Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.physcareer.ru/articles/1/6.html
Дата изменения: Sun Apr 10 08:45:09 2016
Дата индексирования: Sun Apr 10 06:15:09 2016
Кодировка: Windows-1251
Куда дует ветер на рынке IТ? / Статьи / Physcareer.ru
Информационный портал о карьере и работе для студентов и выпускников технических и естественнонаучных специальностей

Обратите внимание

Новости науки и техники События

18.10.03 : Куда дует ветер на рынке IТ?


Какие IТ-компании, западные или российские, наиболее интересны для отечественных специалистов? Этот вопрос обсуждают Алексей РЫБАКОВ, руководитель направления 'Системная интеграция' кадрового агентства Comtel Personnel, Оксана КАЛУГИНА, коммерческий директор этого же агентства, Дмитрий ФЕШИН, аналитик, IDC, и Максим ФРОЛОВ, Channel Sales Representative, 'Seagate'.


Через Запад на Восток

- Можно ли сегодня говорить об определенных тенденциях в перемещении сотрудников внутри отечественного IТ-бизнеса?


О.К. До 1998 года тенденция перехода специалистов из российских компаний в западные была очевидна. Сегодня, пожалуй, о ней говорить нельзя, движение происходит в обоих направлениях.

А.Р. Дело в том, что российские и западные компании, представленные на нашем рынке, имеют совершенно разные цели и задачи бизнеса, а значит, кардинально отличается и их внутренняя структура. Западные компании - это в основном представительства крупных фирм-производителей, занимающиеся поставкой оборудования или программного обеспечения. Специфика состоит в том, что они не строят систему прямых продаж, а работают через партнеров, дистрибьюторов. Увеличение количества дистрибьюторов влечет за собой расширение штата, но оно не настолько стремительно, как в российских IТ-компаниях. Отечественные компании выстаивают собственные каналы сбыта, и увеличение доли рынка требует порой довольно серьезной реорганизации: создания департамента продаж, сервисного отдела и т.д. Именно поэтому российские компании постоянно расширяются, им требуются новые специалисты. Западные представительства годами сохраняют внутреннюю структуру и количество сотрудников в штате. Соответственно, они не могут принять всех желающих перейти к ним на работу.

М.Ф. Когда проходишь несколько собеседований подряд в тех и в других компаниях, то различие между ними становится очевидно. В российских очень большое внимание обращают на то, знает ли соискатель тонкости внутреннего рынка. А западные хотят, чтобы специалист имел глобальное видение мирового рынка. Это говорит о том, что российские компании занимаются в основном тактическими вещами, а западные - стратегическими. На мой взгляд, именно это затрудняет переход специалистов из компании в компанию.

Д.Ф. Давайте посмотрим на стандартный путь менеджера IТ-компании в России. После института у специалиста почти нет шансов сразу же попасть в западную компанию.

А.Р. Не согласен. Зачастую западные компании имеют вакансии как раз для молодых специалистов, только что закончивших или даже продолжающих обучение.

Д.Ф. Но все же в большинстве случаев первая ступенька - это работа в российских фирмах. Здесь есть перспективы роста, и человек, желающий учиться и развиваться, может за довольно короткий срок перейти на более высокую позицию. Сделав один-два карьерных шага в российской компании, специалист уже достигает уровня, когда переход в западную компанию возможен, но порой на более низкую ступень. На мой взгляд, это тоже может считаться реальным ростом.

А.Р. В большинстве западных компаний структура продвижения настолько предсказуема, что человек практически уверен в своей дальнейшей карьере. Проработав определенный срок, сотрудники могут рассчитывать на занятие той или иной более высокой должности. Но, с другой стороны, для специалиста вполне очевидно, что есть набор должностей (руководители высшего ранга), на которые он никогда не сможет претендовать. В российских компаниях шанс занять высокий пост все же есть. Но при этом в отечественных фирмах слишком часто меняются направления развития, приоритеты и структура самой компании.

М.Ф. Да, в российских компаниях просчитать скорость продвижения практически невозможно. Но и в западных оно всегда небыстрое, переход на следующую ступень может занять 5-10 лет. Поэтому многие специалисты, поработавшие в западных компаниях, охотно переходят в российские с повышением. Кроме того, здесь они получают большую свободу действий, имеют возможность самостоятельно выстраивать бизнес-структуры.


Из варяг в греки... и обратно

А.Р. Думаю, мы упустили из виду одну немаловажную деталь. Переход из западных компаний в российские и наоборот возможен далеко не на всех позициях. Именно в силу разных целей компаний и их организационных структур.

М.Ф. Да, спокойно могут переходить из компании в компанию, пожалуй, только sales-менеджеры и маркетинг-менеджеры. Для остальных переход на аналогичную позицию практически невозможен. Поскольку 99% российских компаний 'нишевые', а следовательно, набирают людей, компетентных в конкретной сфере. Для таких 'узких' специалистов переход возможен только с условием смены сферы деятельности.

