06.05.11 : Карьера полная смысла
Роль жизненных ценностей
Молодые люди часто хотят иметь больше независимости, чтобы в полной мере проявить свою активность, способности, творческие идеи. Но при этом надо понимать, что все события своей жизни придется рассматривать как результат собственной деятельности. Поэтому вначале надо осознать свои цели в этой независимой и взрослой жизни, решить, какими путями вы будете их достигать, и быть готовым нести ответственность за те ценности, которыми вы будете руководствоваться в жизни. Только так вы сможете избежать нежелательного копирования чужих образцов и стереотипов поведения или подмены истинных ценностей простыми потребностями (гонка за модой, за выгодой и пр.).
Неадекватная система ценностей и целей часто бывает сформирована под воздействием нереализованных желаний родителей или изживших себя семейных традиций, влияния неблагополучной группы сверстников или в результате воздействия средств массовой информации. Поэтому, чтобы никто вас не вводил в заблуждение, важно знать, чем вы руководствуетесь, идя по жизни, выбирая ту или иную профессию.
Полагаю, что ни для кого не секрет, что то, чем мы дорожим, побуждает нас к действию. Это может быть желание достичь какой-либо цели или, наоборот, избежать неудачи или чего-то неприятного. В любом случае человек действует тем или иным образом в зависимости от конкретной ситуации. Таким образом, ценностные ориентации состоят из набора мотивов и реализуются с их помощью.
Виды ценностей
При изучении ценностей как целостной системы их принято делить на две основные группы: ценности-цели (терминальные ценности) и ценности-средства (инструментальные ценности).
Терминальные ценности являются важнейшими, это основные цели человека. Они отражают долговременную жизненную перспективу, то, что он ценит сейчас и к чему стремится в будущем. Они определяют смысл жизни человека, указывают, что для него особенно значимо. Например, здоровье (физическое и психическое); интересная работа; любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); наличие хороших и верных друзей.
Инструментальные ценности выступают стандартами при выборе определенного типа поведения или действий. Например, жизнерадостность (чувство юмора), исполнительность (дисциплинированность), независимость (способность действовать самостоятельно, решительно), непримиримость к недостаткам в себе и других.
Психологические исследования
Когда появляется интерес к какой-либо теме, то в первую очередь хочется узнать, что же об этом думают другие, заглянуть в тетрадь к соседу, поболтать с подружкой по душам. Но если мы хотим обсудить такое понятие как ценности, то тут уместно обратиться к результатам социологических и психологических опросов среди студентов. Здесь можно увидеть подтверждение собственным мыслям или, наконец, задуматься о своих ценностях всерьез и перейти к самоанализу.
Психологические исследования, проведенные среди студентов московских и региональных вузов, показали, что у студентов, даже на последних курсах, еще не сформирована система ценностей и доминирующая жизненная сфера, через которую они могут их реализовать.* Может ли так быть? Поскольку да, то чем это объяснить? Психологи аргументируют это относительно юным возрастом испытуемых (18 - 23 года). Они называют этот период поздней юностью или началом взрослости, когда человек только начинает задумываться над вопросами карьеры и жизненных целей и делает первые шаги в их осуществлении. Значит, говорить о том, что жизненный курс проложен, еще рано.
Сравнение ценностей студентов
В вопросе выбора ценностей и средств достижения целей мнения студентов московских и региональных вузов отличаются. В методике, где студенты составляют свою иерархию из конкретно заявленных ценностей, результаты могут отражать прежде всего желаемые ценности. В этом случае выявлено, что студенты столичных вузов стремятся к таким целям как личностное развитие (развитие себя, уверенность в себе, активная деятельная жизнь) и духовное развитие (мудрость, познания). Логично используя при этом в качестве средств интеллектуальные (рационализм, самоконтроль) и индивидуалистические ценности (твердая воля, независимость и ответственность).
Студенты региональных вузов, в свою очередь, выше ставят цели профессиональной самореализации (работа, продуктивная жизнь) и личной жизни (друзья, развлечения, красота). Они стремятся достичь своих целей посредством межличностного общения (воспитанность, честность, смелость в отстаивании взглядов) и экономических ценностей (богатство, собственность).
При проведении исследования по другой методике, когда система ценностей формируется студентом посредством ответов на косвенные вопросы, результаты предполагают реальные, используемые в настоящий момент, ценности. Но оказалось, что данные, полученные по этой методике, совпадают с теми, которые были получены ранее и подтверждают их. Так ведущей ценностью для региональных студентов является стремление к активным социальным контактам, которое они реализуют посредством таких жизненных сфер как «семья» и «профессиональная жизнь». Для московских студентов большее значение имеет сохранение собственной индивидуальности, что проявляется чаще всего в таких сферах как «обучение и образование» и «увлечения».
Особый интерес представляют исследования ценностей студентов негосударственных вузов. Психологические методы показывают, что они более прагматичные, целеустремленные и предприимчивые. В целом же нельзя сказать что «негосударственные» студенты значимо отличаются от «государственных», существует лишь специфика образа жизни тех и других, которая вносит вышеуказанные различия. При этом независимо от вуза и региона деньги как ценность являются гарантией личной свободы и независимости для студентов.
