Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.philol.msu.ru/~otipl/SpeechGroup/publications/posobie1.doc
Дата изменения: Thu Mar 10 15:18:38 2005
Дата индексирования: Sat Dec 22 14:14:30 2007
Кодировка: Windows-1251


Уважаемые ?итатели!


"Методи?еское пособие для развития навыков работы с ре?евым сигналом
(на базе компьютерных звуковых редакторов и программ обработки зву?ащей
ре?и)" предназна?алось для занятий со студентами отделения структурной и
прикладной лингвистики филологи?еского факультета Московского
государственного университета им. М. В. Ломоносова.


Из предлагаемой версии "Пособия." изъяты описания программ, которые в
настоящее время устарели и не используются в компьютерных классах
филологи?еского факультета МГУ.



Московский государственный университет


им. М. В. Ломоносова


Филологи?еский факультет






Л. М. Захаров, Н. В. Зиновьева, О. Ф. Кривнова







МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ


Для развития навыков работы

с ре?евым сигналом


(на базе компьютерных звуковых редакторов

и программ обработки зву?ащей ре?и)


















МОСКВА


1996



Пе?атается по постановлению
Редакционно-издательского совета
Московского университета



Оригинал-макет подготовлен
Л. М. Захаровым


Издание осуществлено за с?ет
средств филологи?еского факультета
МГУ им. М. В. Ломоносова











Л. М. Захаров, Н. В. Зиновьева, О. Ф. Кривнова
Методи?еское пособие для развития навыков работы с ре?евым сигналом (на
базе компьютерных звуковых редакторов и программ обработки зву?ащей ре?и).
- М., 1996. - 48 с.









( Филологи?еский факультет МГУ ISBN
им. М. В. Ломоносова, 1996






Оглавление


Введение ..4


Звуковой редактор Creative Wave Studio ..5


Программа WinCECIL 12


Задания 20






Введение

В пособии дается описание имеющихся на филологи?еском факультете МГУ
программ комплексной обработки ре?евого сигнала. Это - два звуковых
редактора (Sound Bluster, ToolKit), интегрированная система PCSound-Com и
программа комплексного акусти?еского анализа WinCECIL. Все программы
активно используются на занятиях по общей и прикладной фонетике Отделения
теорети?еской и прикладной лингвистики. Пособие вклю?ает также
дидакти?еский материал для самостоятельной работы студентов.
Задания направлены на отработку навыков работы с ре?евым сигналом и его
физи?ескими характеристиками; для каждого задания указано, какими
программными средствами следует пользоваться при его выполнении.
Важнейшими операциями, усвоение которых необходимо для выполнения заданий,
являются: обнаружение в сигнале зна?имых акусти?еских событий и объектов;
вы?ленение в сигнале определенных фрагментов; измерение коли?ественных
зна?ений важнейших акусти?еских параметров; создание экспериментальных
стимулов из фрагментов сигнала или сигналов ("монтаж" или синтез); создание
у?ебной базы ре?евых образцов.
Вклю?енные в пособие задания являются типовыми и безусловно не
ис?ерпывают того круга зада?, при решении которых используется компьютерный
анализ зву?ащей ре?и. Авторы надеются, ?то пособие будет полезно как для
элементарного, так и углубленного изу?ения акусти?еской фонетики, а его
практи?еское использование в преподавании приведет к расширению
дидакти?еского материала, дальнейшему развитию самих программных средств и
уто?нению рекомендаций по их оптимальному использованию для решения тех или
иных фонети?еских зада?.
Авторы выражают глубокую благодарность к.ф.н. С. В. Князеву, который
написал раздел "Программа комплексного акусти?еского анализа WinCECIL". В
подготовке остальных разделов пособия принимали у?астие студенты ОТИПЛ
А. Арефьев, Е. Беляева, Ю. Врублев-ская, Н. Крав?енко. Всем им авторы также
благодарны.




