Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.physcareer.ru/articles/13/61.html
Дата изменения: Sun Apr 10 09:37:34 2016
Дата индексирования: Sun Apr 10 07:07:34 2016
Кодировка: Windows-1251
Какие лидеры нужны российскому бизнесу? / Статьи / Physcareer.ru
Информационный портал о карьере и работе для студентов и выпускников технических и естественнонаучных специальностей

Обратите внимание

Новости науки и техники События

18.12.06 : Какие лидеры нужны российскому бизнесу?


Несмотря на репутацию одного из самых серьезных мыслителей в области менеджмента, Манфред Кете де Врис уверен, что именно игра помогает людям увидеть привычные вещи в новом свете, ведь творчество, по его мнению, неотъемлемый атрибут настоящего лидера. Возможно, семинар «Лидерство в высокоэффективных организациях», который пройдет в марте 2007 в Москве, поможет российским менеджерам взглянуть на бизнес по-новому.

- Манфред, в течение пяти лет Вы исследовали российские компании, встречались со многими бизнес-лидерами. Чем они отличаются от западных коллег?
- Если говорить о лидерстве, то можно увидеть, что оно как бы встроено в культуру - национальную, корпоративную. Управление сталелитейным заводом всегда будет отличаться от руководства консалтинговой фирмой. И, разумеется, возглавлять их должны разные профессионалы. Лидерства не бывает вне контекста. Я встречал и сказочно хороших русских управленцев, и тех, кто вызывал у меня недоумение. Их можно назвать «лидерами с гранатой в руке». Мне кажется, что вскоре Россия столкнется с кризисом лидерства, потому что доминирующий стиль управленцев больше не соответствует масштабам организаций.

- Что Вы имеете в виду?
- Управляя Центром лидерства при INSEAD, я долгое время наблюдал за высшими руководителями ведущих компаний мира и выделил среди них восемь типов. Первый - это Стратеги, второй - Переговорщики (в России их очень много, они любят заключать сделки, но не очень сильны в управлении компанией). Третий - Посредники, четвертый - «Катализаторы изменений» (менеджеры, которые эффективны во время кризиса, в стабильной ситуации им скучно). Пятый - «Процессоры» (они обеспечивают бесперебойную работу бизнес-машины). Шестой - Предприниматели, седьмой -Новаторы (самый редкий тип, всего два процента населения). Их отличает всепоглощающее стремление создавать что-то новое. Думаю, к такому типу принадлежит Билл Гейтс. И последняя группа - «Коучи», те, кто преуспевает в развитии других людей. Чем больше стилей объединяет в себе один человек, тем он гибче. К сожалению, большинство российских лидеров не отличаются этим качеством. Они хороши лишь в чем-то одном.

- Разве это характерно только для русских?
- Однажды я работал с South African Breweries, общался с ее президентом, он - аналитик. Для него мир - это шахматная доска, на которой он разыгрывает комбинации: как купить компанию в Бразилии, проникнуть в Китай и т. д. Думаю, он не очень хорош в роли лидера, способного вдохновлять людей. И он об этом знает! Поэтому члены его команды помогают восполнить некоторые недостатки. Ведь лидерство - это командный спорт! Большинство же российских управленцев этого не осознают, иначе они бы наняли помощников, чтобы компенсировать свои недостатки. Именно в лидерстве, как ни в чем другом, исключительную роль играет «созвездие» - группа людей, которые дополняют друг друга. Но российские топ-менеджеры пока этого не поняли, им нравится быть «большими людьми». И это проблема!

- Таков наш культурный контекст - организационная пирамида и наверху харизматический лидер...
- «Призраки» Ивана Грозного, Петра Великого, Ленина, Сталина. Иерархичность - это одна из проблем российского бизнеса. Давно известно, что, если вы хотите управлять людьми с максимальной эффективностью, у вашей организации должна быть плоская структура. Иначе возникает дефицит информации о том, что реально происходит! В результате «верхи» слышат то, что хотят слышать!

- Но это лишь одна сторона проблемы?
- Оборотная сторона медали - огромная группа работников, зависимых и не желающих думать самостоятельно! Несколько лет назад я спросил владельца крупнейшей нефтяной компании: «Сколько людей работает на вас?» Он ответил: «Сто тысяч». Но лишь сотне, по его словам, он платил за то, чтобы они думали. При этом хотел конкурировать с ВР. И тогда я сказал ему: «В ВР стараются, чтобы все их сотрудники думали, поэтому она стала лучшей нефтяной компанией в мире!» Такая пассивность и зависимость многих людей - вопрос культурных традиций.

