Кафедра нейро- и патопсихологии
Телефон: 629-57-19
E-mail: kmp@psy.msu.ru
Заведующий - профессор,
доктор психологических наук Тхостов Александр
Шамилевич
Кафедра нейро- и патопсихологии была основана в
1970 году, после разделения существовавшей с 1966
года кафедры психофизиологии и нейропсихологии
на два самостоятельных подразделения.
На момент основания на кафедре работало 7
сотрудников, в том числе 1 доктор наук, 2 кандидата
наук, 2 научных сотрудника, 2 преподавателя.
размещавшиеся в одной небольшой комнате. В
настоящее время на кафедре 32 сотрудника, среди
которых 7 докторов наук, 24 кандидата наук, 6
научных сотрудников и 2 преподавателя.
Работой кафедры руководили: профессор А.Р. Лурия (1966-1977),
профессор Е.Д.
Хомская (1977-1980), профессор Ю.Ф. Поляков (1980-2001). С
2001 года кафедрой руководит профессор А.Ш. Тхостов.
На кафедре в прошлом работали доктора
психологических наук: Лурия
Александр Романович (1902-1977), Зейгарник Блюма
Вульфовна (1900-1988), Артемьева Елена Юрьевна
(1940-1987), Поляков Юрий
Федорович (1927-2002), Симерницкая Эсфирь
Георгиевна, Хомская
Евгения Давыдовна (1929-2004), Лебединский Виктор
Васильевич (1927-2008).
Кафедра нейро- и патопсихологии ведет
научно-исследовательскую работу по широкому
кругу проблем клинической психологии и
осуществляет профессиональную подготовку и
переподготовку высококвалифицированных кадров
по специальности 022700 -
клиническая психология.
Клиническая психология изучает закономерности
деятельности человека на моделях различных форм
патологии, в условиях, затрудняющих нормальное
протекание психических процессов. Предметом
анализа являются психические факторы
происхождения и течения болезненных
расстройств, различные формы стрессовых и
конфликтных ситуаций, особые варианты
личностного развития, нарушающие адаптацию
человека, а также психологические аспекты
профилактических и лечебных воздействий.
Социальное значение клинической психологии
определяется тем, что по данным Всемирной
организации здравоохранения около 20% населения
мира на том или ином этапе жизни страдает от
различных расстройств психики, а в
профессиональных психологических ассоциациях
развитых стран клинические психологи составляют
около 60%. В нашей стране признание важности
клинической психологии подтверждается
официальным государственным учреждением этой,
пока единственной среди областей психологии,
дисциплины в качестве отдельной самостоятельной
специальности.
Коллективом кафедры проведена
научно-организационная работа по созданию новой
специальности - 'Клиническая психология',
которая была утверждена Межведомственным
Советом Министерства образования РФ. На кафедре
разработан утвержденный в Министерстве
образования Государственный стандарт по
специальности 'Клиническая психология' (0022700).
Подготовлен сборник учебных программ по новой
специальности.
В рамках специальности 'Клиническая
психология' осуществляется подготовка
студентов по следующим специализациям:
- нейропсихология
- патопсихология
- психосоматика и психология телесности
- психология аномального развития
- психологическое консультирование,
психокоррекция и психотерапия
Важнейшие теоретические курсы лекций, читаемые
преподавателями кафедры по специальности
'клиническая психология': клиническая
психология (А.Ш. Тхостов, Н.К. Корсакова, Е.Ю.
Балашова), патопсихология (В.В. Николаева);
нейропсихология (Е.Д. Хомская, Л.С. Цветкова, Ю.В.
Микадзе, Н.К. Корсакова); психология аномального
развития (В.В. Лебединский); основы психосоматики
(В.В. Николаева); личностные расстройства (Е.Т.
Соколова, И.М. Кадыров); психология телесности
(А.Ш. Тхостов), психология сексуальности (Ю.П.
Зинченко); методы диагностики развития в норме и
патологии; базовые теории и методы психотерапии
(Е.Т. Соколова); основы психологического
консультирования, психокоррекции и психотерапии
(А.С. Спиваковская); клиническая психология в
экспертной практике (С.Н.Ениколопов, Ф.С.
Сафуанов); методологические проблемы
клинической психологии (А.Ш. Тхостов).
За годы существования кафедрой подготовлено
около двух тысяч высококвалифицированных
специалистов в различных областях клинической
психологии. Сотрудники кафедры удостоены многих
правительственных и академических наград,
дипломов, почетных званий. Профессорам А.Р. Лурия,
Б.В. Зейгарник, Л.С. Цветковой присуждена
Ломоносовская премия.
