Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.philol.msu.ru/~school/rundtisch.htm
Дата изменения: Thu Sep 15 10:25:09 2005
Дата индексирования: Mon Oct 1 23:58:00 2012
Кодировка: Windows-1251
Школа юного филолога

КОНФЕРЕНЦИЯ-КРУГЛЫЙ СТОЛ 

24 декабря в 17:00 в ауд.11 Первого гуманитарного корпуса МГУ в рамках празднования 250-летия МГУ состоялась конференция-круглый стол.

Конференция

  1. Образование в античном мире (докладчик - Белов А.М.)
  2. Университет в средневековой Европе (докладчик - Мощенко И.А.)
  3. Европейская традиция универсального образования (докладчик - Иванов Д.А.)

Круглый стол
Тема: «Университет моей мечты»

Чем вам интересен процесс обучения?
Чему, на ваш взгляд, должен учить университет, и с каким объемом знаний вы хотели бы выйти из его стен?
Студенческая жизнь - как вы ее себе представляете?
Как вы понимаете высказывание Сенеки-старшего 'Non scholae sed vitae discimus' ('Мы учимся не для школы, а для жизни')?


Аннотации к докладам, прозвучавшим на конференции

Как известно, основы европейской культуры, и образования в том числе, были заложены в античности. Поэтому конференцию открыл доклад аспиранта кафедры классической филологии А.М. Белова "Образование в античном мире". Классическая система образования в Древней Греции начинает складываться тогда, когда в Греции появляется культурная традиция (развивается литература, расширяются знания об окружающем мире). Главными составляющими воспитания древних греков были спорт, музыка и грамота. С 7-8 лет они посещали палестры, в которых занимались определенным видом спорта. Не менее ценились и занятия музыкой, умение играть на лире или кифаре. С 7 же лет начиналось изучение основ наук в "начальной школе", где дети учились писать и считать. На следующей ступени образования, в грамматических школах, основным предметом становилось изучение текстов поэтов, а от их анализа и комментария переходили к изучению реалий прошедших веков, географии, физики. Ведь во многих философских учениях того времени Слово (греч. logos) понималось как ключ к познанию человека. Высшими школами в Древней Греции были риторская школа, готовившая профессиональных политических деятелей, и философская школа. Трехступенчатая система образования сохраняется и в Древнем Риме.

На смену античности приходит средневековье. Новому явлению в системе образования Средних веков (университету) и был посвящен доклад аспирантки А.И Мощенко. Одним из первых в Европе стал университет в Болонье, позже появились Сорбонский, Оксфордский и Кембриджский университеты. Cначала университеты были корпорациями студентов и преподавателей. Они жили и проводили занятия в специальных общежитиях - коллегиях. Эти корпорации были независимы и подчинялись не городу, на территории которого они находились, а своему университетскому Уставу. Процесс обучения состоял из лекций и диспутов: на лекции преподаватель читал книгу, а после этого ее обсуждали на диспуте. Посещать занятия могли все, без каких-либо вступительных экзаменов. Университет состоял из четырех факультетов: одного подготовительного и трех высших. Сначала студенты изучали семь свободных искусств, которые делились на тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Чтобы получить степень бакалавра, студенты должны были сдать дисциплины тривиума; степень магистра присуждалась бакалавру после выдержанного экзамена по квадривиуму. Затем студенты могли идти на факультет права, медицины или на теологический, т.е. богословский, факультет, после успешного окончания которого они получали степень доктора.

Завершил конференцию доклад старшего преподавателя кафедры зарубежной литературы Д.А. Иванова "Европейская традиция универсального образования". Тезис об универсальности образования был выдвинут еще в Древней Греции, но в разные эпохи он понимался по-разному. В период античности и средневековья люди, считая материальный мир до конца непознаваемым, уделяли большее внимание духовному развитию человека. С наступлением Нового времени выдвигается тезис, что пределов для познания нет. Определяющим становится уже не само познание, а его критерии. За основу берется декартовский метод, который признается универсальным принципом познания мира. Но в XX веке и он перестает быть исчерпывающим. Его сменяет представление о многообразии культур, базирующееся на тезисе, что слишком многое во взгляде человека на мир определяется особенностями его родной культуры. В наше время университет ставит целью не дать студенту универсальное знание как набор застывших фактов и сведений, а научить человека мыслить, признавать существование множества разных культур, быть терпимым и уважать мнение других людей. Человек, получивший университетское образование, должен не только разбираться в своей специальности, но и представлять, как устроен наш мир, иметь широкий кругозор и быть последовательным гуманистом.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
"В течение многих лет по вечерам в аудитории Первого гуманитарного корпуса МГУ приходят юные любители словесности - те, кто через два-три года снова войдет в эти аудитории уже в качестве студентов..."
Подробнее...


"Школа Юного Филолога работает при филологическом факультете МГУ уже не первый десяток лет. Но творческий семинар для школьников возник при ней совсем недавно (не считая кратковременного опыта несколько лет назад) - минувшей зимой. Семинар был создан по инициативе "снизу" посреди учебного года: идея объединить пишущих школьников родилась у Маши Черных и Даши Трынкиной".
Подробнее...

"День науки Школы юного филолога - это одновременно и праздник, и экзамен. Праздник, потому что в этот день каждый может приобщиться не просто к университетским лекциям и семинарам, а к миру науки, показать себя не учеником, но самостоятельным исследователем, встать в один ряд с крупнейшими отечественными и зарубежными учеными-филологами как их младший коллега..."