ПРОЕКТ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Пленума совета по психологии УМО по
классическому университетскому образованию
От 24 ноября 2006 г.
Заслушав и обсудив доклад Зам. Председателя УМО
по классическому университетскому образованию,
проректора МГУ им. М.В. Ломоносова
А.М. Салецкого, Пленум отмечает, что
национальные интересы, потребности и стратегии
развития высшего профессионального образования
(ВПО) в Российской Федерации, провозглашенные
Правительством в связи с курсом на вхождение
России в европейское экономическое
пространство, требуют изменений парадигмы
стандартизации образования, согласованной с
принципами Болонского соглашения.
В период перехода к реализации Болонского
процесса в рамках направления "Психология"
еще в 2000 году были разработаны государственные
образовательные стандарты ВПО по трем уровням
подготовки психологов: специалист, бакалавр,
магистр. Сохранение традиционной для
российского высшего образования модели
пятилетней подготовки специалиста позволило
создать необходимые условия для обеспечения
преемственности достижений психологического
образования складывающимся новым условиям и
требованиям. В частности, сохранение подготовки
специалистов-психологов позволило за 1996-2006 гг.
существенно (с 10 до 300) увеличить число
образовательных учреждений ВПО, реализующих
образовательные программы по психологии. Тем
самым в значительной степени был покрыт
имевшийся в различных отраслях экономики и
социальной сферы дефицит кадров психологов.
Однако период экстенсивного развития
образовательного пространства подготовки
психологов сегодня значительно замедлился и на
первый план вышли вопросы и проблемы обеспечения
качества образовательных процессов, что
полностью соответствует подписанной Россией в
сентябре 2003 года Болонской декларации. Одним из
наиболее признаваемых профессиональной
общественностью и вузами путей "мягкой" и
оптимальной реализации обязательных требований
Болонского процесса является разработка моделей
сопряженной подготовки бакалавров,
специалистов, магистров в кредитно-модульном
формате, что должно найти свое отражение при
проектировании ГОС ВПО 3-го поколения.
Сохранение в действующей системе ВПО
традиционной для классического
университетского образования модели
психолога-специалиста с фундаментальной
подготовкой в области общих гуманитарных,
математических, социально-экономических и
естественно-научных дисциплин продиктовано и
особым характером его профессиональной
деятельности в системе "человек - человек".
Обе утвержденные в настоящее время
специальности высшего психологического
профессионального образования
("Психология" и "Клиническая
психология") относятся к особо сложным и
междисциплинарным, поскольку в центре их
внимания находится человек в широком спектре
проблем своего био-психо-социального развития и
функционирования как в норме, так и в патологии.
Такая деятельность в значительной степени
сходна с другими профессиями этого круга, в
отношении которых профессиональное
отечественное и зарубежное сообщество уже
пришло к пониманию необходимости сохранения
моноуровневого образования при подготовке
специалистов (прежде всего, в системе высшего
профессионального медицинского образования, для
которого в проекте "Перечня направлений ВПО РФ
для ГОС третьего поколения" сохранена
действующая модель подготовки). В то же время
существующие подходы к подготовке бакалавров
(либо в режиме диверсифицированного образования
как этапа подготовки к дальнейшей учебе, либо в
режиме подготовки к практической деятельности
за счет замены части общеобразовательных
гуманитарных и естественно-научных предметов
дисциплинами специализации) приводят к снижению
уровня личностного потенциала выпускника,
который в профессии психолога является
необходимой составляющей.
Очевидная ориентированность профессии
психолога, прежде всего, на работу в социальной
сфере и необходимость в связи с этим высоких
требований к профессиональной подготовке
находят свое отражение в действующих
нормативных документах, регламентирующих
содержание выполняемой психологами работы (в
частности в "Общероссийском классификаторе
профессий рабочих, должностей служащих и
тарифных разрядов",
"Тарифно-квалификационных характеристиках
общеотраслевых должностей служащих и
общеотраслевых профессий рабочих"). Однако все
разделы тарифно-квалификационных характеристик
по должностям психологов, основанные на
дифференциации требований к квалификации по
разрядам оплаты в зависимости от сложности
выполняемых ими функций и работ, уровня
ответственности, образования и стажа работы,
рассматриваются только в пределах одного уровня
образования - "специалист".