История кафедры
Первым заведующим кафедрой нейро- и
патопсихологии был профессор Александр
Романович Лурия (1902 - 1977) - основоположник
нейропсихологии в СССР. Главным делом его жизни
было создание науки о мозговой организации
психических процессов, исследование системы
активности работающего мозга . А.Р.Лурия начал
свою научную деятельность в 1918 году в Казани. 'В
книгах по психологии тех времен и намека не было
на живую человеческую личность, и скучища от них
охватывала человека совершенно непередаваемая'.
А.Р.Лурия был одним из тех, чей талант и
многолетний упорный творческий труд коренным
образом изменили это положение.
В 20-е годы он разработал сопряженную моторную
методику, выявляющую скрытые аффективные
комплексы, основные принципы которой
впоследствии легли в основу создания полиграфа -
знаменитого 'детектора лжи'. В сотрудничестве с
Л.С. Выготским и А.Н. Леонтьевым А.Р. Лурия
создавал культурно-историческую теорию
человеческой психики. Главные теоретические и
экспериментальные исследования А.Р.Лурия
посвящены проблемам мозговой локализации высших
психических функций и их нарушений при локальных
повреждениях мозга. Он был почетным доктором
девяти зарубежных университетов, членом
Национальной Академии наук США, почетным членом
многих психологических обществ мира. Его научные
труды опубликованы в Японии, Великобритании,
Испании, Голландии, Италии, Польше, Чехословакии,
США. Кроме того, он писал сказки, лирические эссе
и стихи, - 'жизнь без сказок - глупая шутка'.
Научная деятельность кафедры осуществляется в
сотрудничестве с проблемной лабораторией
нейропсихологии и реабилитации больных с
локальными поражениями мозга, возглавлявшейся с
1976 по 1989 годы профессором Л.С. Цветковой, а с 1989
года - профессором Т.В. Ахутиной, лабораторией
клинической психологии НИИ психиатрии МЗ
Российской Федерации, клиникой нервных болезней
ММА им. И.М. Сеченова, НИИ нейрохирургии им Н.Н.
Бурденко РАМН, филиалом кафедры нейро- и
патопсихологии в Научном центре психического
здоровья РАМН.
В начале 21 века нейропсихология - наука о
мозговой организации психических процессов -
переживает беспрецедентный бум. Развитие
современных технологий сделало закономерности
работы человеческого мозга интересным и важным
предметом исследований не только для медицины и
психологии, но и для социологии, педагогики,
политологии, рекламы, менеджмента, технического
проектирования.
Во всем мире активно исследуются такие
актуальные проблемы современной
нейропсихологии как луриевский подход к
психологии личности и общения, нейропсихология
когнитивных процессов, межполушарная асимметрия
и взаимодействие, диагностика и коррекция
психических и психосоматических заболеваний,
нейропсихология и нейрофизиология
индивидуальных различий, нейрофизиологические
механизмы динамической функциональной
организации психических процессов,
психолингвистика и нейролингвистика, мозг и
психические процессы.
Использование нейропсихологических методов и
подходов распространяется последние годы и на
другие области психологической теории и
практики, далеко выходящие за рамки классических
исследований мозговой организации:
нейропсихологический подход к
коррекционно-развивающему обучении, коррекция
школьной неуспеваемости анализ и оценка
когнитивной дефицитарности при различных
психических расстройствах и оценке
эффективности психотропных препаратов.
Изучается специфика формирования мозга и
психических функций у детей 6-10 лет в рамках
дифференциальной нейропсихологии; проводится
сравнительный анализ формирования психических
функций и мозга детей в разных культурных
условиях (российские, арабские, греческие и
сербские дети); развернута работа по
кросс-культурному исследованию формирования
разных видов памяти у российских и арабских
детей. Продолжаются исследования возраста
инволюции как периода онтогенеза,
характеризующегося формированием новых
стратегий и специфических системных перестроек
в психике и мозге. Начато исследование
психического отражения времени при депрессиях и
деменциях позднего возраста.
С историей становления кафедры нейро- и
патопсихологии неразрывно связано имя
профессора Блюмы
Вульфовны Зейгарник (1900-1988). Ученица и
сотрудница К.Левина, она сама стала классиком
мировой психологии, выявив зависимость
продуктивности запоминания от динамики
потребностно-мотивационной основы деятельности
субъекта - 'эффект Зейгарник'. В дальнейшем,
развивая общепсихологические идеи
культурно-исторического подхода применительно к
исследованию проблем патологии психических
процессов - восприятия, памяти, мышления,
мотивации, - Б.В.Зейгарник стала основателем
патопсихологии как особой отрасли отечественной
психологической науки. Талантливый педагог, она
воспитала несколько поколений
высококвалифицированных клинических
психологов, и тысячи специалистов в разных
странах мира с гордостью называют своим учителем
профессора Б.В.Зейгарник.
