Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.psy.msu.ru/educat/umo/resolution_16-06-2006.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 01:42:19 2016
Кодировка: Windows-1251
Постановление Пленума Совета по психологии УМО по классическому университетскому образованию
Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Постановление
Пленума Совета по психологии УМО
по классическому университетскому образованию

г. Москва, МГУ

16 июня 2006 г.

Заслушав и обсудив сообщения об актуальных проблемах высшего психологического образования в РФ, Пленум Совета по психологии УМО по классическому университетскому образованию отмечает, что для современного состояния подготовки психологов характерна динамика интенсивного возрастания как количества вузов, реализующих обучение по психологии, так и количества выпускаемых специалистов. В настоящее время высшее психологическое образование осуществляется более чем в 300 вузах РФ (из них - примерно 70% госбюджетных) по сравнению с 5 университетами в 1991 году. Количество выпускаемых профессионалов-психологов за эти годы возросло более чем в 10 раз и составляет на данный момент ежегодно около 5000 (выпуск только с дневных отделений). Такие темпы развития ВПО по психологии указывают не только на востребованность обществом компетентных специалистов, но и на особую социальную ситуацию развития образовательного процесса - становление психологического образования в России. Достаточно сказать, что трудовой стаж у почти 60% дипломированных психологов составляет не более 3 лет, т.е. массовый выпуск психологов на рынок труда практически осуществляется в течение самого последнего времени.

Происходящие в мире и России изменения в области целей образования соотносимы и с глобальной задачей адаптивного вхождения современного человека в социум и с динамическими процессами на рынке востребованности психологических услуг.

Вместе с тем, экстенсивное возрастание числа учебных заведений, готовящих психологов, при недостатке квалифицированных преподавателей и отсутствии современной материально-технической базы в ряде случаев приводит к снижению качества подготовки профессиональных психологов. Нередко вакантные места психологов занимают некомпетентные специалисты, подготовленные для работы в иных сферах. Более того, данное пространство заполняется различного рода шарлатанами (колдуны, маги, экстрасенсы и т.п.), что наносит вред здоровью людей и подрывает авторитет профессионально образованного психолога. Решение этой проблемы требует законодательной инициативы на государственном уровне.

Запрос общества на квалифицированные психологические помощь и сопровождение (особенно детей), обусловленный высокой степенью социальной напряженности, не только прогрессивно возрастает, но и изменяется по содержанию. Это со всей остротой ставит задачу создания мобильных (нередко, регионально обусловленных) образовательных программ подготовки таких психологов, которые могли бы оперативно включаться в решение насущных практических задач в различных контекстах общественной жизни. В свою очередь, построение таких программ и их реализация с необходимостью требует разработки и внедрения инновационных технологий как в презентации предметного поля, так и в комплексе мер по оценке эффективности обучения.

В этом контексте отдельной задачей (с учетом стремительного рывка в подготовке психологов) остается подготовка преподавательских кадров по психологическим дисциплинам. Эта задача приобретает особую актуальность в связи с введением преподавания психологии в образовательные программы подготовки профессионалов для самых разных сфер народного хозяйства.

Российские образовательные программы по подготовке психологов вполне сопоставимы с зарубежными, однако отдельные проблемы имеются и здесь, что должно быть осмыслено, в частности, в связи с вступлением России в Болонский процесс, в интегрированное европейское образовательное пространство. Возможный переход к многоступенчатой системе в ВПО, изменение принципов построения модели профессионала (компетентностный подход), построение предметного содержания на основе модульного дизайна и т.д. требуют уже сегодня прогностических заделов в образовательном процессе и готовности к смене образовательной парадигмы.

Все вышесказанное должно быть учтено в процессе разработки ГОС ВПО третьего поколения и нацеливает вузы на корпоративную работу в данном направлении.

В разработке первого и второго ГОС ВПО, в решении обозначенных выше проблем и задач активное и непосредственное участие принимали и принимают психологи ведущих вузов в различных регионах России (Москва, С-Петербург, Ростов, Ярославль, Томск, Барнаул, Тюмень, Екатеринбург, Челябинск и др.). Вместе с тем, регионы РФ располагают заведомо большим ресурсом в отношении своего вклада в образовательный процесс на этапе его становления и развития.

Пленум Совета по психологии УМО по классическому университетскому образованию ПОСТАНОВЛЯЕТ:

  1. Одобрить в целом работу вузов РФ по подготовке психологических кадров и совершенствованию образовательного процесса с учетом современных требований.
  2. Сформировать Региональные бюро Совета по психологии УМО по классическому университетскому образованию в соответствии с административным делением РФ на регионы (Приложение 1);
    • определить в качестве координаторов Региональных бюро классические университеты, располагающие высококвалифицированными кадрами психологов (доктора и кандидаты психологических наук) (Приложение 1);
    • закрепить за Региональными бюро следующие функции (Приложение 2);
    • предусмотреть периодическую ротацию вузов, координирующих работу Региональных бюро.
  3. В соответствии с заданием Минобразования и науки РФ провести в регионах мониторинг распределения выпускников-психологов за 2001-2006 гг. (ответств. - координирующие вузы; сентябрь-декабрь 2006 г.)
    • провести по результатам мониторинга Пленум Совета по психологии УМО по классическому университетскому образованию (ответств. - факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, январь 2007 г).
  4. Провести в регионах мониторинг рынка труда в контексте потребностей в психологах различного профиля (ответств. - координирующие вузы);
    • провести по результатам мониторинга Пленум Совета по психологии УМО по классическому университетскому образованию (ответств. - факультет психологии С.-Петербургского Университета, июнь 2007 г.)
  5. Обратиться в Минобрнауки РФ с просьбой о создании системы государственно-профессионального регулирования психологической практики (лицензирование отдельных видов деятельности; периодическая аттестация специалистов; сертификация средств и методов психологической помощи и защиты; экспертиза воздействий на психику человека).

О факультете | Поступающим | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приемная комиссия), другие телефоны. E-mail отдела связей с общественностью.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2016: Станислав Козловский