Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.philol.msu.ru/~school/sem_psy.htm
Дата изменения: Thu Mar 31 10:25:14 2005
Дата индексирования: Mon Oct 1 22:31:59 2012
Кодировка: Windows-1251
Школа Юного Филолога

Введение в психолингвистику (семинар), ведет Кислова Екатерина Игоревна

Правда ли, что отдельный звук не имеет смысла? Но если я спрошу, на кого больше похож ежик - на жаваругу или мамлыну, - вы точно ответите, на кого, хотя понятия не имеете, что это за существа, да и существа ли?
Вы никогда не задумывались, как именно возникшая в голове мысль получает словесное выражение? И как услышанная из уст собеседника фраза достигает вашего сознания? И почему так часто мы слышим друг друга, но абсолютно не понимаем? И по каким приметам мы иногда догадываемся, что человек лжет? Как мы определяем, хочет ли он говорить с нами или нет?
Вы никогда не пытались поймать момент, когда вы переключаетесь на иностранный язык? Что при этом происходит в вашей голове - какой тумблер щелкает? И верно ли, что, например, англичанин, в чьем языке есть только слово blue, видит мир не таким, как русский, для которого существенна разница между "синий" и "голубой"? И как все это отражается на изучении иностранных языков?
Думали ли вы когда-нибудь о том, как ребенок овладевает родным языком и в какой степени язык формирует сознание человека? Идет ли развитие мышления параллельно овладению языком? Как в памяти хранится язык и как извлекается оттуда? Как работают ассоциации и как они используются в рекламе и газетах?
Знаете ли вы, почему девушки, постоянно читающие "Cosmo" или "Seventeen" отличаются от тех, кто предпочитает Бунина и Тургенева? Что такое психологическая установка и как ее создают? Как работает реклама? Как определить, что человек лжет? Что такое "социальная роль" и как она отражается в речи?...
Этим и многим, многим другим занимается психолингвистика и смежные с ней дисциплины - этнопсихолингвистика, социолингвистика, нейролингвистика. Эта молодая наука (ей официально около 50 лет) может, тем не менее, дать ответы на многие важные вопросы, потому что занимается она в первую очередь взаимосвязью языка и сознания, языка и личности, языка и мира.
Эти и многие другие темы мы затрагиваем на наших семинарах. А еще мы обсуждаем серьезные научные проблемы, читаем статьи из журналов и газет, рассказываем анекдоты и случаи из личного опыта, читаем стихи, ставим эксперименты, излагаем "Преступление и наказание" в 10 словах и занимаемся многими другими интереснейшими вещами. И пишем небольшие научные работы о том, что нас интересует больше всего: например, о том, какими средствами формируется наше мнение о введении ЕГЭ, как в Интернете в письменной речи передается интонация, как среднестатистический человек реагирует на французские слова в рекламе, как именно создается идеал в глянцевых журналах для девушек и какова их опасность, почему младшие школьники не понимают стихов Ломоносова и о многом другом: Приходите - у нас интересно!

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
"В течение многих лет по вечерам в аудитории Первого гуманитарного корпуса МГУ приходят юные любители словесности - те, кто через два-три года снова войдет в эти аудитории уже в качестве студентов..." Подробнее...

"Школа Юного Филолога работает при филологическом факультете МГУ уже не первый десяток лет. Но творческий семинар для школьников возник при ней совсем недавно (не считая кратковременного опыта несколько лет назад) - минувшей зимой. Семинар был создан по инициативе "снизу" посреди учебного года: идея объединить пишущих школьников родилась у Маши Черных и Даши Трынкиной". Подробнее...