Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.psy.msu.ru/about/kaf/psychophysiology/program/psyphy2.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Apr 11 03:51:31 2016
Кодировка: Windows-1251
Психофизиология
Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Программа курса
Психофизиология
(для вечернего отделения)

Психофизиологические проблемы. Идеалистическое, материалистическое и естественнонаучное определение психики. Дуалистическое и монистическое понимание психики. Развитие экспериментальных подходов в изучении психических процессов и состояний.

Психика, рефлекторная теория и теория отражения. Распределенные системы нейронов, их функционирование и возникновение психического отражения.

Нейроэндокринная система - управляющий и продуцирующий психический механизм. Роль речевых структур в когнитивных процессах.

Психофизиология - естественнонаучная база психологии. Цели, задачи, современные методы исследования.

'Языки' мозга. Электрическая и химическая составляющие 'языка'. Модуляторы (нейропептиды, гормоны). Способы кодирования (нейронный ансамбль, меченая линия, распределенная система).

Детерминация психических явлений. Социокультурные факторы, их влияние на организацию и функционирование нейроэндокринной системы человека.

Влияние внешней и когнитивной стимуляции в онтогенетическом формировании управляющих систем. Коннективистская концепция и формирование индивидуальных особенностей психики.

Генетическая детерминация психики и поведения. Метод чистых линий и скрещивания в исследовании наследуемых признаков. Генетическая детерминация функциональной активности нейронов человеческого мозга и эндокринной системы. Генетическая детерминация поведения.

Научение и геном. Геном и активность нейронов. Роль ферментов и внутриклеточных посредников (кальций, калмодулин, ЦАМФ) в регуляции активности генома.

Норма реакции, пластичность генетического аппарата и поведения. Гены немедленного действия. Нейроэндокринная регуляция и взаимоотношения генетических и средовых влияний на пластичность поведения человека.

Индивидуальный опыт и память. Мозговые основы обучения и индивидуальность. Декларативные и имплицитные формы обучения. Клеточный алфавит обучения на примере сенсибилизации и условного рефлекса. Молекулярные механизмы памяти и обучения. Вклад пре- и постнатальных структур, медиаторов и вторичных посредников. Геномная регуляция рецепторов.

Стресс. Адаптивная, предвосхищающая воздействие реакция. Роль стрессовых механизмов. Роль сенсорной системы в определении уровня бодрствования и эмоционального тонуса, доступности следов памяти, различных психических состояниях. Стресс и эмоции. Осознание стрессовой реакции и принятие решения об адекватном поведении. Взаимодействие центральных механизмов, вегетативной и эндокринной систем в регуляции психических состояний человека. Молекулярные механизмы стресса. Роль обратных влияний нервных и гуморальных факторов в модуляции стрессовых состояний. Стресс и депрессия. Вегетативные индикаторы стресса. КГР и тревожность.

Психические отклонения, неврозы и депрессии как индивидуальный способ адаптации к неблагоприятным воздействиям. Биологическая детерминация психических заболеваний. Наследуемость шизофрении и маникально-депрессивного психоза. Использование ЯМР и ПЭТ в диагностике заболеваний. Молекулярные механизмы психических заболеваний.

Двигательные акты. Произвольные и непроизвольные движения. Мозговая организация двигательных актов. Низший уровень организации управления мышечным сокращением. Интероцепторы. Разнообразие свойств мышц и мотонейронов. Сервомеханизм управления напряжением и силой сокращения мышц. Гамма-петля. Реципрокность управления мышцами. Локомоция и ее механизмы. Мотонейронный пул. Спинальные механизмы движений. Открытая и закрытая петли управления координированными движениями. Роль базальных ганглиев в организации произвольных движений. Патология двигательной сферы и ее механизмы.

Стареющий мозг. Структурные и химические изменения мозга у лиц пожилого возраста. Болезни Альцгеймера и Паркинсона, их молекулярные механизмы.

Сознание. Определения. Сознание и расщепленный мозг. Неосознаваемое: подсознание и надсознание. Роль языка и речи в становлении сознания.

 

Литература

  • В мире науки. 1992. ?11-12. С.1-280.
  • Мозг / Под ред. П.В.Симонова. М.: Мир, 1984. С.1-278.
  • Симонов П.В. Мотивированный мозг. М.: Наука, 1985. С.1-266.
  • Физиология человека / Под ред. П.М. Шмидта: В 4 т. М.: Мир, 1985. Т.1. С.167-218.
  • Чуприкова Н.И. Сознание и психика как функция мозга. М.: Наука, 1985. С.1-167.

Программу составил
Г.Г.Аракелов,
доктор психологических наук

О факультете | Поступающим | Научная работа | Психологи МГУ | Форум | Ссылки

Факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда.
Тел. (495): 629-76-60 и 629-48-02 (приемная комиссия), другие телефоны. E-mail отдела связей с общественностью.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2016: Станислав Козловский