20.05.08 : Стартовый опыт
На старт, внимание...
Стажировка — это практика, которая рассчитана на тех, чье резюме пока ограничивается лишь одной строчкой — названием учебного заведения. Мария Ткачева, эксперт отдела по работе с персоналом компании Bosch, убеждает читателей в том, что для начинающих свой трудовой путь специалистов эти программы — реальный шанс построить карьеру в международном концерне, а для компании — возможность воспитать молодое поколение сотрудников, а возможно и будущих руководителей. "В соответствии со своими корпоративными ценностями и стандартами", — про¬должают мысль другие собеседники The Career Forum. Кроме того, стажировка, по словам Ткачевой, позволяет получить представление о структуре компании и бизнес-процессах, а также попробовать свои силы в работе над индивидуальным проектом по совершенствованию бизнеса. Для самих работодателей это практика нового способа найма, когда компании удается среда массы стажеров отобрать лучших из лучших — с тем, чтобы пригласить их на штатную должность. «В любом случае молодежь нанимают не просто «для того, чтобы была», а под определенный проект - заявляет Ольга Бруковская, директор по маркетингу компании Headhunter. Солидные организации с богатой историей и сложившимся HR-брендом чувствуют себя уже не просто игроками на рынке. Они — важная часть общества, которая несет социальную от¬ветственность перед работающей частью страны. Для крупных компаний стажерские программы давно стали не просто временным трудоустройством новых способных сотрудников, но и вкладом в завтрашний день. И такие небольшие "инвестиции" позволяют компаниям в эпоху HR-войн И борьбы за персонал самого разного уровня не обанкротиться — с кадровой точки зрения.
...Марш!
Одного желания стать частью коллектива недостаточно. Ищущему стажеру нужно пройти отбор - чаще конкурсный, из нескольких этапов - чтобы оказаться в числе тех счастливчиков, кому та или иная компания на несколько месяцев откроет свои двери и даст необходимый карьерный толчок. К примеру, в компании Hewlett Packard (HP) первая ступень отбора — это конкурс резюме. Здесь, как студентам пояснит любой работодатель, важно отразить свою студенческую активность — рассказать о проектной вузовской деятельности, курсовых работах и социальной активности. То есть продемонстрировать свою целеустремленность, увлеченность и заинтересованность в профессиональных результатах. Второй этап — телефонное собеседование. Часть кандидатов, безусловно, срезается уже на этой стадии, а к следующей стадий допускается уже более узкая группа. Это ассессмент-центр. Данная методика оценки персонала может включать в себя решение кейсов, групповые обсуждения (чтобы оценить характер поведения человека и его лидерские каче¬ства) и т.д. Наконец, обладатели достойных результатов встретятся с представителями компании во время очного интервью. И, вероятно, станут стаже¬рами HP.
Не будем забывать и о таких требованиях, как знание иностранного языка и компьютерная грамотность. Владеть английским необходимо хотя бы потому, что, к примеру, в НР стажеры могут общаться с сотрудниками аналогичных программ из других стран на специальном портале, посещая виртуальные и очные тренинги. Кроме того, в международных компаниях принято использовать терминологию рабочего языка. Так что начинающим карьеру людям отнюдь не помешает иметь в голове словарь английского. Поэтому нет ничего удивительного, что место "фабриканта" займет не больше трети же лающих. «3M Россия» в июле 2007 года взяла лишь 22 студента из 120 претендентов. Похожие цифры и у компании «НЭО центр»: из 100 студентов компания сила на стажировку лишь 20.
Место встречи
Как говорится, смелость города берет. Поэтому не нужно пугаться статистики. Надо — действовать, то есть заявить компаниям, где хотелось бы пройти стажировку, о себе. К примеру, это можно сделать даже в своем вузе. Нередко работодатели (к при¬меру Coca-Cola Hellenic) официально сотрудничают с теми или иными учебными заведениями. Но даже если ваш ректорат не был замечен в подобном партнерстве, заявку можно подать и собственными силами. Один из вариантов — на многочисленных молодежных ярмарках вакансий. Плюс такого подхода к подбору стажировки в том, что вы еще до подачи за явки знакомитесь с представителями компании и можете хотя бы поверхностно оценить, насколько стиль работы и суть стажировки в конкретной фирме будут вам интересны. Другой способ, более приемлемый для тех, кому ближе онлайн-пространство, — это отправка заявки через сайт компании. А ознакомиться со списком основных работодателей, приглашающих на стажерские программы, можно на таких специализированных ресурсах, как www.career.ru, www.graduate.ru и просто работных сайтах. (Правда, узнать там размер оплаты вряд ли удастся: эйчары не спешат публиковать эти цифры в открытых источниках, хотя и акцентируют внимание на том, что время бесплатного стажерского труда давно кануло в Лету.)
