Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.psy.msu.ru/educat/umo/resolution_24-11-2006.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 01:42:26 2016
Кодировка: Windows-1251
Постановление Пленума Совета по психологии УМО по классическому университетскому образованию
Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

ПРОЕКТ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Пленума совета по психологии УМО по классическому университетскому образованию

От 24 ноября 2006 г.

Заслушав и обсудив доклад Зам. Председателя УМО по классическому университетскому образованию, проректора МГУ им. М.В. Ломоносова А.М. Салецкого, Пленум отмечает, что национальные интересы, потребности и стратегии развития высшего профессионального образования (ВПО) в Российской Федерации, провозглашенные Правительством в связи с курсом на вхождение России в европейское экономическое пространство, требуют изменений парадигмы стандартизации образования, согласованной с принципами Болонского соглашения.

В период перехода к реализации Болонского процесса в рамках направления "Психология" еще в 2000 году были разработаны государственные образовательные стандарты ВПО по трем уровням подготовки психологов: специалист, бакалавр, магистр. Сохранение традиционной для российского высшего образования модели пятилетней подготовки специалиста позволило создать необходимые условия для обеспечения преемственности достижений психологического образования складывающимся новым условиям и требованиям. В частности, сохранение подготовки специалистов-психологов позволило за 1996-2006 гг. существенно (с 10 до 300) увеличить число образовательных учреждений ВПО, реализующих образовательные программы по психологии. Тем самым в значительной степени был покрыт имевшийся в различных отраслях экономики и социальной сферы дефицит кадров психологов. Однако период экстенсивного развития образовательного пространства подготовки психологов сегодня значительно замедлился и на первый план вышли вопросы и проблемы обеспечения качества образовательных процессов, что полностью соответствует подписанной Россией в сентябре 2003 года Болонской декларации. Одним из наиболее признаваемых профессиональной общественностью и вузами путей "мягкой" и оптимальной реализации обязательных требований Болонского процесса является разработка моделей сопряженной подготовки бакалавров, специалистов, магистров в кредитно-модульном формате, что должно найти свое отражение при проектировании ГОС ВПО 3-го поколения.

Сохранение в действующей системе ВПО традиционной для классического университетского образования модели психолога-специалиста с фундаментальной подготовкой в области общих гуманитарных, математических, социально-экономических и естественно-научных дисциплин продиктовано и особым характером его профессиональной деятельности в системе "человек - человек". Обе утвержденные в настоящее время специальности высшего психологического профессионального образования ("Психология" и "Клиническая психология") относятся к особо сложным и междисциплинарным, поскольку в центре их внимания находится человек в широком спектре проблем своего био-психо-социального развития и функционирования как в норме, так и в патологии. Такая деятельность в значительной степени сходна с другими профессиями этого круга, в отношении которых профессиональное отечественное и зарубежное сообщество уже пришло к пониманию необходимости сохранения моноуровневого образования при подготовке специалистов (прежде всего, в системе высшего профессионального медицинского образования, для которого в проекте "Перечня направлений ВПО РФ для ГОС третьего поколения" сохранена действующая модель подготовки). В то же время существующие подходы к подготовке бакалавров (либо в режиме диверсифицированного образования как этапа подготовки к дальнейшей учебе, либо в режиме подготовки к практической деятельности за счет замены части общеобразовательных гуманитарных и естественно-научных предметов дисциплинами специализации) приводят к снижению уровня личностного потенциала выпускника, который в профессии психолога является необходимой составляющей.

Очевидная ориентированность профессии психолога, прежде всего, на работу в социальной сфере и необходимость в связи с этим высоких требований к профессиональной подготовке находят свое отражение в действующих нормативных документах, регламентирующих содержание выполняемой психологами работы (в частности в "Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов", "Тарифно-квалификационных характеристиках общеотраслевых должностей служащих и общеотраслевых профессий рабочих"). Однако все разделы тарифно-квалификационных характеристик по должностям психологов, основанные на дифференциации требований к квалификации по разрядам оплаты в зависимости от сложности выполняемых ими функций и работ, уровня ответственности, образования и стажа работы, рассматриваются только в пределах одного уровня образования - "специалист".