Общий анализ интереса студентов к карьере показывает, что стремление к получению высшего образования и к выбору профессии становится прагматичным, начинают преобладать результирующие, экономические мотивы. Профессия зачастую становится лишь инструментом для достижения этих целей.При этом показатели рыночного мышления у всех студентов снижаются с годами, но у москвичей они в среднем остаются несколько выше, чем у жителей других городов. Растет желание студентов дополнительно подработать и, при необходимости, сменить профессию, уменьшается страх перед безработицей.
Разочарование в выбранной профессии
Нередко бывает, что прагматично выбранная и хорошо оплачиваемая работа приводит к разочарованности и даже дальнейшей переквалификации. Например, выпускница физического факультета МГУ уходит с высокооплачиваемой работы аналитика в фармацевтической компании, обосновывая это тем, что должностные задачи не реализуют и 10% ее интеллектуального потенциала. Исследования показывают, что причиной этого является неудовлетворенность таких личностных ценностей как творчество, самосовершенствование, познание и продуктивность. Именно эти ценности представляют собой необходимые элементы интересной работы, связанной с поиском нестандартных решений, применением современных знаний. Таким образом, прагматичность взглядов в период выбора профессии играет злую шутку со сформировавшимся специалистом, опробовавшим на своей шкуре прагматичную работу. Поэтому важно осознание, переоценка и структурирование ценностей именно во время обучения в вузе, т.к. это связано с вопросами будущего трудоустройства и самореализации.
Жизненная стратегия
Одной из ведущих жизненных стратегий современных студентов является ориентация на успех.Студенты столичных вузов для достижения успеха и богатства наиболее важным считают «наличие специальности, профессии» в отличие от студентов региональных вузов, которые придают большее значение «личным качествам» и «наличию первичного капитала».Если рассматривать богатство не как самоцель, а как мотивационный фактор экономического поведения, то примечательно, что студенты московских вузов чаще связывают с ним такие цели как «обретение собственности», «обретение сбережений» и «возможность дать детям престижное образование». Для студентов региональных вузовбогатство, прежде всего, связано с «возможностью помогать близким».
Таким образом, в ведущих московских вузах студенты считают свое образование достаточной гарантией получения высокооплачиваемой и престижной работы. Но для этого необходимо, чтобы молодой человек «запроектировал» определенную ценность в своем сознании и направил свою деятельность на овладение ею. Ценностная ориентация становится неким «маяком», на который ориентируются познавательные, эмоциональные и волевые процессы и образуют «программу жизненной деятельности человека».
Источник удовлетворенности жизнью
Сделать карьеру, значит добиться внешних успехов, высокого положения, выгод на избранном поприще. Карьера, наполненная истинным, достойным и осознанным переживанием собственного выбора целей, является источником удовлетворенности жизнью. Чтобы понять, какие цели важны в вашей жизни сейчас, попробуйте ответить на простые вопросы: «Что мне нравится сейчас в моей жизни и чего должно быть еще больше? Что мне не нравится в своей жизни сейчас и что будет противоположностью этого?»
Психологические тесты
Если же ответить на открытые вопросы в начале познания себя кажется сложным, то можно пройти ряд профессиональных психологических тестов.
1. Методики диагностики ведущей, доминирующей ценностной ориентации, личностной направленности, либо мотивационной тенденции.
- Определение направленности личности «ориентационная анкета», разработанная Б. Басом http://psychology.net.ru/tests/test.html?test_id=13
- Опросник социально-психологических установок О.Ф. Потемкиной http://www.gurutestov.ru/test/40/
- Опросник эмоциональной направленности личности http://www.gurutestov.ru/test/341/
- Опросник на выявление структуры мотивации http://www.gurutestov.ru/test/53/
2. Методики, направленные на исследование целостной системы или иерархии ценностных ориентаций личности.
- Тест Рокича http://www.psy-files.ru/2006/11/21/metodika_cennostnye_orientacii_m_rokicha.html
- Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) И.Г. Сенина http://www.mozyr.net/index.php?item=test&pst=otz
3. Методики изучения процессов и уровня личностного развития, позволяющие судить о сформированности ценностно-смысловой сферы.
- Самоактуализационный тест (САТ) http://www.itest.ru/samoactual.php?qnum=1&questi
- Опросник уровня субъективного контроля (УСК) http://www.psyonline.ru/tests/usk.php
- Опросник личностных ориентаций Э. Шострома http://www.psylist.net/praktikum/00046.htm
4. Методики исследования жизненных целей, уровня осмысленности жизни и смысложизненных ориентаций.
- Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева http://psystat.at.ua/publ/2-1-0-32
*В исследовании системы ценностных ориентаций по методикам «Ценностные ориентации» Рокича и «ОТеЦ» Сенина принимали участие 220 студентов 3, 4 и 5 курсов МГУ имени М.В. Ломоносова (физический и филологический факультеты) и Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова (строительный факультет и факультет чувашской филологии и культуры).
© Physcareer.ru. Все права защищены. При полной или частичной перепечатке информации ссылка на Physcareer.ru обязательна