Зачастую, как отмечают эксперты, студенты нерейтинговых и коммерческих вузов стесняются подавать заявку. Мол, раз ты не студент одного из главных вузов страны, значит, тебе ничего не светит. Борис Ястребов, ведущий специалист по подбору персонала, менеджер Программы для молодых специалистов в странах Цен тральной и Восточной Европы, отмечает: «Программы не направлены на выпускников какого-либо конкретного вуза, так как при отборе учитываются прежде всего личностные качества кандидата и его потенциал". HP информационно охватывает самые разные вузы, проводя мероприятия в МГУ им. М.В. Ломоносова, ГУ-ВШЭ и МИФИ и распространяя во многих других учебных заведениях плакаты. А вот Дарья Дубровина, эксперт из департамента по работе с персоналом «НЭО центр», отмечает, что ее компания предпочитает сотрудничать с «проверенными» вузами -преимущественно эго РЭА им. Г.В. Плеханова, Финансовая Академия и ранее упомянутый госуннверситет Высшая Школа Экономики.
На дистанции
Продолжительность стажировки зависит от амбиций и стремлений студентов, графиков учебы и условий конкретных компаний. Последние готовы учить не только заочников и вечерников, но и учащихся дневных отделений. Вопрос в том, смогут ли первые совмещать полезное с полезным в течение не 2-3 месяцев, а, скажем, целого года. Поэтому один из основных параметров выбора стажировки — ее продолжительность. В «БАТ Россия» это 3-4 месяца, в KPMG — 1 -4, в «Старике Хоттабыче» — 6-8, в Danone — от года до полутора дет. А в Bosch действуют три раз личных по продолжительности и целевой аудитории системы стажировок. Одна из них, программа «Bosch — пять ступеней, успеха», предназначена для студентов последних курсов и выпускников вузов. Она включает в себя 2-3 этапа по б месяцев и направлена на подготовку молодых специалистов. "Jump — Junior Management Program» — эта программа для тех успешных выпускников вузов (магистров, кан¬дидатов наук), кто уже успел получить некий профессиональный опыт (до 3 лет) и обладает лидерским потенциалом. Она состоит из 3-4 этапов по полгода, один из которых проходит в другой стране, и нацелена на подготовку будущих руководителей. А практика в сервисных центрах Bosch продолжительностью до 6 месяцев рассчитана на учащихся и выпускников технических вузов и колледжей, умеющих и любящих работать руками.
Хотя чаще во время стажировок приходится работать все же головой. Евгения Голубчина, координатор отдела по работе с персоналом «ЗМ Россия», так формулирует основные личностные задачи стажеров: научиться работе в команде и накопить фактический материал, что способствует развитию ключевых навыков работы в бизнес-среде у молодых сотрудников. В случае когда студент участвует в длительной стажировке (от 10 до 12 месяцев), он может переходить из одного департамента в другой, таким образом пробуя свои силы в разных сферах деятельности. Поэтому студенту-маркетологу, что вполне вероятно, захочется остаться в HR, а молодым людям, грезящим о финансовой карьере, вовсе не в бухгалтерии, а к примеру, в отделе продаж.
После финиша
Стажировка в компании подошла к концу, а покидать ее вовсе не хочется: и с коллективом сроднились, и работать — привыкли. Что ж, есть все шансы заключить уже не временный, а постоянный трудовой договор. Ведь сами компании заинтересованы в том, чтобы их стажеры, научившись всему, узнав о конкретных, вероятно, при сущих только им бизнес-процессах, оставались работать в штате, а не уходили к конкурентам. В «ЗМ Россия» после недавнего «выпуска» штат компании увеличился на 9 человек, а в HP традиционно остаются работать от 70% стажеров и выше. В одних компаниях студенты проходят процедуру оценки, защитив свои стажерские проекты или отчетные презентации перед комиссией, куда обычно входят специалист по работе с персоналом, куратор стажировок и руководитель подразделения. В других - все зависит от решения непосредственного руководителя. Но в любом случае труд начинающих специалистов не останется без фидбэка, или обратной связи, если переводить современную бизнес-терминологию на общепонятный язык. А лучшей похвалой станет... свежая запись в трудовой книжке. Выпускник, еще не «нюхавший офисного пороху" и не одолеваемый жаждой наживы, скорее всего будет демонстрировать преданность и благодарность компании, вырастившей его и воспитавшей», — заключает Ольга Бруковская. Поэтому вербовка новичков профессионального мира отчасти решает задачу, правильным ответом в которой является сформированный кадровый резерв. Это для работодателей. А для студентов и выпускников — стартовый опыт, переоценить который невозможно.
Газета 'Career Forum' ?7, апрель 2008.