Кафедра сегодня
Помимо уже ставших классическими исследований
нарушений психической деятельности при
различных психических расстройствах
предпринимается попытка использования
культурно-исторический подхода для анализа
психологических механизмов возникновения и
динамики ряда психосоматических расстройств и
наркотической зависимости у взрослых.
Обнаружено единство центральных
психологических механизмов патогенеза
различных по нозологической и поведенческой
специфике расстройств. Психологическая
регуляция (ее типология, дефицит, эффективность и
т.п.) выступает в качестве важного
синдромообразующего фактора. На моделях
наркотической зависимости, сексуальных
расстройств, сахарного диабета, соматоформных
расстройств описаны различные варианты
нарушения произвольной регуляции влечений,
эмоций, телесных состояний и телесного опыта.
Одно из новых направлений исследований -
'психология телесности', позволившее впервые
включить в контекст психологических
исследований важную область человеческого
существования, определяющего как нормальное
функционирование важнейших органов и систем
организма, так и область телесной патологии
'культурного' происхождения. Доминировавший в
психологии 'бестелесный' подходит сводит всю
сущность человека к его сознанию, не замечая
того, что сама телесность в ходе прижизненного
развития теряет свой природный характер,
приобретая качественные изменения.
'Бестелесная' же психология и педагогика
упускают целый пласты важнейшей реальности
человеческого существования, а 'организменная'
медицина демонстрирует нарастающую
дегуманизацию и кризис доверия.
Начаты исследования взаимоотношения культуры
и патологии, анализирующие побочные эффекты
социализации, патологической идентификации и
использующие закономерности патологического
развития для интерпретации феноменов из области
социальных и межличностных отношений,
организационного управления и психологии
безопасности.
Другое инновационное начинание научного
коллектива кафедры связано с исследованием
последствий стихийного внедрения в жизнь
социума современных технологий удовлетворения
потребностных состояний, таких как интернет,
развлекательные телекоммуникационные
технологии, современные технологии коррекции
тела, технологии 'быстрого питания', некоторые
маркетинговые технологии, технологиии
глобализации и терроризма. Начато изучение
влияния распространения этих технологий на
динамику границ социальной нормы и патологии.
Научная работа
Приоритетное направление
научно-исследовательской работы кафедры нейро- и
патопсихологии: 'Психическое здоровье личности
и гармонизация ее развития: ресурсы, отклонения,
диагностика, коррекция'.
Исследования ведутся по 2 основным темам:
- Аномалии психического и психосоматического
развития, их коррекция и психотерапия;
- Нейропсихологический подход к исследованию
психических функций и их восстановлению на
разных возрастных этапах развития человека.
Помимо традиционной для кафедры тематики,
развернуты исследования в области соотношения
нормы и патологии, что соответствует современным
мировым тенденциям развития клинической
психологии, является перспективным для
нахождения новых подходов к разработке
общепсихологической проблематики и имеет
практическое значение для ранней диагностики,
профилактики и коррекции.
Научные исследования сотрудников кафедры
поддерживаются рядом международных и
отечественных научных фондов (РГНФ, РФФИ и др.).
Сотрудники, аспиранты и студенты кафедры нейро-
и патопсихологии ведут научно-исследовательскую
работу (диагностическую, психокоррекционную,
реабилитационную) на базе следующих учреждений:
Научный центр психического здоровья РАМН,
Институт нейрохирургии им. Н.Н.Бурденко РАМН,
Институт дошкольного образования и семейного
воспитания РАО, Институт психиатрии МЗ РФ,
Онкологический научный центр РАМН, Детский
Онкологический центр РАМН, НИИ
сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева,
Московская медицинская академия им. Сеченова,
Московский медицинский стоматологический
институт им. Семашко, Городской центр
вегетативной патологии, Научно-практический
речевой центр, Центр лечебной педагогики,
городская больница ? 20 - кризисный центр,
детская психиатрическая больница ? 6, городские
психиатрические больницы ? 2 и ? 13,
наркологический диспансер ? 1, наркологическая
больница 19, Дом ребенка ? 15, спецшкола-интернат ?
79, общеобразовательные школы ?? 444, 1794, 1271, 1632, 962,
интернат для одаренных детей при МГУ им.
М.В.Ломоносова и во многих других организациях и
учреждениях.
Научные исследования сотрудников кафедры
осуществляются в традициях
культурно-исторического подхода к проблемам
психики и представляют собой творческое
развитие достижений школы Л.С.Выготского,
А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьева.