Отсутствие нормативно-правовой базы по
должностям психологов-бакалавров (а самое
главное - в отсутствие обоснованных критериев
оценки качества психологических услуг,
оказываемых бакалавром психологии) может
привести к тому, что имеющаяся потребность в
психологической поддержке населения будет
удовлетворяться недостаточно
квалифицированными психологами, что грозит
девальвацией профессии. Этот вывод имеет особое
значение в современных условиях,
характеризующихся значительным усилением
воздействия на население негативных
психосоциальных факторов и наличием
значительного числа "парапрофессионалов"
(от астрологов и экстрасенсов до парапсихологов,
магов и колдунов), пропагандирующих методы, не
соответствующие развитию общества в XXI веке.
Вышеизложенное не снимает вопроса о подготовке
бакалавра психологии, поскольку в обществе
возрастает потребность в профессионалах,
способных оперативно и мобильно включаться в
решение практических задач психологической
помощи населению. Однако при этом требуется
четко определить место бакалавра в
системно-организованной профессиональной
психологической службе, определить уровень
востребованности именно бакалавров психологии,
учесть имеющийся отечественный опыт подготовки
профессионалов с высшим образованием первой
ступени, обеспечить сопряженность бакалавриата
с ныне действующей системой переподготовки,
повышения квалификации и послевузовского
профессионального образования в целом. Анализ
опыта зарубежных стран в использовании на рынке
труда бакалавра психологии показывает, что
качественная психологическая услуга может
оказываться только в условиях структурированной
психологической службы, в которой нормативно
закреплены принципы контроля профессионального
сообщества за профессиональной деятельностью
психологов, решены вопросы их общественной
профессиональной аттестации, аккредитации и
лицензирования, созданы условия для супервизии,
иных форм психологической поддержки и повышения
квалификации психологов.
Вышеизложенное приводит к выводу о том, что
радикальный переход на двухступенчатую модель
подготовки психологов в настоящий момент не
имеет под собой достаточных аргументов и
оснований, не соответствует роли, отводимой
психологической помощи населению в современных
условиях развития общества. Форсирование
процесса перехода на двухступенчатую модель
грозит кардинальной ломкой сложившейся
отечественной системы подготовки
психологических кадров, выходом на рынок труда
профессионалов с уровнем подготовки, не
позволяющим адекватно реагировать на запросы
государства и социума, кадровой диспропорцией не
в пользу высококвалифицированных кадров
специалистов и магистров психологии. В связи с
этим представляются обоснованными сохранение
существующей модели подготовки
специалистов-психологов, тщательная и
всесторонняя разработка всех вариантов
сопряженных образовательных программ обучения
бакалавров, специалистов, магистров психологии
на протяжении определенного переходного этапа.
Пленум Совета по психологии УМО по
классическому университетскому образованию
постановляет:
- Считать необходимым условием для
совершенствования и развития ВПО по направлению
030300 "Психология" сохранение моноуровневой
модели подготовки по обеим утвержденным
специальностям (030301.65 "Психолог. Преподаватель
психологии" и 030302.65 "Клинический психолог.
Преподаватель психологии").
- Ходатайствовать перед Министерством
образования и науки РФ о сохранении на ближайшие
5 лет моноуровневой системы подготовки
психологов с поэтапным переходом на
двухступенчатую модель (отв. - Председатель
Совета по психологии Ю.П. Зинченко, срок - январь
2007 г.).
- Просить Министерство образования и науки
обратиться в Министерство здравоохранения и
социального развития РФ с ходатайством о
разработке необходимых нормативных документов,
дифференцированно регламентирующих статус и
тарифно-квалификационные характеристики лиц,
занимающих должности психологов (бакалавр
психологии, специалист, магистр психологии) в
зависимости от уровня образования, сфер
компетенций и степени сложности выполняемых ими
функций (отв. - Председатель Совета по
психологии Ю.П. Зинченко, срок - январь 2007 г.).
- Рекомендовать Региональным бюро Совета по
психологии подготовить предложения по вопросам
общественной профессиональной аттестации,
аккредитации, лицензирования и повышения
квалификации психологов, осуществляющих свою
деятельность в различных областях
психологической практики (отв. - Руководители
Бюро, срок - октябрь 2007 г.).
- Просить Российское психологическое общество
поддержать инициативу настоящего пленума и
организовать обсуждение настоящего
Постановления в региональных и первичных
организациях (отв. - зам. Председателя Совета по
психологии Н.К. Корсакова, срок - январь 2007 г.).