Парадигмы в науке. Сосуществование
несовместимых концепций. Истинность теорий, их
фальсифицируемость. Активность и реактивность в
психологии и нейронауках: конкурирующие
парадигмы.
Системный подход. Теория функциональных систем
как вариант системного подхода. Опережающее
отражение. Архитектоника функциональной
системы. Системные механизмы поведенческого
акта.
Методологические проблемы коррелятивной
психофизиологии, физиологии ВНД и психологии,
использующей разработки этих дисциплин. Теория
функциональных систем - 'концептуальный мост'
между психологией и нейронауками; пути
преодоления эклектики и редукционизма в
психологии и психофизиологии. Специфические
задачи психофизиологии.
Методы исследования функционирования нервной
системы: разрушение и стимуляция структур мозга,
обратимый функциональный блок, регистрация
импульсной и медленной активности. Основные
экспериментальные феномены, определяющие
содержание представлений о работе мозга,
механизмах обработки информации, регуляции
движений. Критический анализ традиционных
подходов к трактовке экспериментальных данных.
Традиционное и системное понятие о функции.
Поведение как метод и цель исследования.
Традиционные и системные представления о
детерминации активности нейронов. Почему связи
между нейронами не ограничиваются
электротоническими контактами; зачем нужны
сигнальные молекулы? Нейрон - элемент,
отвечающий на пресинаптическую импульсацию
(стимул) или активирующийся, чтобы ее изменить.
'Целенаправленность' нейронной активности.
Функциональные синаптические поля нейрона.
Пост-, перистимульные и 'предрезультатные'
гистограммы.
Организм и среда. Рецептивное поле нейрона:
феномен и концепция. Формирование и
модифицируемость рецептивных полей. Необходима
ли 'специфическая стимуляция' для
возникновения активности нейронов 'сенсорных'
структур в поведении. Эволюция и онтогенез как
отбор удачных гипотез.
Проблема центра и периферии. Являются ли
периферические рецептивные аппараты лишь
преобразователями энергии внешних сигналов? С
какого уровня нервной системы начинается
целенаправленность? Системное представление о
значении эфферентных влияний на периферические
элементы.
Что такое движение? Является ли движение
единицей действия, а моторная кора - клавиатурой
пианино, на которой играет сенсорный разум?
Понятие о моторных полях, их модифицируемость.
Критический анализ существующих концепций
иерархических уровней. Иерархия функциональных
систем. Органогенез и теория системогенеза.
Исторический подход к анализу системной
организации поведения. Иерархия систем
поведенческого акта как отражение этапов ее
формирования. Паттерн системной специализации
различных структур мозга и его изменение в
филогенезе. Изучение закономерностей
формирования и реализации систем как путь
описания структуры и динамики субъективного
мира. Системное значение связанных с событиями
потенциалов мозга. Макроструктура деятельности
и иерархия функциональных систем.
Норма и патология. Существуют ли специфические
патологические процессы? Перестройка паттерна
специализации и межсистемных отношений после
локальных поражений мозга, острого и
хронического введения алкоголя. Алкоголизм,
теории и подходы: биохимические, генетические,
нейробиологические, нейропсихологические,
социально-психологические. Роль системной
психофизиологии в разработке
мультидисциплинарных проблем. Что такое эйфория,
психическая и физическая зависимость с
системных позиций. Гипотеза о формировании
аддиктивного поведения.
Литература
Основная:
- Александров Ю.И. Психофизиологическое
значение активности центральных и
периферических нейронов в поведении. М.: Наука,
1989. 207 с.
- Анохин П.К. Очерки по физиологии
функциональных систем. М.: Медицина, 1975. 447 с.
- Гибсон Дж. Экологический подход к
зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988. 460 с.
- Горкин А.Г., Шевченко Д.Г. Отражение
структуры памяти в активности
системно-специфичных нейронов // Психологический
журнал. 1991. Т.12. ? 2. С.60-69.
- Кун Т. Структура научных революций. М.:
Прогресс, 1975. 287 с.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд-во
Моск. ун-та, 1973. 374 с.
- Максимова Н.Е., Александров И.О.
Типология медленных потенциалов мозга,
нейрональная активность и динамика системной
организации поведения // ЭЭГ и нейронная
активность в психологических исследованиях. М.:
Наука, 1987. С. 44-72.
- Найссер У. Познание и реальность. М.:
Прогресс, 1981. 230 с.
- Поппер К. Логика и рост научного знания. М.:
Прогресс, 1983. 606 с.
- Прибрам К. Языки мозга. М.: Прогресс, 1975. 464
с.
- Швырков В.Б. Нейрофизиологическое изучение
системных механизмов поведения. М.: Наука, 1978.
240 с.
- Швырков В.Б. Психофизиологическое изучение
структуры субъективного отражения //
Психологический журнал. 1985. Т.6. ? 3. С. 22-37.
- Ярвилехто Т. Мозг и психика. М.: Прогресс, 1981.
202 с.
Дополнительная:
- Беленков Н.Ю. Принцип целостности в
деятельности мозга. М.: Медицина, 1980.
- Дубровский Д.И. Психические явления и мозг.
М.: Наука, 1971.
- Лешли К.С. Мозг и интеллект. М., Л.: Соцэктиз,
1933.
- Пономарев Я.А. Методологическое введение в
психологию. М.: Наука, 1983.
- Granit R. The purposive brain. Cambridge: MIT Press, 1977.
- Popper K.R., Eccles J.C. The self and it's brain. Berlin: Springer,
1977.
Программу составил
Ю.И.Александров,
доктор психологических наук,
Институт психологии РАН