Определение оценки персонала (ОП), ее
назначение, отличия от психодиагностики.
Последовательность проведения ОП. Цели ОП.
Соотношение целей и задачей организации и целей
ОП.
Основные направления работы кадровой службы,
связанные с ОП:
Подбор и отбор сотрудников при приеме на работу
Аттестация персонала
Обучение персонала
Горизонтальная и вертикальная ротация
сотрудников
Анализ состояния социально-психологического
климата в организации
Работа с кадровым резервом и т.д.
2. Критерии оценки персонала
Разработка критериев ОП. Типы критериев,
применяемые при ОП:
Характеристики работника (профессиональные,
профессионально-важные качества, формальные
характеристики).
Результаты деятельности (количественные и
качественные, временные и др. критерии).
Источники получения критериев ОП. (описания в
литературе, нормативные документы, собственный
банк данных и т.д.). Достоинства и недостатки
основных источников получения критериев.
3. Профессиография
Профессиография как метод выработки критериев
ОП. Схема профессиографического исследования.
Методы проведения профессиографического
исследования (эксперимент, наблюдение на рабочем
месте и т.д.). Методы интервью и анкетирования в
профессиографическом исследовании. Структура
интервью. Типы профессиографических анкет.
Работа с экспертами в ходе интервью и
анкетирования. Обработка результатов
профессиографического исследования.
Преобразование выделенных в ходе
профессиографического исследования качеств,
характеристик, свойств и т.д. в критерии оценки.
Весовые коэффициенты критериев.
4. Организационная диагностика
Организационная диагностика (ОД), основные цели
ее проведения. Типы ОД (финансовая,
информационная, социально-психологическая и
т.д.). ОД как метод выработки критериев ОП и
собственно как метод ОП. Схема проведения ОД.
Методы проведения ОД (анализ документации,
наблюдение за работой коллектива и т.д.). Методы
интервью и анкетирования в ОД. Типы анкет,
применяемых в ходе ОД. Анонимные и открытые
анкеты, их достоинства и недостатки, основные
сферы применения. Примеры анкет, используемых в
ОД.
Рекомендации по проведению ОД. Организация
процесса, последовательность проведения ОД
мероприятий. Работа с руководителями, методы
снятия защитных барьеров в процессе
диагностической коммуникации. Основные
категории сотрудников, полезных при проведении
ОД. Использование результатов анкетирования в
ходе собеседования. Методы сбора заполненных
анкет.
5. Процедурная часть оценки персонала
Индивидуальная оценка сотрудников организации.
Ассесмент-технологии, ассесмент-центр в ходе ОП.
Основные методы индивидуальной оценки.
Комплексы методов ОП, применяемые при достижении
разных целей ОП (оценка руководителей, рядовых
сотрудников, работа с кадровым резервом, прием на
работу и т.д.).
6. Круговая оценка
Круговая оценка (оценка на 360 градусов).
Назначение круговой оценки. Основные источники
получения информации. Работа с руководителями,
коллегами, подчиненными оцениваемого
сотрудника.
Методы круговой оценки (КО): интервью и
анкетирование. Структура интервью. Анкеты для КО
(метод прямой оценки, метод вынужденного выбора и
др.), их достоинства и недостатки. Правила
формулировки критериев при разработке анкет.
Анонимные и открытые анкеты в ходе КО. Типы шкал,
применяемые при обработке результатов
анкетирования (номинальная, порядковая,
интервальная). Подведение итогов КО.
7. Ассесмент-центр
Ассесмент-центр (центр оценки персонала) (АЦ).
Назначение АЦ, основные категории сотрудников,
для оценки которых необходимо проведение АЦ.
Процедуры, входящие в структуру АЦ. Сочетание
разных методов при проведении разных видов ОП.
Индивидуальное тестирование (ИТ). Типы тестов,
применяемых в ходе ИТ (профессиональные,
психологические тесты).
Профессиональные тесты, источники их получения.
