Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.philol.msu.ru/~otipl/new/main/skss/skss_vesna_2010.doc
Дата изменения: Thu Feb 11 10:58:33 2010
Дата индексирования: Wed Apr 7 23:58:15 2010
Кодировка: koi8-r

Спецкурсы и спецсеминары, весенний семестр 2010 г.

1. Лексическая типология
д.ф.н., проф. Е. В. Рахилина

Оргсобрание: _вт, 09.02.2010, в 12.20
Занятия по _______, в _____, ауд. ____
Первое занятие: ___________________

Этот спецкурс посвящен системным отношениям в лексике. Они становятся
яснее, если рассматривать не один изолированный язык, а сразу несколько,
как это и делает современная лингвистика в рамках нового направления,
которое так и называется: "Lexical typology". Предполагается обсудить
лексику вращения, еды, прыгания, предикатов света и звука, а также
некоторых качественных признаков.


2. Проблемы описания падежных систем в языках мира
М. Н. Усачёва (асп.)


Оргсобрание: _____11 февраля, 12.30, ауд. 953
Занятия по _______, в _____, ауд. ____
Первое занятие: ___________________

На спецкурсе предполагается продолжить обсуждение проблем, связанных с
категорией падежа, начатое в прошлом семестре. Предлагается обсудить
общетеоретические проблемы, наиболее актуальные для современных падежных
теорий: проблемы актантов и сирконстантов, адьектов, семантических и
синтаксических валентностей, глагольных и неглагольных семантических ролей,
эргативной и аккузативной стратегий, пространственных падежей и др. Также
планируется рассмотрение категории падежа с точки зрения психолингвистики,
ареальной лингвистики и теории грамматикализации, а также ряда современных
западных теорий. Приглашаются все желающие, в том числе студенты, не
посещавшие спецкурс прошлого семестра.


3. Современные методы автоматического распознавания речи
c.н.с. Лукьяница А.А., c.н.с. Шишкин А.Г.


Оргсобрание: ______________________
Занятия по _______, в _____, ауд. ____
Первое занятие: ___________________

В рамках настоящего спецкурса изучаются математические методы и
алгоритмы, лежащие в основе современных систем автоматического
распознавания слитной речи. За время обучения студенты получат
представление обо всех этапах процесса обработки речевого сигнала, начиная
с предварительной обработки и выделения характерных признаков, заканчивая
построением распознающей системы на основе скрытых моделей Маркова, а также
познакомятся с современными системами распознавания речи.




4. Ономастика в типологическом освещении
д.ф.н., проф. А.И. Кузнецова


Оргсобрание: _пт, 12.02.2010, 12.20
Занятия по _______, в _____, ауд. ____
Первое занятие: ___________________

Ономасиология в широком понимании этого термина означает 'мя,
название'(греч. ?nyma) и изучает не только имена собственные и ложные (т.е.
псевдонимы), но и названия местностей (топонимы), народностей
(антропонимы), теонимы и мифонимы (демононимы)... В лекциях речь пойдет о
специфике различных видов ономастики на материале самых разных генетических
групп языков.
5. Компьютерные модели артикуляции и акустики
в естественных языках
(для III-V курсов)

к.т.н. И.С. Макаров


Оргсобрание: ______________________
Занятия по _______, в _____, ауд. ____
Первое занятие: ___________________

В рамках спецкурса предполагается познакомить студентов с основными
компьютерными моделями артикуляторных и акустических процессов в
естественных языках. Планируется рассмотреть следующий круг вопросов:
- модели управления вокальным трактом (на примере артикуляторной
фонологии),
- модель «источник-фильтр» и ее компоненты: передаточная функция и
голосовой источник,
- реализация модели «источник-фильтр» в рамках формантных синтезаторов
(на примере каскадно-параллельного синтезатора Клатта и параллельного
синтезатора Холмса) и вокодеров в системах мобильной связи и VoIP
(вокодер на основе различных схем линейного предсказания)
- модели голосового источника (на примере LF-модели и модели Ротенберга)
- восстановление голосового источника по речевому сигналу (обратная
фильтрация)
- восстановление формы речевого аппарата по речевому сигналу (обратная
задача)
В рамках курса будут рассмотрены (по мере необходимости) некоторые важные
понятия акустики и цифровой обработки сигналов. Будет показано, каким
образом компьютерные модели артикуляции и акустики стыкуются с методами
цифровой обработки сигналов.

6. Когнитивная наука: избранные главы
(для II-IV курсов)
к.пс.н. М.В.Фаликман, к.пс.н. Е.В.Печенкова


Оргсобрание: ______________________
Занятия по _______, в _____, ауд. ____
Первое занятие: ___________________

В рамках курса предполагается представить ряд теоретических и прикладных
проблем когнитивной науки - бласти междисциплинарных исследований познания,
рассматриваемого как совокупность процессов приобретения, хранения,
преобразования и использования знаний живыми и искусственными системами.
Обсуждение теоретического материала будет сопровождаться аудиторными
демонстрациями феноменов восприятия, внимания, памяти и мышления человека.