- Они и станут причиной кризиса, о котором Вы говорили?
- Под «кризисом управления» я имею в виду «кризис преемственности». Он связан с тем, что бизнес-лидеры не готовят себе смену - ни менеджеров, ни собственных детей. Дети, которым они дарили сначала плюшевых мишек, а потом Ferrari, возможно, о машинах знают все, но о менеджменте - ничего! И как только им дадут «порулить» этими огромными компаниями, они их могут разрушить. Кстати, такой же кризис грозит Бразилии. Здесь это случится, когда те, кому сейчас 40-45 лет, захотят отойти от руля, чтобы, как, например, Рустам Тарико и Рубен Варданян, создать что-то новое. Поиск преемника - серьезная проблема. Недавний опрос подтвердил, что они есть лишь у 5-10% руководителей! Шарль де Голль как-то сказал, что все кладбища мира переполнены «незаменимыми» людьми. Очень точно подмечено!

- Разве преемник - это гарантия эффективного управления?
- В большинстве российских компаний во главе стоят владелец и СЕО, в их руках сосредоточена огромная власть. Согласитесь, гораздо проще иметь дело не с ними, а с публичной компанией, где есть, по крайней мере, несколько независимых директоров. Может, собственнику стоит приглашать сильных консультантов, которые могут оценить дела компании? Мне кажется, это особенно актуально для России, где недоверие является важным элементом культуры. Например, принято брать на работу людей не столько компетентных, сколько «проверенных». Но какой смысл доверять им, если они потихоньку «убивают» компанию?

- Как же вырваться из объятий традиций, изменить управленческий стиль?
- При помощи обучения. Я знаю, что все больше молодых топов стремятся получить образование в лучших бизнес-школах. Эти люди легко восстают против старых традиций, хотя дело здесь не в возрасте, а в складе ума.
Что вам действительно нужно - так это несколько отличных школ вроде MIT, Harvard Business School. А дальше: "learning, earning, returning" - научился сам, заработал денег, вернул их обществу. Как это делает Уоррен Баффет (глава инвесткомпании Berkshire Hathaway. - Т.Ю.), который передал все свои деньги в фонд Билла Гейтса. Это великолепно! В России чуть ли не больше миллиардеров, чем во всем мире, и было бы неплохо, если бы они вкладывали деньги здесь, особенно в образование. Ведь именно оно стимулирует развитие предпринимательства. Вот за это я обожаю Рубена Варданяна (инициатор и президент Московской бизнес-школы «Сколково». - Т.Ю.)!

- Вы думаете, одного образования достаточно?
- Я специально изучал этот вопрос и пришел к выводу: когда у людей есть ощущение контроля над собственной жизнью (даже если это всего лишь иллюзия), они испытывают меньше стрессов. А значит, лучше себя чувствуют, лучше работают! Соответственно, чтобы получить от людей наилучшие результаты, их нужно вовлечь. В этом смысле такие культурные символы, как Иван Грозный, Петр, устарели. Нужны новые примеры.

- Какого рода?
- Интересные предприниматели - вот что нужно ! Не традиционного типа, каких у вас немало, а совершенно другие, способные создать великие компании, где было бы интересно работать. Наподобие бразильской Semco, созданной Рик-кардо Семплером. Эта организация с плоской структурой и очень демократичная по духу. Лично меня очень интересует, что делает конкретную организацию приятной для работы. Такие места я называю аутентизотичными (authentizotic) - очень смешной термин, позаимствованный у греков, обозначающий организации, где люди чувствуют себя живыми.

- Где же их взять?
- Как-то Ричард Брэнсон, глава компании Virgin, высказал мудрую мысль: «Слушай, все говорят об удовлетворении потребителя, но я уверен, что если люди, которые работают в компании, сами счастливы, то они всегда улыбнутся потребителю». Я думаю, он прав. В этом году в США лучшей компанией для работы стала Genentech. Чем она занимается? Разработкой средств для лечения рака!

- Какой ключевой фактор Вы бы выбрали для создания нового стиля лидерства? С чего начать?
Обычно я говорю о «4Н». Лидеры - это своего рода специалисты по надежде (Норе), они должны давать ее людям. Также руководителям нужно помнить о человеколюбии (Humanity) и сдержанности (Humility); и последнее - юмор (Humour), чтобы уметь посмеяться над собой Известно, что десгруктивность многих лидеров обусловлена нарциссизмом, и, как мне кажется, именно «4Н» могут составить оппозицию нарциссизму. Многие организации превратились в нездоровые для работы места как раз из-за психологических проблем их лидеров.

- Кого из россиян Вы поставили бы на первое место в рейтинге лучших лидеров России?
- Рубена Варданяна, основателя компании «Тройка Диалог». Мне кажется, он наиболее сбалансированный из всех. Мне импонирует, что он что-то делает для общества. Унесем ли мы в могилу свое богатство? Мне кажется, российским лидерам нужно задать себе этот вопрос. Ведь ищут же они какой-то смысл в жизни? И «наилучший» из них, как мне кажется, в том, чтобы помогать другим. Создавать что-то значимое, имеющее значение для многих.

- Вы тоже ищете смысл?
- У меня на курсе 21 человек, они отвечают за сотни тысяч людей. И если мне удастся помочь им стать более человечными и эффективными, то и их организации станут намного рентабельнее, и сотрудникам будет приятнее там работать.


Татьяна Юрасова,
Газета "Элитный персонал", ? 48 (485), 5 декабря 2006