Почему "языки Древней Руси"? Разве в Древней Руси не было единственного
языка - древнерусского? Правда, память подсказывает еще знакомые
названия вроде "церковнославянский", "старославянский": ну так разве
это все - не одно и то же?.."
Так или почти так думает большинство людей, говорящих на русском
языке. А на самом деле все намного сложнее и интереснее. На нашем
семинаре школьники узнают, например, о том, что существовала не
одна, а две очень непохожих друг на друга азбуки, созданных для
славянских народов, - глаголица и кириллица. И долгое время не было
ясно, которую создал Кирилл-Константин и кто же создал другую. Ребята
учатся читать и понимать тексты самых древних евангелий, отрывки
из летописей и берестяные грамоты (например, они-то уже знают, как
когда-то звучали буквы "Ъ" и "Ь":); узнают, чем именно различались
старославянский, церковнославянский и древнерусский языки, как языки
развивались и как взаимодействовали друг с другом на протяжении
веков. Большое внимание уделяется общеисторической и общекультурной базе:
мы изучаем, например, как именно создавались летописи и как это
отражалось на их языке, как проходило обучение грамоте в школах
в разные века и как это влияло на литературный язык. Мы обязательно
уделяем внимание науке с красивым названием "палеография": смотрим,
как изменялись начертания букв (например, вы ни за что не догадаетесь,
как выглядела буква "В" в бытовых записях 16 века!), какие были
стили письма в разные века и от чего это зависело, как в древности
выделывали пергамент и как создавали первую бумагу:
Еще мы читаем первые грамматики (как?.. вы еще не знаете, что за
часть речи - причастодетие?..) и узнаем, в каком веке в текстах
появились точки и запятые, когда и кем было сформулировано правило
написания -нн-/-н- в суффиксах причастий и прилагательных (да-да!
этому правилу, оказывается, почти 400 лет!). Несколько семинаров
посвящены истории сопредельных славянских стран, связи определенных
исторических событий и языковой ситуации (а вы всегда полагали,
что история языка и история народа мало связаны?..).
Еще мы обязательно обсуждаем существующие теории и гипотезы, развитие
науки об истории языка и роль отдельных ученых: Мы и сами пытаемся
писать небольшие научные работы и выступаем с ними на Дне науки
Школы Юного Филолога. Например, в прошлом году Наташа Божанова (10
класс) написала работу по палеографическим особенностям текстов
на иконах, а Вера Столярова (9 класс) - о том, как же все-таки воспринимали
новгородцы в 11-15 веках "Новъгородъ" - как единое слово или все-таки
как сочетание прилагательного Новъ и существительного городъ. А
Вася Харитонов исследовал Интернет в поисках сайтов, на которых
дается информация по истории языка:
"А зачем все это надо? Зачем мне знать, почему у глагола только
формы прошедшего времени изменяются по родам, а все остальные -
нет? Зачем мне знать, почему краткие формы прилагательных сейчас
не используются как определения, хотя наши предки говорили и "красна
девица", и "добр молодец"? И уж тем более - что в 11 веке в Новгороде
писали друг другу влюбленные?.."
И не говорите! Сама каждый раз с удивлением спрашиваю пришедших
в октябре школьников: "Зачем вам это?" Говорят - интересно. Говорят
- хочется. Говорят - по-другому начинаешь воспринимать родной язык
и родную историю:
|