Звуковой редактор Creative Wave Studio

Редактор Wave Studio фирмы Creative позволяет записывать и редактировать
звуковые файлы в формате wav (формат звуковой волны) в среде Windows.
Поддерживая стандарт MDI (многодокументный интерфейс), он позволяет
одновременно обрабатывать несколько файлов.
В дальнейшем предполагается знакомство пользователя со средой Windows.

1. На?ало работы в редакторе Wave Studio

Чтобы запустить редактор Wave Studio, нужно выбрать группу Sound Blaster
Pro в окне Windows и в ней выбрать "иконку" Wave Studio.

2. Экран Wave Studio

Экран редактора разделен на ?етыре основные ?асти: кнопо?ный ряд, окно
редактора, окно предварительного просмотра и строка статуса. Все они, кроме
окна редактора, могут отсутствовать в зависимости от установки параметров
меню View (см. ниже).

Кнопо?ный ряд

Кнопо?ный ряд вклю?ает несколько кнопок для работы с файлами и три
окошка редактирования звуковой волны.
Кнопки Play (треугольник), Stop (квадрат), Pause и Rec (красная то?ка)
предназна?ены, соответственно, для проигрывания, остановки, временной
остановки и записи звуковой волны в текущем окне. Три левые кнопки
позволяют (слева направо) открыть новое окно, загрузить файл и записать
звуковую волну в текущем окне в файл. Кнопка Mixer справа от кнопки Rec
запускает программу Sound Blaster Pro Mixer, позволяющую регулировать звук
и настройку. Если функция одной из кнопок недоступна, эта кнопка "гаснет".
В правом конце кнопо?ного ряда расположены окошки редактирования:
Start - показывает ?исловое зна?ение позиции на?ала выделенного
фрагмента и позволяет передвинуть его, используя стрелки или
непосредственно набирая ?исловое зна?ение.
Size - показывает размер выделенного фрагмента и позволяет изменить его.
Zoom - показывает увели?ение изображения волны (максимальное при Zoom=1) и
позволяет изменить его.

Окно редактора

В этом окне отображается звуковая волна; здесь можно изменять всю волну
или ее ?асть.
Для выбора ?асти волны отметьте указателем один конец выделяемого
отрезка, нажмите левую кнопку мыши и, не отпуская ее, переместите указатель
на другой конец. После этого отпустите кнопку - выбранный отрезок будет
выделен цветом. Более то?но выделить отрезок можно при помощи окошек Start
и Size. Для выделения всей волны в текущем окне надо дважды быстро нажать
левую кнопку мыши

в пределах окна.
Приме?ание: нажатие правой клавиши в текущем окне вызывает меню команд.

Окно предварительного просмотра

Окно предварительного просмотра расположено под окном редактора и
показывает общий вид звуковой волны в текущем окне. Этот вид не зависит от
растяжения, показываемого в окошке Zoom. Здесь так же, как и в окне
редактора, можно выделить всю волну или ее ?асть.
В нижней ?асти окна находится "индикатор прогресса", который при
прослушивании отме?ает место, зву?ащее в данный момент. Он перемещается в
пределах выделенного фрагмента или по всей длине волны, если никакой
фрагмент не выделен.

Строка статуса

В самом низу окна Wave Studio расположена строка статуса. В ней мы видим
выбираемые из меню команды, а также дополнительную информацию о волне в
текущем окне. Из дополнительной информации могут быть полезны сведения о
длине волны в миллисекундах и о ее размере в килобайтах.

3. Меню редактора Wave Studio

В редакторе Wave Studio есть шесть основных меню: File, Edit, View,
Special, Window и Info. Ниже дается описание команд из каждого меню.

File
В подменю находятся команды работы с файлами:
New - создает новое окно, не содержащее волны;
Open... - открывает диалоговое окно выбора файла, содержащего звуковую
волну в формате wav;
Close - закрывает текущее окно;
Save - сохраняет волну в текущем окне на диске;
Save as... - сохраняет волну под новым именем;
Exit - выход из Wave Studio.
Приме?ание: Wave Studio запоминает имена ?етырех последних открытых
файлов. Они помещаются ниже команды Exit. Любой из них можно выбрать прямо
отсюда, не вызывая команду Open.
Три левые кнопки в кнопо?ном ряду соответствуют (слева направо) командам
New, Open... и Save.

Edit
В подменю Edit вклю?ены команды редактирования:
Cut - вырезает выделенный фрагмент и запоминает его во внутреннем буфере;
Copy - копирует выделенный фрагмент во внутренний буфер; в отли?ие от Cut,
команда Copy сохраняет этот фрагмент в окне;
Paste - вставляет содержимое буфера в текущее окно, на?иная

с позиции курсора; если в окне есть выделенный фрагмент, содержимое
буфера заменяет его;
Paste Mix - смешивает содержимое внутреннего буфера с содержимым текущего
окна;
Delete - удаляет выделенный фрагмент из текущего окна, не запоминая
его;
Crop to Selection - удаляет содержимое текущего окна, кроме выделенного
фрагмента;
Select All - выделяет все содержимое текущего окна; соответствует двойному
нажатию левой кнопки мыши в пределах окна.

View
Подменю View содержит команды управления внешним видом редактора:
Preview - вклю?ает/выклю?ает окно предварительного просмотра;
Button Controls - вклю?ает/выклю?ает кнопо?ный ряд;
Status Bar - вклю?ает/выклю?ает строку статуса;
Fit Wave in Window - автомати?ески подбирает растяжение, ?тобы вся волна
была видна на экране;
Actual Size - устанавливает масштаб изображения, равный 1 (Zoom=1).

Приме?ание: Нали?ие "гало?ки" напротив первых трех пунк-

тов подменю озна?ает, ?то соответствующий элемент экрана вклю?ен и будет
виден.

Special
Команды подменю Special предназна?ены для более сложной обработки волны:
Reverse - развора?ивает волну во времени ("задом наперед");
Add Echo - добавляет эффект эха к волне или к выделенному фрагменту;
Rap - удваивает выделенный фрагмент;
Insert Silence - вставляет паузу (тишину) перед выделенным фрагментом;
длина паузы равна длине фрагмента;
Force to Silence - заменяет выделенный фрагмент на равную по длине паузу;
Fade In - создает эффект постепенного увели?ения громкости на
выделенном фрагменте;
Fade Out - создает эффект постепенного уменьшения громкости на выделенном
фрагменте;
Amplify Volume - увели?ивает (уменьшает) интенсивность волны в выделенном
фрагменте или по всей длине волны.

Window
Команды подменю Windоw стандартны для большинства программ

в среде Windows. Они позволяют по-разному организовать расположение окон в
рабо?ей области, а также перейти в любое из открытых окон, если они не все
видны. Упорядо?ить окна можно "каскадом" (команда Cascade), накладывая их
одно на другое, при?ем все окна видны на экране и занимают достато?но много
места, или "паркетом" (команда Tile - вертикально или горизонтально), когда
рабо?ая область поровну делится между открытыми окнами.

Info
Две команды в этом подменю выдают разли?ную информацию о системе и
подпрограмме.

Кроме основного меню, в редакторе Wave Studio есть меню, вызывающееся
нажатием правой кнопки мыши в пределах окна редак-

тора. Его команды соответствуют одноименным командам основ-

ного меню за следующим исклю?ением: команды Play и Mixer соответствуют
кнопкам Play и Mixer в кнопо?ном ряду, а команда Cursor Position позволяет
передвинуть изображение в окне так, ?тобы был ви-

ден курсор.
Приме?ание: напротив некоторых команд меню записана комбинация клавиш,
нажатие которых вызывает то же действие. Эти комбинации могут
использоваться для ускорения вызова команд.