Коллектив кафедры активно участвует в работе
научных периодических изданий, прежде всего
таких как: 'Вопросы психологии',
'Психологический журнал', 'Вестник МГУ, серия
'Психология', 'Московский психотерапевтический
журнал', 'Журнал невропатологии и психиатрии им.
С.С.Корсакова', 'Психотерапевтический вестник',
'Сексология', 'Боль'. Уделяется внимание и
популяризации психологических знаний в
средствах массовой информации.
Сотрудники кафедры постоянно расширяют
области научного сотрудничества, состоят
членами многих отечественных и международных
психологических сообществ.
В их числе:
- Российское психологическое общество
- Международное общество клинических психологов
- Международная психоаналитическая ассоциация
- Московское Психоаналитическое Общество
- Московское общество психоаналитиков
- Российское общество психиатров
- Парижский институт психоанализа (Франция)
- Американская Ассоциация психологов
- Российская Ассоциация практических психологов
- Французский Гештальт-Институт
- Московский Гештальт-Институт
- Ассоциация Эриксоновского гипноза и семейной
психотерапии
- Международная ассоциация позитивной
психотерапии
- Международная ассоциация онтопсихологов
- Международная ассоциация семейных
психотерапевтов
Благодаря полученной в ходе обучения
фундаментальной и специальной подготовке,
клинические психологи могут выполнять самые
разнообразные функции: диагностические,
коррекционные, экспертно-консультативные,
профилактические, реабилитационные,
научно-исследовательские,
учебно-педагогические.
В области здравоохранения клинические
психологи участвуют в решении широкого круга
задач, работая во всех типах
лечебно-профилактических учреждений, - от
психиатрических и соматических клиник различной
специализации до психологических центров и
клубов общегуманитарной направленности.
Клинические психологи активно включены в
решение проблем охраны психического здоровья
подрастающего поколения, работают в детских
дошкольных учреждениях, школах, детских
санаториях-профилакториях, в интернатах для
детей с задержкой и недоразвитием психики, в
центрах коррекционной и лечебной педагогики, в
службах семьи.
Деятельность клинических психологов не
ограничивается только областью здравоохранения
и профилактики. Наши специалисты участвуют в
программах социальной защиты населения,
работают в центрах занятости, службах по подбору
кадров, учреждениях социальной помощи населению,
службах планирования семьи, центрах
психологической помощи жертвам насилия,
социальных, стихийных и природных катастроф, в
службах кризисных состояний.
Преподаватели и сотрудники отделения
клинической психологии, в структуру которого
входят кафедра нейро- и патопсихологии,
лаборатория нейропсихологии и филиал кафедры в
Центре психического здоровья РАМН, стремятся
реализовать в своей работе традиции
педагогической и научной деятельности,
заложенные основателями отечественной
клинической психологии, и творчески развивать
их, новыми достижениями поддерживая авторитет
одного из центров современной мировой
психологической науки.
В настоящее время на кафедре работают:
Профессора
- Тхостов Александр
Шамилевич, заведующий кафедрой, доктор
психологических наук.
- Микадзе Юрий
Владимирович, доктор психологических наук.
- Николаева
Валентина Васильевна, доктор психологических
наук, заслуженный профессор МГУ.
- Соколова Елена
Теодоровна, доктор психологических наук,
заслуженный профессор МГУ.
- Спиваковская
Алла Семеновна, доктор психологических наук,
заслуженный профессор МГУ.
- Цветкова Любовь
Семеновна, доктор психологических наук,
заслуженный профессор МГУ.
Ведущие научные сотрудники
Доценты
- Бардышевская
Марина Константиновна, кандидат
психологических наук.
- Бурлакова Наталья
Семеновна, кандидат психологических наук.
- Виноградова
Марина Геннадиевна, кандидат психологичексих
наук.
- Ениколопова Елена Владимировна, кандидат
психологических наук.
- Кадыров Игорь
Максутович, кандидат психологических наук.
- Ковязина Мария Станиславовна, кандидат
психологических наук.
- Корсакова Наталия
Константиновна, кандидат психологических
наук.
- Первичко Елена Ивановна, кандидат
психологических наук.
- Печникова Леонора
Сергеевна, кандидат психологических наук.
- Плужников Илья
Валерьевич, кандидат психологических наук.
- Теперик Римма
Федоровна, кандидат психологических наук.
Старшие научные сотрудники
- Рупчев Георгий Евгеньевич, кандидат
психологических наук.
Научные сотрудники
Старшие преподаватели
Психологи 2 категории
- Селявко Леонид Евгеньевич.
Инженеры
- Блюмина Валерия Олеговна.
См. также: