22.12.05 : Наука и жизнь
Уходящий год - всемирный год физики - прекрасный повод вспомнить, что научные исследования и основанные на них инженерные разработки стали движущей силой цивилизации: пар, электричество, атомная энергетика, освоение космоса, информационный бум. Но это и повод задуматься о перспективах отечественной науки. По оценкам некоторых экспертов, на мировом рынке наукоемкой продукции на долю России приходится лишь 0,3%. За последние 15 лет вдвое уменьшилось количество специалистов, активно занимающихся наукой. Их средний возраст приближается к пятидесяти, а образованная молодежь в массе своей предпочитает пусть менее интеллектуальную, зато более высокооплачиваемую работу. Однако постепенно ситуация меняется...
Вырасти до академика
Понятие 'научная карьера' можно разделить на три составляющие.
Первая - исследовательская. Это путь 'кабинетного' или ^лабораторного' ученого, углубленного в творчество, в поиск красоты и гармонии. Прикладные аспекты исследований его интересуют лишь постольку поскольку. Для него научное открытие - главный подарок, который стоит всех трудов. Отвлекаться от своих колбочек и пробирочек он категорически не хочет.
Вторая составляющая научной деятельности - организационная: статью надо 'протолкнуть', книгу - издать, необходимо правильно составить заявку на грант, добыть отзывы на диссертацию. Чтобы превратиться из младшего научного сотрудника в академика, свои работы надо пиа-рить. Чем выше подымаешься по карьерной лестнице, тем больше административных забот: ученики, аспиранты, хозяйственные и денежные вопросы. И в решении подобных проблем может преуспеть далеко не каждый талантливый исследователь.
Третья составляющая - внедрение интеллектуального продукта в производство, так называемая инновационная деятельность. Современный темп сращивания фундаментальной науки и производства требует новых подходов к организации научного процесса. На каждом многообещающем направлении исследовательскому коллективу нужен свой "мпресарио" -квалифицированный менеджер, выросший в научной среде, который, с одной стороны, знает все тонкости научной проблемы, с другой - умеет распоряжаться финансами, вести диалог с промышленниками и властью, разбирается в экономике, менеджменте, праве. Ведь деньги в России есть. В дефиците специалисты, которые могли бы оценить перспективность и рыночную стоимость научной идеи. Именно работа 'инновационщиков' становится основным источником доходов научных учреждений и университетов.