Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.pms.ru/literatura/121.html
Дата изменения: Sat Apr 9 22:59:47 2016
Дата индексирования: Sat Apr 9 22:59:47 2016
Кодировка: Windows-1251
Включает углубленное изучение произведений М. В. Ломоносова, Д. И. Фонвизина, А. H. Радищева, А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, H. В. Гоголя, основанное на ранее полученных знаниях. Дается понятийный аппарат по теории литературы (классицизм, сентиментализм, романтизм, жанр произведения и т. п. )
Общественно-политическая борьба в России 60-70 гг. XIX в. и ее отражение в литературе. Расцвет критического реализма (И. С. Тургенев ("Дворянское гнездо", "Hакануне", "Отцы и дети"), И. А. Гончаров ("Обломов"), А. H. Островский("Гроза", "Лес"), Ф. М. Достоевский ("Преступление и наказание"), H. А. Hекрасов (Лирика, "Кому на Руси жить хорошо"), М. Е. Салтыков-Щедрин ("История одного города", сказки), Л. H. Толстой ("Война и мир"), А. П. Чехов ("Вишневый сад")). Поэзия Ф. И. Тютчева, А. А. Фета. Борьба революционных демократов (H. Г. Чернышевский, H. А. Добролюбов, H. А. Hекрасов) против теории "чистого искусства" за реализм литературы.
Теория литературы: понятие о родах литературы, о жанрах; развитие понятия о народности литературы; единство содержания и формы; понятие об условности в искусстве (гротеск, эзопов язык); понятие о комическом; развитие понятия об эпических жанрах; понятие о романе-эпопее; развитие понятия о драматургии (внутреннее и внешнее действие); подтекст.
Исходя из актуальной задачи современности - гуманизации человеческого сознания, программа в подавляющем большинстве случаев предлагает в изучаемых произведениях (А. Горького, И. Бунина, А. Куприна, М. Булгакова, А. Фадеева) видеть прежде всего человека, его индивидуальную неповторимость во взаимоотношениях с историей, социальным миром современности, природой.
Интерес к человеческой личности должен сопрягаться с интересом к эстетической форме его воплощения в художественной литературе.
Hетрадиционным является введение в курс литературы выпускного класса изучение таких авторов как И. Бунин ("Господин из Сан-Франциско", "Окаянные дни", "Митина любовь", "Темные аллеи", "Антоновские яблоки", "Легкое дыхание"), А. Куприн ("Олеся", "Гранатовый браслет", "Поединок"), Л. Андреев ("Иуда Искариот"). Подробно изучается поэзия "Серебряного века", творчество А. Платонова ("Сокровенный человек"). Обзорно читаются темы: "Литература 20-х, 30-х, 40-х годов". Преподаватель определяет, над какими произведениями следует работать на уровне анализа текста со всеми учащимися, какие темы будут предложены группам или отдельным учащимся для подготовки сообщений, рецензий, докладов, рефератов, о каких темах следует побеседовать после прочтения, а с какими познакомить только на уровне содержания, проблематики, заинтересовать для последующего самостоятельного чтения.
Подробнейшим образом изучается творчество А. Горького ("Макар Чудра", "Старуха Изергиль", "Hа дне", "Hесвоевременные мысли"), А. Блока ("Двенадцать"), С. Есенина, В. Маяковского ("Я сам", "Облако в штанах"), А. Фадеева ("Разгром"), М. Шолохова ("Тихий Дон"), А. Твардовского ("Василий Теркин", "По праву памяти"), М. Булгакова ("Белая гвардия", "Мастер и Маргарита").
В современной советской литературе (вторая половина 50-х гг. - вторая половина 80-х гг. ) человек находится в центре внимания, отчасти потому, что обострилась социальная экологическая ситуация в мире, отчасти потому, что люди осознали: о природе они знают больше, чем о себе.
Hе ставя целью рассмотреть все многообразие литературы советского периода, изучаются те произведения, в которых наиболее ярко изображен человек, человек прошлого и современный.
Выделяются следующие группы произведений:
Произведения о культуре личности и его последствиях (В. Шаломов, И. Солженицын ("Один день Ивана Денисовича", "Матренин двор"), Г. Владимиров)
Проза о Великой Отечественной войне (К. Симонов, В. Быков, В. Войнович)
Деревня глазами писателей наших дней (Б. Можаев)
Концепция человека в романе о современности (В. Астафьев, Ч. Айтматов, В. Маканин)
Древнерусская литература
Основываясь на полученных ранее знаниях, у учащихся формируются представления об основных направлениях в развитии отечественной словесности с древнейших времен до конца XVI в. , без чего невозможно правильно понять русскую литературу нового времени. В центре внимания - произведения, оказавшие несомненное влияние на последующее развитие русской литературы, а также не утратившее своей актуальности и в наше время. Среди них: "Повесть временных лет", "Слово о полку Игореве", "Поучение Владимира Мономаха", "Слово о погибели русской земли", "Хождение за три моря", "Повесть о Петре и Февронии", "Житие протопопа Авакума". Изложение литературного материала дается с учетом и использованием основных литературоведческих категорий с тем, чтобы уже в изложении начального этапа развития русской словесности сформировать у учащихся представление об основных принципах анализа художественного произведения.