Совет по психологии
Учебно-методического объединения (УМО)
по классическому университетскому образованию в
РФ
Председатель Совета - декан факультета
психологии МГУ
им. М.В. Ломоносова,
профессор - Зинченко
Юрий Петрович.
Заместитель председателя - зам. декана
факультета психологии по УМО,
доцент - Корсакова Наталья Константиновна.
Секретарь - методист УМО
Хрусталева Антонина Гавриловна.
123009, Москва, ул. Моховая, д.11, корп. 5
тел/факс 629-57-71
Совет по психологии является структурной
составляющей УМО по
классическому университетскому образованию,
работающего в МГУ им. М.В. Ломоносова под
председательством ректора МГУ им. М.В.
Ломоносова, академика В.А. Садовничего.
В Совет по психологии входят деканы
факультетов психологии всех классических
университетов России, а также - ассоциированные
руководители ведущих учреждений, осуществляющих
научную, научно-практическую деятельность и
организационные функции в психологии. Кроме
того, в работе Совета принимают участие
представители многих педагогических,
медицинских и отраслевых учебных заведений, а
также ректоры и деканы негосударственных
образовательных учреждений, заинтересованные в
интеграции психологического образовательного
пространства.
Работа Совета, прежде всего, обеспечивается
посредством созыва пленарных заседаний (по
регламенту - не реже двух раз в год), на которых в
соответствии с повесткой дня обсуждаются
вопросы, касающиеся текущих задач высшего
профессионального образования (ВПО) по
психологии и стратегий его развития. В
результате на пленумах УМО принимаются
постановления, способствующие организации
учебной и учебно-методической работы вузов в
общегосударственном подходе, в том числе и
постановления, касающиеся связей между вузами и
Минобразования и науки РФ Российской академии
образования, Академией наук РФ.
В интервале между Пленумами функции Совета УМО
по психологии выполняются Президиумом в
соответствии с установленным положением (см.
'Положение' о Президиуме).
Совет по психологии был создан в 1984 году. Тогда
в него входили 9 университетов, три из которых
относились к РФ (Московский, Ленинградский,
Ярославский), а остальные - к другим республикам
СССР.
В то время деятельность
профессионала-психолога рассматривалась как
эксклюзивная, а возможности практического
применения психологических знаний за некоторым
исключением оставались вне сферы общественного
внимания. Однако уже тогда происходило
постепенное превращение скрытой потребности
людей в реально осознаваемый запрос на
психологическую помощь. Этому способствовало, в
частности, проникновение информации о спектре
'психологических услуг' и о количестве в
зарубежных странах востребованных психологов,
специально подготовленных для решения различных
проблем в жизни индивида, групп, сообществ.
Динамичные процессы, происходящие в России с
конца 80-х начала 90-х годов XX века, форсировали
необходимость оперативного и мобильного отклика
на потребность населения. Эту 'нишу' мгновенно
заполнили (в отсутствие должного числа готовых к
'внешнему вызову' психологов) люди, далекие от
психологической науки и практики. В контексте
противостояния опасному безответственному
беспределу публичной деятельности лиц,
называющих себя психологами, появилась важная в
общественном плане тенденция - готовить
дипломированных психологов для практики.
Следует отдать должное негосударственным вузам,
которые не только задали импульс развитию
психологического образования, но и буквально
спасли (в начале 90-х годов) от безденежья элиту
психологических кадров, вовлекая ее в свой
учебный процесс.
Именно в это время произошел скачок в
количестве образовательных учреждений, ведущих
подготовку психологов. За весьма короткий
промежуток времени число таких вузов резко
возросло и к настоящему времени насчитывает
около 70 классических университетов и более 200
других вузов и их филиалов, которые в сумме по
самым осторожным подсчетам выпускают в год около
5 тысяч психологов только по очной форме
обучения.
Столь экстенсивное развитие психологического
образования могло бы стать неуправляемым и
теряющим свое предметное поле, если бы не
стратегические и тактические средства,
разработанные на государственном уровне
управления образованием с учетом предложений
ректоров ведущих университетов, деканов
факультетов психологии, РАО и др. Сложилась
система 'вхождения' вузов в образовательный
процесс (лицензирование, аттестация,
аккредитация) и условия объединения их усилий в
совместной деятельности по развитию ВПО по
психологии (создание УМО, разработка и
утверждение государственного образовательного
стандарта и мн. др.).
Именно с участием УМО по психологии на первом
этапе работы в центре внимания были:
- анализ и соотнесение отечественной системы
психологического образования (его содержания,
форм, уровней) с практикой международного
образования;
- создание общегосударственного стандарта ВПО
первого поколения, ориентация на который была
важна прежде всего для обозначения и осознанной
реализации в учебных заведениях необходимых
составляющих деятельности квалифицированного
специалиста; проектирование содержания
образования психологов и форм его организации.
