Постановление
Пленума Совета по психологии УМО
по классическому университетскому образованию
г. Москва, МГУ |
16 июня 2006 г. |
Заслушав и обсудив сообщения об актуальных
проблемах высшего психологического образования
в РФ, Пленум Совета по психологии УМО по
классическому университетскому образованию
отмечает, что для современного состояния
подготовки психологов характерна динамика
интенсивного возрастания как количества вузов,
реализующих обучение по психологии, так и
количества выпускаемых специалистов. В
настоящее время высшее психологическое
образование осуществляется более чем в 300 вузах
РФ (из них - примерно 70% госбюджетных) по
сравнению с 5 университетами в 1991 году.
Количество выпускаемых
профессионалов-психологов за эти годы возросло
более чем в 10 раз и составляет на данный момент
ежегодно около 5000 (выпуск только с дневных
отделений). Такие темпы развития ВПО по
психологии указывают не только на
востребованность обществом компетентных
специалистов, но и на особую социальную ситуацию
развития образовательного процесса -
становление психологического образования в
России. Достаточно сказать, что трудовой стаж у
почти 60% дипломированных психологов составляет
не более 3 лет, т.е. массовый выпуск психологов на
рынок труда практически осуществляется в
течение самого последнего времени.
Происходящие в мире и России изменения в
области целей образования соотносимы и с
глобальной задачей адаптивного вхождения
современного человека в социум и с динамическими
процессами на рынке востребованности
психологических услуг.
Вместе с тем, экстенсивное возрастание числа
учебных заведений, готовящих психологов, при
недостатке квалифицированных преподавателей и
отсутствии современной материально-технической
базы в ряде случаев приводит к снижению качества
подготовки профессиональных психологов. Нередко
вакантные места психологов занимают
некомпетентные специалисты, подготовленные для
работы в иных сферах. Более того, данное
пространство заполняется различного рода
шарлатанами (колдуны, маги, экстрасенсы и т.п.),
что наносит вред здоровью людей и подрывает
авторитет профессионально образованного
психолога. Решение этой проблемы требует
законодательной инициативы на государственном
уровне.
Запрос общества на квалифицированные
психологические помощь и сопровождение
(особенно детей), обусловленный высокой степенью
социальной напряженности, не только
прогрессивно возрастает, но и изменяется по
содержанию. Это со всей остротой ставит задачу
создания мобильных (нередко, регионально
обусловленных) образовательных программ
подготовки таких психологов, которые могли бы
оперативно включаться в решение насущных
практических задач в различных контекстах
общественной жизни. В свою очередь, построение
таких программ и их реализация с необходимостью
требует разработки и внедрения инновационных
технологий как в презентации предметного поля,
так и в комплексе мер по оценке эффективности
обучения.
В этом контексте отдельной задачей (с учетом
стремительного рывка в подготовке психологов)
остается подготовка преподавательских кадров по
психологическим дисциплинам. Эта задача
приобретает особую актуальность в связи с
введением преподавания психологии в
образовательные программы подготовки
профессионалов для самых разных сфер народного
хозяйства.
Российские образовательные программы по
подготовке психологов вполне сопоставимы с
зарубежными, однако отдельные проблемы имеются и
здесь, что должно быть осмыслено, в частности, в
связи с вступлением России в Болонский процесс, в
интегрированное европейское образовательное
пространство. Возможный переход к
многоступенчатой системе в ВПО, изменение
принципов построения модели профессионала
(компетентностный подход), построение
предметного содержания на основе модульного
дизайна и т.д. требуют уже сегодня
прогностических заделов в образовательном
процессе и готовности к смене образовательной
парадигмы.
Все вышесказанное должно быть учтено в
процессе разработки ГОС ВПО третьего поколения и
нацеливает вузы на корпоративную работу в данном
направлении.
В разработке первого и второго ГОС ВПО, в
решении обозначенных выше проблем и задач
активное и непосредственное участие принимали и
принимают психологи ведущих вузов в различных
регионах России (Москва, С-Петербург, Ростов,
Ярославль, Томск, Барнаул, Тюмень, Екатеринбург,
Челябинск и др.). Вместе с тем, регионы РФ
располагают заведомо большим ресурсом в
отношении своего вклада в образовательный
процесс на этапе его становления и развития.
Пленум Совета по психологии УМО по
классическому университетскому образованию
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
- Одобрить в целом работу вузов РФ по подготовке
психологических кадров и совершенствованию
образовательного процесса с учетом современных
требований.
- Сформировать Региональные бюро Совета по
психологии УМО по классическому
университетскому образованию в соответствии с
административным делением РФ на регионы
(Приложение 1);
- определить в качестве координаторов
Региональных бюро классические университеты,
располагающие высококвалифицированными кадрами
психологов (доктора и кандидаты психологических
наук) (Приложение 1);
- закрепить за Региональными бюро следующие
функции (Приложение 2);
- предусмотреть периодическую ротацию вузов,
координирующих работу Региональных бюро.
- В соответствии с заданием Минобразования и
науки РФ провести в регионах мониторинг
распределения выпускников-психологов за 2001-2006
гг. (ответств. - координирующие вузы;
сентябрь-декабрь 2006 г.)
- провести по результатам мониторинга Пленум
Совета по психологии УМО по классическому
университетскому образованию (ответств. -
факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова,
январь 2007 г).
- Провести в регионах мониторинг рынка труда в
контексте потребностей в психологах различного
профиля (ответств. - координирующие вузы);
- провести по результатам мониторинга Пленум
Совета по психологии УМО по классическому
университетскому образованию (ответств. -
факультет психологии С.-Петербургского
Университета, июнь 2007 г.)
- Обратиться в Минобрнауки РФ с просьбой о
создании системы
государственно-профессионального регулирования
психологической практики (лицензирование
отдельных видов деятельности; периодическая
аттестация специалистов; сертификация средств и
методов психологической помощи и защиты;
экспертиза воздействий на психику человека).