7. Клиническая лингвистика
(для II-IV курсов)
д.пс.н. Т.В. Ахутина, к.ф.н. О.В. Драгой

Оргсобрание: _ср, 10.02.2010, 14.10
Занятия по _ср__, в _18.00 ауд. _950_
Первое занятие: __17 февраля_______

Поражение головного мозга часто сопровождается нарушением понимания и/или
порождения речи - возникает афазия. В отличие от периферических расстройств
(паралич мышц-артикуляторов или глухота), афазия является языковым
дефицитом, при котором нарушенной оказывается именно система языка. Дефицит
может проявляться на различных уровнях: фонематическом, морфологическом,
лексическом, синтаксическом, дискурсивном. Для объяснения механизма
языковых нарушений мы рассмотрим основные афатические симптомы с точки
зрения современной (психо)лингвистической теории и накопленных на данный
момент экспериментальных данных. Практическая сторона курса включает анализ
образцов речи пациентов с афазией и посещение клиники, специализирующейся
на языковых расстройствах.

8. Экспериментальный дискурсивный анализ.
Часть II. Танграммы
(для II-IV курсов)
к.ф.н. О.В.Фёдорова

Оргсобрание: ___10 февраля, 14.10, около ауд. 953
Занятия по __пн___, в _9.00__, ауд. _953_
Первое занятие: ___15 февраля_________

Осенью, в ходе первой части данного спецкурса мы провели эксперимент на
русском материале, аналогичный эксперименту Г. Кларка 1986 года, в котором
один испытуемый описывает другому так называемые танграммы - картинки, для
которых трудно подобрать однозначную номинацию. В декабре мы дополнительно
записали 36 экспериментальных пар, а также несколько пациентов с
афатическими поражениями мозга. Во время зимних каникул была осуществлена
предварительная расшифровка большей части собранных записей. В ходе
весеннего спецкурса мы предполагаем всесторонне изучать полученный корпус,
анализируя его с точки зрения особенностей номинации, степени
интерактивности испытуемых, их коммуникативных стратегий, а также других
особенностей их просодического, синтаксического и дискурсивного поведения.
Данный спецкурс вполне открыт также для тех студентов, которые осенью не
участвовали в первой его части.

9. Изобразительная фонетика
(для II-IV курсов)
вед.н.с., д.ф.н. С.В Кодзасов

Оргсобрание: ____не будет_________
Занятия по ___чт__, в _16.00 ауд. ____
Первое занятие: __18 февраля_______

1. Изобразительные средства «стандартной» фонетики: тоны, долготы,
громкости, фонации. Их локальные и интегральные варианты.
2. Особые изобразительные средства звучащей речи: артикуляционные позы,
типы дыхания.
3. Жанровые разновидности изобразительных средств: спонтанный литературный
диалог, поэтическая речь, торжественная речь, «блатная» речь, интимная
речь, речь общения с ребенком.
4. Анализ реальных речевых образцов по литературным записям (авторов и
чтецов).

10. Вариативность русского вокализма в зависимости от жанра речи
д.ф.н., проф. Л. В. Златоустова


Оргсобрание: __вт, 16.02.10, 14.10, ауд. 948
Занятия по _______, в _____, ауд. ____
Первое занятие: ___________________

Содержание спецкурса направлено на исследование особенностей
вариативности ударных и неударных гласных в зависимости от совокупности
условий, а именно: места в слове, правого и левого окружения, типа
аллофона, позиции под фразовым выделительным акцентом, жанра речевого
произведения.
Рассматриваются качественные и количественные данные гласных аллофонов
методами перцептивного и акустического анализа.


11. Базы данных для типологических и компаративистских исследований
с.н.с. ИЯз РАН, к.т.н., В. Н. Поляков


Оргсобрание: ______________________
Занятия по _______, в _____, ауд. ____
Первое занятие: ___________________

В спецкурсе в систематической форме излагаются результаты, полученные
применением компьютерных и математических методов к анализу материала Базы
данных «Языки мира» ИЯз РАН. База данных содержит описание 315 языков, в
основном, Европы, Северной и Центральной Азии по более, чем 3800
параметрам. В основу БД положено одноименное энциклопедическое издание ИЯз
РАН.
Описаны компьютерные методы, которые позволяют оценивать степень близости
структуры языков, и могут быть применены для уточнения генетической
классификации.
Предложен широкий спектр методов для квантитативного исследования
характеристик грамматической структуры и выявления показателей стабильности
признаков, их транзитивности, возраста и т.д.. В курсе дается простое и
понятное представление о математической модели распространения языковых
признаков, не требующее специального математического образования. Описано
явление типологического сдвига, которое проливает свет на природу
грамматических уникалий и универсалий в языках.
Дается сопоставительный анализ БД «Языки мира» со Всемирным атласом
лингвистических структур WALS, представлено несколько аналогичных
компьютерных ресурсов, распространенных в лингвистическом сообществе.
БД может представлять интерес для лингвистов различных специальностей
(типология, компаративистика, ареальная лингвистика) как инструмент для
квантитативных исследований, а также как учебно-справочный компьютерный
лингвистический ресурс