Конференция
'Литература и медиа: меняющийся облик читателя'
(24-25 октября 2007)
Чтение литературного (художественного) текста как общераспространенная практика - это порождение 'культуры печати'. В XVIII-XX столетиях литература стала главной составляющей национального культурного канона и системы образования. В это же время складывается представление о культурно престижной 'норме' литературного чтения, которая прививается школой всех уровней, но критической проблематизации открывается редко. Чаще всего она характеризуется негативно - как противоположность 'легкого', 'массового', 'детского', 'наивного' и пр. чтения, о котором мы опять-таки знаем мало. Между тем диверсификация чтения актуальна сегодня как никогда, она поддерживается коммерческими практиками, новыми медийными технологиями и требует изучения.
Традиционные функции литературы (как средства трансляции социального знания, игры, воображаемого эксперимента, рефлексии, развлечения и т. д.) все шире перенимаются новыми медиа. Контакт с литературным произведением посредуется и дополняется (предваряется или развивается) экранным изображением, звучащим словом, кинетикой жеста, энергетикой живого исполнения. При этом меняются привычные читательские установки и в целом самосознание читателя как адресата текста. В то же время многовековой опыт литературы как 'медиума' воображения наследуется и используется виртуальными практиками.
Медиа, таким образом, интенсивно прорастают в литературный / художественный текст и прирастают к литературному тексту. Книга почти буквально 'выворачивается наизнанку' - навстречу 'еще-не-читавшим' или 'уже-прочитавшим' (зрителям, слушателям, участникам игровых действ). Возникают новые модели рецептивного поведения - возможно, новая антропология чтения. Иными эти процессы оплакиваются - как чреватые необратимыми культурными утратами, иными прославляются - как зона креативного прорыва и новаторского эксперимента. Задача конференции - осмыслить актуальную ситуацию разрыва, наследования и обновления, вектор происходящих перемен, роль в ней читателя как культурного субъекта и героя.
Общую тему первого дня конференции можно определить так: как мультимедийный контекст, формирующий среду обитания современного человека, наращивает свое представительство внутри литературного текста и как это обстоятельство сказывается на практиках чтения, типологии читательского поведения?
Во время Круглого стола предметом обсуждения стали еще и такие проблемы: медийность как фактор литературного воображения; как медийный опыт (опыт визуальной, аудиальной, тактильной коммуникации) репрезентируется в 'традиционном' тексте; эстетический потенциал 'медийной составляющей' литературного текста; опыт ее литературоведческого описания и перспективы культурологического исследования; поэзия и видеоклипы (просмотр и обсуждение); как в видео-среде меняются функции автора и читателя поэтического текста; что такое 'читатель-как-зритель'.
На второй день работы конференции обсуждался вопрос, как сложившиеся конвенции литературного чтения соотносятся с новейшими практиками медийного восприятия ('расширяются' ими, трансформируются, обыгрывается и т. д.). С лекцией 'Медиализация литературы и сообщества читателей' выступил Дана Джойя - поэт, Президент Национального фонда искусств США.
Т. Д. Венедиктова