Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.philol.msu.ru/~school/seminars/novikova/
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 14:05:21 2016
Кодировка: Windows-1251
ШЮФ
Vivat Crescat Floreat
ШКОЛА ЮНОГО ФИЛОЛОГА
имени Людмилы Михайловны Баш
МГУ имени М.В. Ломоносова
филологический факультет
Введение в классическую филологию
Что такое ШЮФ?

Новости

Расписание

Преподаватели

Семинары

День науки

Фотографии

Публикации

Как нас найти?

Мы ВКонтакте


Для 5-7 классов

Игра "Лабиринт"

Лженаучная конференция

Литературные конкурсы






Преподаватель Новикова Екатерина Павловна

Сперва мы думали, что следует написать аннотацию для курса. Но потом, совершенно случайно, мы обнаружили в одном монастыре, в подвале, наполненном мышами, старую и мало кому интересную пергаменную рукопись. В этой рукописи содержались выдержки из какого-то сочинения, как будто подражающего Платону. Рукопись, к сожалению, с трех сторон обгорела, а потом, вероятно, подвал подтопило. Не говоря уж о том, что, еще до пожара, наша рукопись, вероятно, была изъедена жуком - на это указывают сохранившиеся сквозные ходы, пересекающие текст со страницы на страницу. Но кое-что прочесть нам удалось.

[:]Демон Сократа: 'Перед вами две книги: римский поэт <Лукр>еций и его поэма 'О природе вещей' (по-латински 'De rerum natura') в издании, например, Дж. Мартина от издательства 'Тойбнер' (нем. Teubner), а рядом - та же поэма - в виде билингвального издания от 'УРСС', в мягкой обложке, без каких-либо примечаний к латинскому тексту. Как по-вашему, это один и тот же предмет или два разных?'
Ученики: 'Текст один, но и<зда>ния - разные'.
Демон Сократа: 'Чувствуете разницу?'
Ученики: 'И еще какую, Сократ!'
Демон Сократа: 'А если существуют различные формы представления одного и того же текста, вероятно, эти различия возникли не просто так, они значимы. Но можете ли вы так легко сформулировать, в чем именно состоит принципиальная разница?'[:]


Можно сказать, что цель нашего курса - установить, кто же такой 'филолог-классик'. И почему есть просто 'филология', а есть 'классическая филология'.
Кто же эти 'филологи-классики', может быть, путешественники во времени, монахи, скучные сухие учителя латыни, а может и вовсе типичный филолог-классик - это, подобно чеховскому герою Беликову, человек в футляре?
Для начала мы можем сказать так: филологи-классики - это люди, которые делают (и читают) книги. Но не всякие, а только те, в которых содержатся тексты авторов, называемых 'писателями-классиками', причем написаны эти тексты - на латинском или древнегреческом языке.
Кто такие писатели-классики и чем же мотивирован ответ 'потому что надо', когда речь заходит о том, зачем изучать античную литературу, читать Гомера, Вергилия, Цезаря и Цицерона?
Какие, собственно, существуют методы изучения и описания античной литературы, когда они появились, в каких институциях развивались? Поговорим на лекции.
Какими способами филологи-классики пытаются добиться неких знаний от античных текстов, да и каких, собственно, знаний они добиваются?
Какими методами филологи-классики работают с античными текстами и как их обрабатывают, чтобы получались издания?
На кого ориентируются филологи-классики, создавая издания разных типов?
Как филологам-классикам помогают археологи, эпиграфисты (знаете ли вы, кто такие эпиграфисты?), лингвисты и другие прекрасные специалисты?..

[:]Демон Сократа: 'Без чего не мог бы существовать ни один текст? Здесь ответ очевиден: без языка, на котором он написан. Не так ли?'.
Ученики: 'Да, Сократ, клянемся собакой, это так!'
Демон Сократа: 'А какие языки у европейцев называются 'классич<еск>ими'? Древнегреческий и латинский?'
Ученики: 'Именно так, <Со>крат!'
Демон Сократа: 'Но каковы особенности устройства этих языков? И вытекающие из них особенности и, что еще важнее, трудности изучения латинского и древнегреческого? И насколько хорошо мы, находясь в двадцать первом веке, собственно, эти языки знаем?'[:]

Если вы не знаете, что такое 'классическая филология', а также - если вам любопытно, зачем для ответа на этот вопрос будет читаться целая серия лекций, приходите.

Будем знакомиться с классической филологией.

Обратите внимание, что если лекционный курс "Основы филологии" знакомит вас с тем, что необходимо знать любому филологу, вне зависимости от выбранного периода и региона, то наш курс - для тех, кто хочет познакомиться с деятельностью филологов, работающих с античностью. Древнегреческим и латинским языком и литературой на этих языках.




ї Школа юного филолога при филологическом факультете МГУ имени М.В. Ломосонова, 2015
Москва, Ленинские горы, ГСП-1, МГУ имени М. В. Ломоносова,
1-й корпус гуманитарных факультетов (1-й ГУМ), филологический факультет.
Информационная доска ШЮФ находится напротив аудитории 903 на девятом этаже 1-го ГУМа.
E-mail: shuf@mail.ru.
Поддержка сайта - Nouius