Нельзя не отметить особую роль в этом деле
профессора факультета психологии МГУ им. М.В.
Ломоносова Валентины
Яковлевны Ляудис (1932-2003), которая, по
свидетельству многих ныне эффективно работающих
психологов, буквально 'нянчилась' с вузами,
постоянно выезжая в командировки. Она же сумела
найти для этой работы психолога-методиста
Антонину Гавриловну Хрусталеву, которая
сохраняет эту традицию - опекать вузы и помогать
им в образовательной деятельности. Большой вклад
в работу Совета по психологии УМО в период 2000-2005
гг. внес профессор Вячеслав
Андреевич Иванников.
Первый этап работы завершился созданием
типовых учебных планов и учебных программ по
циклу фундаментальных дисциплин. Был издан
сборник типовых учебных программ по
специальности 020400 - Психология (1991).
На втором этапе своей деятельности (1992-2000) Совет
по психологии УМО расширился; подготовка
психологов велась уже в 43 классических
университетах, появились новые задачи:
- проектирование содержания многоуровневой
системы образования: бакалавра,
дипломированного специалиста и магистра,
подготовка государственных стандартов учебных
планов и программ;
- проектирование новых специальностей и
специализаций;
- совершенствование содержания программ и
учебников по психологии для студентов
непсихологических факультетов университетов и
других вузов. В этом плане:
- была подготовлена программа курса по
возрастной и педагогической психологии для
студентов, получающих дополнительную
квалификацию преподавателя во всех вузах страны;
- совместно с Координационным советом по
психологии Министерства образования были
рассмотрены возможности совершенствования
содержания программы по курсу 'Психология',
входящему в блок гуманитарных дисциплин для всех
специальностей;
- были подготовлены и изданы учебники по общей
психологии для непсихологических
специальностей;
- проводилась работа по созданию целостной
стратегии организации психологического
образования учителей в педагогических
университетах и институтах (по инициативе
Министерства образования РФ).
В марте 1998 года была проведена первая
Всероссийская конференция 'Развивающаяся
психология - основа гуманитаризации
образования', в которой приняли участие более 400
психологов и педагогов. Материалы конференции
изданы в 2-х томах.
Второй этап работы УМО закончился созданием
ГОС ВПО по психологии (второго поколения),
действующего в настоящее время.
В последние годы основное внимание в работе
Совета было направлено на разработку ГОС ВПО по
психологии (третье поколение) с учетом
существующего
компетентностно-модульно-кредитного подхода (см.
Проект ГОС ВПО).
С участием Совета по психологии за время его
деятельности была подготовлена и издана
следующая учебно-методическая документация:
- Программы дисциплин по типовому учебному плану
специальности 020400 - Психология: Для гос.
университетов. Вып. 1, 2. М., 1991.
- Сборник программ дисциплин учебного плана
бакалавра по направлению 521000 - 'Психология' и
учебного плана дипломированного специалиста 020400
- 'Психология'. М., 1996.
- Сборник программ дисциплин специализации
'Клиническая психология'. М., 1996.
- Программы общих курсов, спецкурсов и
практикумов подготовки дипломированных
специалистов-психологов по специализации
'Социальная психология'. М., 1997.
- Сборник программ учебных дисциплин подготовки
дипломированных специалистов-психологов по
специализации 'Психология труда и
организационная психология'. М., 1997.
- Сборник программ учебных дисциплин подготовки
дипломированных специалистов-психологов по
специализации 'Педагогическая психология'. М.,
1998.
- Общая психология. Сборник программ дисциплин
специализации. М., 1998.
- Психология развития. Сборник программ
дисциплин специализации. М., 1998.
- Сборник программ по психологии. М., 2004 г.
- Сборник программ по клинической психологии. М.,
2006 г.
В июне 2006 года Советом по психологии был
проведен Пленум, собравший более 150 участников, с
обсуждением актуальных вопросов, касающихся
развития психологического образования в РФ, в
том числе, в связи с разработкой нового
государственного стандарта по психологии и с
подписанием Болонского соглашения о вхождении
РФ в европейское образовательное пространство
(см. Постановление Пленума УМО).
В настоящее время в рамках юбилейных
мероприятий, посвященных 40-летию факультета, 23
ноября 2006 года планируется проведение Пленума с
обсуждением: 1) требований по организации Системы
управления качеством обучения
специалистов-психологов и 2) Положения о
Региональных бюро Совета по психологии.