Различные значения термина 'психология'.
Общее представление о психике и сознании. Из
истории 'донаучной' психологии.
Психологическое знание в обыденной жизни.
Примеры описаний индивидуальных
психологических различий, способов поведения.
Возможности обобщения типовых психических черт
на примере классификаций темперамента.
Психология и философия. Представления о душе в
античной философии, их значение для современной
психологии. Практическая и исследовательская
психология. Становление научной психологии,
общая характеристика ее предмета и методов.
Сравнительные особенности житейского и научного
познания в психологии. Психология как
естественно-научная и гуманитарная дисциплина.
Уникальность психологической науки: человек как
субъект и объект познания. Взаимосвязь научной и
житейской психологии, формы их сотрудничества.
Разделы психологии и критерии их выделения.
1.2. Становление предмета психологии.
Объект и предмет научного познания. Различие
представлений о предмете психологии.
Проблема изучения сознания в философии.
Явления сознания как предмет экспериментального
психологического исследования. Структура
сознания, его свойства. 'Поток сознания'. Метод
интроспекции, его основные правила, возможности
и ограничения метода интроспекции. Примеры
гештальтфеноменов, понятие инсайта.
Проблема объективного метода в психологии.
Предмет и задачи психологии поведения.
Общее представление о научении и его видах.
Понятие промежуточной переменной. Проблема
активности действующего субъекта в психологии и
физиологии. Неосознаваемые процессы в поведении
человека. Проблема бессознательного в
психоанализе. Представление об аффективных
комплексах и методе свободных ассоциаций.
Категория деятельности в психологии.
Порождение и функционирование сознательных
(психических) представлений в реальном процессе
жизни людей. Принцип единства сознания и
деятельности.
Сенсорные и перцептивные процессы (ощущения
и восприятие). Сенсорные анализаторы и их роль в
измерительных процессах восприятия.
Категориальные характеристики восприятия.
Непроизвольное и произвольное внимание.
Ориентировочный рефлекс. Распределение
внимания.
Память и механизмы памяти. Запоминание,
сохранение и воспроизведение информации.
Мышление и речь. Стадии развития интеллекта.
Коэффициент интеллектуального развития.
Воспроизведение и понимание речи. Языковая
структура познавательных процессов.
1.4. Аффективные и эмоциональные процессы.
Потребности и мотивация. Чувства, аффект,
фрустрация. Стресс и его влияние на
функциональное состояние и поведение человека.
Психология лжи.
Литература к теме 1.1.
Основная
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.
М., 1988. С.7-19 (1,3,4).
Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. М.,1992. С.83-84 (1),
101-110 (4).
Аристотель. Соч. в 4 т. Т.1. М., 1976. С. 394-401 (3). Там же:
Асмус В. Трактат 'О душе'. С. 50-62 (3).
Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. М., 1992. С. 200-202,
224-233 (2, 4).
Зощенко М.М. Повесть о разуме. М., 1992. (2, 4).
Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине.
Прага, 1983. С. 214-223 (2).
Платон. Соч. в 3 т. Т.2. М., 1970. С. 53-57, 61-67, 81-96, 209-221 (3).
Психология личности. Тексты. М., 1982. С. 216-227
(Платон) (3).
Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. С. 213-229
(2,3).
Литература к теме 1.2.
Основная:
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.
М., 1988. С. 34-47 (2), 53 (3), 65-67 (5), 72-75 (7), 76-77 (5), 87-89 (6), 90-93 (5).
Джемс У. Психология. М., 1991. С. 56-72 (3).
Психология эмоций. Тексты/ Под ред. В.К.Вилюнаса,
Ю.Б.Гиппенрейтер. М., 1984. С.47-61 (Вундт) (1).
Хрестоматия по вниманию/ Под ред. А.Н.Леонтьева,
В.Я.Романова, А.А.Пузырея. М., 1976. С. 7-24 (Вундт), 34-36
(Титченер) (2).
Хрестоматия по истории психологии/ Под ред.
П.Я.Гальперина, А,Н,Ждан. М., 1980. С. 17-18, 33-44 (Уотсон)
(3), 45-69 (Толмен) (4); 146-148, 184-188 (Фрейд) (6).
Хрестоматия по общей психологии. Психология
памяти/ Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. М.,
1980. С. 104-119 (Фрейд) (6).
Дополнительная:
Антология мировой философии. В 4 т. Т.2. М., 1970. С.
231-232, 237-242 (Декарт); 412-413, 417-420 (Локк) (1).
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение общую психологию. М.,
1988. С. 48-63 (3,4), 64-93 (5-7).
Джемс У. Психология. М., 1991. С. 72-80 (2).
Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М.,
1993. С. 7-31 (1).
Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.,
1966. С. 135-153, 180-183 (5).
Литература к теме 1.3.
Основная:
Хрестоматия по вниманию/ Под ред. А.Н.Леонтьева,
В.Я.Романова, А.А.Пузырея. М., 1976. С.
Хрестоматия по общей психологии. Психология
памяти / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. М.,
1980.
А.Р. Лурия. Язык и мозг. 1974. Вопросы психологии.
Н.1, с. 49-60.
Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. Соч. в 6
томах.
Литература к теме 1.4.
Джемс У. Психология. М., 1991. С.80-119 (2,3).
А.Р. Лурия и О.С. Виноградова. 1971 В сб.
Семантическая структура слова. М. Изд. Наука.
Психология эмоций. Тексты/ Под ред. В.К.Вилюнаса,
Ю.Б.Гиппенрейтер. М., 1984. С.47-61 (Вундт) (1).