коррекция и
психотерапия. Участие клинических психологов
в социально-трудовой адаптации, реабилитации
больных и в восстановлении нарушенных высших
психических функций. Особенности
клинико-психологической профилактики,
диагностики, экспертизы, психокоррекции при
работе с детьми. Единство теоретических и
практических аспектов клинической психологии.
Этические принципы в научной и практической
деятельности клинических психологов.
Тема 3. Основные понятия клинической
психологии.
Понятие о психической норме и патологии.
Вариабельность возможных подходов к
пониманию нормы. Учет возрастных факторов при
квалификации психических явлений как нормальных
или патологических. Здоровье и болезнь.
Категория психического здоровья. Этиология,
нозология, патогенез. Международные и
национальные классификации болезней.
Общепсихологические составляющие
концептуального аппарата клинической
психологии. Симптом, синдром, фактор в
клинической психологии. Принципы синдромного
анализа. Типы факторов, лежащих в основе
нарушений (изменений) формирования и протекания
психической деятельности.
Раздел 2. Основные направления клинической
психологии и тенденции их современного развития
Тема 4. Актуальные проблемы нейропсихологии.
Нейропсихология - область психологии,
изучающая мозговую организацию психических
процессов. История изучения проблемы
локализации психических функций: 'узкий'
локализационизм, антилокализационизм,
эклектические концепции. А.Р. Лурия -
основоположник нейропсихологии в нашей
стране. Значение работ Л.С. Выготского, П.К.
Анохина, Н.А. Бернштейна для развития
нейропсихологии. Современные представления о
психической функции как о функциональной
системе. Теория системной динамической
локализации высших психических функций. Симптом,
синдром, фактор в нейропсихологии. Три
функциональных блока мозга. Межполушарная
асимметрия и межполушарное взаимодействие.
Нейропсихологический подход к изучению
нарушений произвольных движений, восприятия,
мышления. Методы нейропсихологического
исследования. Современные представления о
развитии мозга в онтогенезе. Нейропсихология
детского возраста. Прикладные аспекты
нейропсихологической работы с детьми.
Тема 5. Основы патопсихологии.
Предмет патопсихологии, ее теоретические
основы и актуальные проблемы. Возникновение и
становление патопсихологии на стыке психологии
и психиатрии. Вклад В.М. Бехтерева, С.С.
Корсакова, Б.В. Зейгарник в развитие
патопсихологии в России. Методы
патопсихологической диагностики. Принципы
построения патопсихологического
эксперимента. Патопсихологический подход к
изучению нарушений восприятия, мышления,
личности при психических заболеваниях и
'пограничных' расстройствах. Возрастные аспекты
патопсихологии.
Тема 6. Психологические исследования в
соматической клинике.
Подходы к изучению психосоматической проблемы.
Роль психических факторов в возникновении и
течении соматических заболеваний. Особенности
личности и болезнь. Влияние хронической
соматической болезни на психику. Основные уровни
и характеристики 'внутренней картины болезни'
(ВКБ) как динамичного образования.
Психологические проблемы преодоления болезни,
кризиса личности и изменений системы отношений
при различных психосоматических заболеваниях.
Влияние возрастных факторов на течение
психосоматических заболеваний. Особенности ВКБ
в разные периоды детского и подросткового
возраста. Психология телесности и современный
этап развития психосоматических исследований.
Тема 7. Психология аномального развития.
Предмет психологии аномального развития и ее
взаимосвязь с возрастной психологией,
дефектологией, детской психиатрией. Соотношение
социальных и биологических факторов в
возникновении нарушений психического развития.
Психологические параметры дизонтогенеза.
Клинико-психологический подход к изучению
дизонтогенеза. Стадии психического развития
ребенка в норме. Кризисные периоды развития.
Гетерохрония и асинхрония в нормальном и
патологическом развитии. Межфункциональные
взаимодействия в онтогенезе. Психологическая
характеристика отдельных форм психических
расстройств в детском возрасте (по В.В.
Лебединскому): стойкое недоразвитие, задержанное
психическое развитие, поврежденное развитие,
дефицитарное развитие, искаженное развитие,
дисгармоническое развитие. Особенности
психологической диагностики и коррекции детей.
Примерный перечень контрольных вопросов
- Предмет клинической психологии.
- Факторы, определяющие возрастание потребности
в клинико-психологической помощи.
- Основные направления клинической
психологии и тенденции их современного развития.
- Вклад клинической психологии в решение
фундаментальных проблем общей психологии.
- Соотношение медицинской и клинической
психологии.
- Практические задачи и функции клинических
психологов.
- Виды клинико-психологической диагностики.
- Психологическая реабилитация больных.
- Восстановительное обучение при локальных
поражениях мозга.
- Психотерапия, психологическая коррекция и
консультирование.
- Типы экспертных задач, решаемых клиническими
психологами.
- Этические принципы в деятельности клинического
психолога.
- Понятие психической нормы. Норма и патология.
- Здоровье и болезнь.
- Симптом, синдром, фактор в клинической
психологии.
- Методы клинической психологии.
- Предмет и задачи нейропсихологии.
- Учение о системной динамической локализации
ВПФ и его значение для развития клинической
психологии.
- Предмет и задачи патопсихологии.
- Принципы построения патопсихологического
эксперимента.
- Виды нарушений мышления (по Б.В. Зейгарник).
- Психологические проблемы в соматической
клинике.
- Внутренняя картина болезни. Ее уровни и
основные характеристики как динамичного
образования.
- Психология аномального развития.
Обязательная литература
- Зейгарник Б.В. Патопсихология. М: МГУ, 1986.
- Клиническая психология / Ред. М. Пере и У. Бауман.
СПб: Питер, 2003.
- Лебединский В.В. Нарушения психического
развития у детей. М: МГУ, 1985.
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М:
МГУ, 1969.
- Психосоматика: телесность и культура. Под ред.
В.В. Николаевой. М: Академический проект, 2009.