Программа курса
Психофизиология
(для вечернего отделения)
Психофизиологические проблемы.
Идеалистическое, материалистическое и
естественнонаучное определение психики.
Дуалистическое и монистическое понимание
психики. Развитие экспериментальных подходов в
изучении психических процессов и состояний.
Психика, рефлекторная теория и теория
отражения. Распределенные системы нейронов, их
функционирование и возникновение психического
отражения.
Нейроэндокринная система - управляющий и
продуцирующий психический механизм. Роль
речевых структур в когнитивных процессах.
Психофизиология - естественнонаучная база
психологии. Цели, задачи, современные методы
исследования.
'Языки' мозга. Электрическая и химическая
составляющие 'языка'. Модуляторы (нейропептиды,
гормоны). Способы кодирования (нейронный
ансамбль, меченая линия, распределенная система).
Детерминация психических явлений.
Социокультурные факторы, их влияние на
организацию и функционирование
нейроэндокринной системы человека.
Влияние внешней и когнитивной стимуляции в
онтогенетическом формировании управляющих
систем. Коннективистская концепция и
формирование индивидуальных особенностей
психики.
Генетическая детерминация психики и поведения.
Метод чистых линий и скрещивания в исследовании
наследуемых признаков. Генетическая
детерминация функциональной активности
нейронов человеческого мозга и эндокринной
системы. Генетическая детерминация поведения.
Научение и геном. Геном и активность нейронов.
Роль ферментов и внутриклеточных посредников
(кальций, калмодулин, ЦАМФ) в регуляции
активности генома.
Норма реакции, пластичность генетического
аппарата и поведения. Гены немедленного
действия. Нейроэндокринная регуляция и
взаимоотношения генетических и средовых влияний
на пластичность поведения человека.
Индивидуальный опыт и память. Мозговые
основы обучения и индивидуальность.
Декларативные и имплицитные формы обучения.
Клеточный алфавит обучения на примере
сенсибилизации и условного рефлекса.
Молекулярные механизмы памяти и обучения. Вклад
пре- и постнатальных структур, медиаторов и
вторичных посредников. Геномная регуляция
рецепторов.
Стресс. Адаптивная, предвосхищающая
воздействие реакция. Роль стрессовых механизмов.
Роль сенсорной системы в определении уровня
бодрствования и эмоционального тонуса,
доступности следов памяти, различных
психических состояниях. Стресс и эмоции.
Осознание стрессовой реакции и принятие решения
об адекватном поведении. Взаимодействие
центральных механизмов, вегетативной и
эндокринной систем в регуляции психических
состояний человека. Молекулярные механизмы
стресса. Роль обратных влияний нервных и
гуморальных факторов в модуляции стрессовых
состояний. Стресс и депрессия. Вегетативные
индикаторы стресса. КГР и тревожность.
Психические отклонения, неврозы и депрессии
как индивидуальный способ адаптации к
неблагоприятным воздействиям. Биологическая
детерминация психических заболеваний.
Наследуемость шизофрении и
маникально-депрессивного психоза. Использование
ЯМР и ПЭТ в диагностике заболеваний.
Молекулярные механизмы психических заболеваний.
Двигательные акты. Произвольные и
непроизвольные движения. Мозговая организация
двигательных актов. Низший уровень организации
управления мышечным сокращением. Интероцепторы.
Разнообразие свойств мышц и мотонейронов.
Сервомеханизм управления напряжением и силой
сокращения мышц. Гамма-петля. Реципрокность
управления мышцами. Локомоция и ее механизмы.
Мотонейронный пул. Спинальные механизмы
движений. Открытая и закрытая петли управления
координированными движениями. Роль базальных
ганглиев в организации произвольных движений.
Патология двигательной сферы и ее механизмы.
Стареющий мозг. Структурные и химические
изменения мозга у лиц пожилого возраста. Болезни
Альцгеймера и Паркинсона, их молекулярные
механизмы.
Сознание. Определения. Сознание и
расщепленный мозг. Неосознаваемое: подсознание и
надсознание. Роль языка и речи в становлении
сознания.
Литература
- В мире науки. 1992. ?11-12. С.1-280.
- Мозг / Под ред. П.В.Симонова. М.: Мир, 1984. С.1-278.
- Симонов П.В. Мотивированный мозг. М.: Наука,
1985. С.1-266.
- Физиология человека / Под ред. П.М. Шмидта: В 4 т.
М.: Мир, 1985. Т.1. С.167-218.
- Чуприкова Н.И. Сознание и психика как
функция мозга. М.: Наука, 1985. С.1-167.
Программу составил
Г.Г.Аракелов,
доктор психологических наук