Основные типы психологических тестов,
применяемых в ходе ИТ (объективные, нормативные,
проективные и т.д.). Тесты, применяемые для
исследования различных сторон психики
(когнитивной, эмоционально-волевой,
мотивационной, коммуникативной сфер,
самосознания). Наиболее часто применяемые тесты,
их достоинства и недостатки с точки зрения ОП.
Ограничения применения тестов при проведении
разных видов ОП, при работе с различными
испытуемыми.
Составление тестовой батареи.
Автоматизированные варианты тестов.
Ситуационно-поведенческое тестирование (СПТ).
Назначение СПТ (моделирование поведения и
деятельности оцениваемых сотрудников).
Испытуемые на СПТ. Основные категории
сотрудников, при оценке которых целесообразно
применение СПТ. Правила формирования групп
испытуемых. Работа с группами и подгруппами
испытуемых. Методы нормализации групповой
динамики.
Ведущий на СПТ, его основные функции,
требования, предъявляемые к нему.
Эксперты на СПТ. Типы экспертов.
Подготовительная работа с экспертами.
Организация экспертного наблюдения. Соотношение
количества экспертов и оцениваемых сотрудников.
Методы экспертной оценки, бланки для оценки.
Основные критерии оценки на СПТ. Подведение
итогов экспертной оценки. Фиксация результатов
исследования, видеозапись.
Ситуационно-поведенческие тесты. Типы тестов,
применяемых на СПТ (профессионально
специфические и неспецифические тесты,
конвергентные и дивергентные задачи, ролевые и
деловые игры, конкретные ситуации), их
назначение. источники получения тестов для СПТ.
Индивидуальное собеседование, интервью (И).
Основные принципы И. План проведения И. Типы и
стратегии проведения И. Основные компоненты И:
Установление контакта, поддержание его в ходе И.
Методы организации процедуры И, снятия
психологической напряженности в ходе И.
Диалог: постановка вопросов и анализ ответов.
Типология вопросов (открытые и закрытые,
активные и пассивные, прямые и косвенные вопросы
и т.д.).
Слушание собеседника, анализ ответов.
Присутствующее поведение.
Невербальное общение. Мимика, пантомимика,
паралингвистика, межличностное пространство и
т.д.
Предоставление обратной связи в процессе И.
Завершение контакта.
8. Итоги оценки персонала
Подведение итогов ОП. Анализ полученной
информации. Составление рейтинга сотрудников.
Принятие решение и разработка рекомендаций по
результатам ОП. Учет результатов ОП.
Рекомендуемая литература:
Баллантайн И., Пова Н. Центры оценки и развития.
М., Hippo, 2003.
Белановский С.А. Глубокое интервью. М.,
Николло-М., 2001.
Бодров В.А. Практикум по дифференциальной
психодиагностике профессиональной пригодности.
М., PerSe. 2004.
Борисова Е.А. Оценка и аттестация персонала.
СПб., Питер, 2003.
Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу
менеджмент. М., Гардарика, 1999.
Зеер Э.Ф. Психология профессий. М., Академический
проект, 2003.
Кабаченко Т.С. Психология управления. М., РПА, 1997.
Кабаченко Т.С. Психология управления
человеческими ресурсами. СПб., Питер. 2003.
Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом
организации. Отбор и оценка при найме,
аттестации. М., Экзамен, 2004.
Магура М.И., Курбатова М.Б. Оценка работы
персонала. Подготовка и проведение аттестации.
М., ЗАО Бизнес-школа 'Интел-Синтез', 2002.
Магура М.И., Курбатова М.Б. Современные
персонал-технологии. М., ЗАО Бизнес-школа
'Интел-Синтез', 2001 (и другие книги Магуры в том же
издательстве).
Никифоров Г.С., Дмитриева М.А., Снетков В.М.
Практикум по психологии менеджмента и
профессиональной деятельности. СПб., Речь, 2003.
Общая психодиагностика. Под ред. Бодалева А.А.,
Столина В.В. СПб., Речь., 2002.
Панфилова А.П. Деловая коммуникация в
профессиональной деятельности. СПб., Знание, 2001.