Отсутствие нормативно-правовой базы по должностям психологов-бакалавров (а самое главное - в отсутствие обоснованных критериев оценки качества психологических услуг, оказываемых бакалавром психологии) может привести к тому, что имеющаяся потребность в психологической поддержке населения будет удовлетворяться недостаточно квалифицированными психологами, что грозит девальвацией профессии. Этот вывод имеет особое значение в современных условиях, характеризующихся значительным усилением воздействия на население негативных психосоциальных факторов и наличием значительного числа "парапрофессионалов" (от астрологов и экстрасенсов до парапсихологов, магов и колдунов), пропагандирующих методы, не соответствующие развитию общества в XXI веке.

Вышеизложенное не снимает вопроса о подготовке бакалавра психологии, поскольку в обществе возрастает потребность в профессионалах, способных оперативно и мобильно включаться в решение практических задач психологической помощи населению. Однако при этом требуется четко определить место бакалавра в системно-организованной профессиональной психологической службе, определить уровень востребованности именно бакалавров психологии, учесть имеющийся отечественный опыт подготовки профессионалов с высшим образованием первой ступени, обеспечить сопряженность бакалавриата с ныне действующей системой переподготовки, повышения квалификации и послевузовского профессионального образования в целом. Анализ опыта зарубежных стран в использовании на рынке труда бакалавра психологии показывает, что качественная психологическая услуга может оказываться только в условиях структурированной психологической службы, в которой нормативно закреплены принципы контроля профессионального сообщества за профессиональной деятельностью психологов, решены вопросы их общественной профессиональной аттестации, аккредитации и лицензирования, созданы условия для супервизии, иных форм психологической поддержки и повышения квалификации психологов.

Вышеизложенное приводит к выводу о том, что радикальный переход на двухступенчатую модель подготовки психологов в настоящий момент не имеет под собой достаточных аргументов и оснований, не соответствует роли, отводимой психологической помощи населению в современных условиях развития общества. Форсирование процесса перехода на двухступенчатую модель грозит кардинальной ломкой сложившейся отечественной системы подготовки психологических кадров, выходом на рынок труда профессионалов с уровнем подготовки, не позволяющим адекватно реагировать на запросы государства и социума, кадровой диспропорцией не в пользу высококвалифицированных кадров специалистов и магистров психологии. В связи с этим представляются обоснованными сохранение существующей модели подготовки специалистов-психологов, тщательная и всесторонняя разработка всех вариантов сопряженных образовательных программ обучения бакалавров, специалистов, магистров психологии на протяжении определенного переходного этапа.

Пленум Совета по психологии УМО по классическому университетскому образованию постановляет:

  1. Считать необходимым условием для совершенствования и развития ВПО по направлению 030300 "Психология" сохранение моноуровневой модели подготовки по обеим утвержденным специальностям (030301.65 "Психолог. Преподаватель психологии" и 030302.65 "Клинический психолог. Преподаватель психологии").
  2. Ходатайствовать перед Министерством образования и науки РФ о сохранении на ближайшие 5 лет моноуровневой системы подготовки психологов с поэтапным переходом на двухступенчатую модель (отв. - Председатель Совета по психологии Ю.П. Зинченко, срок - январь 2007 г.).
  3. Просить Министерство образования и науки обратиться в Министерство здравоохранения и социального развития РФ с ходатайством о разработке необходимых нормативных документов, дифференцированно регламентирующих статус и тарифно-квалификационные характеристики лиц, занимающих должности психологов (бакалавр психологии, специалист, магистр психологии) в зависимости от уровня образования, сфер компетенций и степени сложности выполняемых ими функций (отв. - Председатель Совета по психологии Ю.П. Зинченко, срок - январь 2007 г.).
  4. Рекомендовать Региональным бюро Совета по психологии подготовить предложения по вопросам общественной профессиональной аттестации, аккредитации, лицензирования и повышения квалификации психологов, осуществляющих свою деятельность в различных областях психологической практики (отв. - Руководители Бюро, срок - октябрь 2007 г.).
  5. Просить Российское психологическое общество поддержать инициативу настоящего пленума и организовать обсуждение настоящего Постановления в региональных и первичных организациях (отв. - зам. Председателя Совета по психологии Н.К. Корсакова, срок - январь 2007 г.).

О факультете | Поступающим | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приемная комиссия), другие телефоны. E-mail отдела связей с общественностью.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2016: Станислав Козловский