А.Р. Полностью согласен. Проблемой перехода из одной компании в другую, даже на аналогичную должность, становятся отличия в организационной структуре. Причем эти различия существуют и между российскими компаниями, работающими в одном и том же сегменте рынка. В силу этого человек, занимающий одну и ту же должность в разных компаниях, может находиться в одной фирме в 'бэк-офисе', а в другой - во 'фронт-офисе'. Соответственно, и требования к кандидату будут отличаться коренным образом. Сказывается и разный подход к ведению бизнеса в западных и российских компаниях. В западных компаниях к работе относятся как к технологии. А в российских - как к креативу.


'Плюс', 'минус', 'равно'

- Но все же переходы совершаются и в ту и в другую сторону. Что привлекает специалистов - стремительная карьера или красивое название должности? Стабильное материальное положение или известность в профессиональном кругу?

М.Ф.
Интересно работать и в российских и в западных компаниях, но по разным причинам. В российской фирме ты постоянно находишься в центре событий отечественного и мирового IT-рынка, знаешь о любых его изменениях, во многом зависишь от них. Работая в западных, более стабильных компаниях, ты находишься в стороне от внешних событий, поэтому здесь интереснее набираться опыта, учиться. Работа в западных компаниях, имеющих представительства по всему миру, позволяет наглядно увидеть европейский или какой-то другой стиль ведения бизнеса, изменить мировоззрение. Но работать интересно в первую очередь в крупных компаниях, которые четко знают, чего хотят, ясно описывают задачи. С точки зрения перспектив карьерного роста все зависит не от принадлежности компании, а от ее структуры и величины.

Д.Ф. За десять лет существования нашего IТ-рынка выросло достаточно большое количество отечественных компаний, которые показали свою высокую эффективность. И сегодня есть целый ряд российских фирм, которые вполне могут конкурировать с западными. В них у специалистов есть возможности и обучаться, и профессионально расти. Думаю, работать в таких компаниях не менее интересно, надежно, выгодно.

М.Ф. Еще один немаловажный фактор - обучение персонала. В западных компаниях набор определенных тренингов необходим для работы на каждой конкретной позиции. Для развития компании и самого специалиста это очень важно. Правда, сегодня людей начали учить и в российских организациях.

А.Р. Да, в стремящихся к стабильному росту и развитию российских компаниях тренинги постепенно переходят из категории, когда их 'выбивают' у руководства, в категорию обязательного условия работы на данной позиции.


Made in:

- Еще один важный аспект - это уровень престижности, известности компании на отечественном и мировом рынке. Насколько фактор 'раскрученности' влияет на выбор соискателя?

М.Ф.
Думаю, что престижность компании играет не последнюю роль. Ведь компания становится престижной только по совокупности факторов: финансовые возможности, отношение к сотрудникам, корпоративная культура, карьерные возможности. Там, где есть престиж, известность, есть и огромный опыт, а значит, в этой компании можно многому научиться.

О.К. На мой взгляд, это актуально в большей степени для специалистов среднего уровня. Те, кто уже вышел на 'топовые' позиции, зачастую меняют престижную компанию на гораздо менее известную именно для того, чтобы строить новый российский бренд своими руками. На разных этапах карьеры престижность фирмы имеет разное значение.

А.Р. Можно посмотреть на эту проблему с другой стороны. Специалист, который проработал в любой брендовой компании, со 100-процентной вероятностью обладает заявленной компетентностью, знанием языка и прочими достоинствами. Этот человек абсолютно сформирован как профессионал. Престижность компании - это 'знак качества' профессиональной пригодности на сотруднике, который прекрасно видят другие компании на рынке. А кто выйдет из неизвестной компании - трудно предположить.

М.Ф. Согласен, большинство специалистов, вышедших из неизвестных российских компаний, просто не способны интегрироваться в западную или устроенную по ее подобию российскую организацию. Тогда как человек, пришедший из четко простроенной структуры, сразу же встает на свое место в новой компании. И все работодатели это знают.

М.Ф. Наша дискуссия, конечно же, не претендует на всесторонний обзор рынка труда. Мы постарались затронуть лишь некоторые интересные вопросы. Главный вывод, к которому пришли участники круглого стола, состоит в том, что профессиональный уровень российских IТ-специалистов существенно вырос за последние годы. Можно говорить о том, что на рынке труда сформировался сегмент высококлассных российских специалистов. Но при этом изменились их требования к компаниям-работодателям и к условиям работы. С другой стороны, российские компании в качестве работодателей уже способны конкурировать с западными, причем не только с их представительствами в нашей стране, но и с основными офисами. Сегодня многие отечественные специалисты, поработав за рубежом, охотно возвращаются в Россию. А со временем эта конкуренция между российскими и западными компаниями будет только возрастать. Что ж, тем лучше и интереснее для российских IТ-специалистов.

По материалам газеты 'Элитный персонал'
? 37 (321) 23 СЕНТЯБРЯ 2003 г.