4. Работа в Wave Studio

Обы?но работа в звуковом редакторе заклю?ается в просмотре

и редактировании одной или нескольких записей. Для этого необходимо вызвать
нужные записи в редактор, загрузив их с диска или записав их ?ерез
микрофон.
Чтобы загрузить ранее созданный и сохраненный на диске файл, нужно:
1. Выбрать команду Open... из меню File или воспользоваться
эквивалентной командой. Появится диалоговое окно.
2. Выбрать нужный файл из списка в левой ?асти окна или набрать его имя
в строке ввода. При необходимости можно изменить каталог или диск в правой
?асти окна.
3. Нажать кнопку OK.
Чтобы записать файл ?ерез микрофон, нужно:
1. Нажать кнопку Rec в кнопо?ном ряду или воспользоваться эквивалентной
командой. Появится диалоговое окно.
2. Установить необходимые параметры в нижней ?асти окна. Запись ?ерез
микрофон допускает только режим Mono, а для оцифровки (Sample in) и
ка?ества записи (Record Quality) необходимы зна?ения

8 bits и 11 kHz, соответственно.
3. При первой записи нажать на кнопку Mixer и убедиться, ?то установлен
микрофон как исто?ник записи.
4. Нажать кнопку Start. Появится окошко, изображающее ход записи. В этот
момент можно на?инать говорить. Для остановки записи надо нажать кнопку
Stop.
Таким образом можно держать открытыми одновременно несколько файлов и
редактировать их, не открывая файлов заново. Для того ?тобы перейти в окно
с каким-либо файлом, достато?но нажать левую кнопку мыши в пределах этого
окна. Число одновременно открытых окон ограни?ивается только памятью
компьютера.
После того, как открыты все необходимые файлы, можно приступать к их
редактированию. Самый простой способ редактирования - перемещение у?астка
звуковой волны из одного файла в другой. Для этого нужно:
1. Выделить нужный у?асток в исходном файле. Для более то?ного выделения
можно воспользоваться окошками Start и Size.
2. Вызвать команду Cut или Copy из подменю Edit. Выделенный у?асток
будет перенесен или скопирован во внутренний буфер.
3. Перейти в окно, содержащее файл, в который надо вклеить выбранный
у?асток.
4. Поместить курсор в позицию, с которой надо на?ать вставку

и вызвать команду Paste из подменю Edit.
Простейшее редактирование позволяет сделать бульшую ?асть необходимой
работы. Но иногда требуется более сложная обработка звука. Редактор Wave
Studio содержит несколько команд для такого редактирования. К ним относятся
команды меню Special, а также команда Paste Mix из меню Edit. Краткое
описание этих команд было дано в разделе 3. Здесь рассматриваются наиболее
?асто используемые из них.
Команда Paste Mix используется для того, ?тобы смешать содержимое буфера
с содержимым выделенного у?астка в окне (если никакого у?астка не выделено,
команда Paste Mix действует, как команда Paste). Чтобы воспользоваться ею,
нужно:
1. Повторить шаги 1.-3. простейшего редактирования.
2. Выделить фрагмент, с которым надо смешивать содержимое буфера, и
вызвать команду Paste Mix. На экране появится диалоговое окно.
3. Так как микрофон позволяет записывать звук только в режиме моно,
поменять положение переклю?ателей нельзя. Надо нажать кнопку OK. В
результате при прослушивании выделенного у?астка будет слышен звук из обоих
смешанных исто?ников.
Команда Rap копирует фрагмент, выделенный в текущем окне,

и помещает его в позицию курсора в этом же окне, создавая два одинаковых,
идущих подряд у?астка. Она позволяет удлинять отдельные у?астки волны без
использования промежуто?ного буфера.

* * *

По окон?ании работы в редакторе Wave Studio надо вызвать команду Exit из
меню File. Прежде ?ем закон?ить работу и закрыть файл, эта команда выдает
окно для каждого файла, который был применен

в процессе работы и не был сохранен.
Кнопка Yes сохраняет файл, имя которого показано в этом окне, кнопка No
запрещает его сохранение, а кнопка Cancel отменяет команду Exit и
возвращает к работе в редакторе.
Поскольку один и тот же файл может быть открыт несколько раз

и изменяться по-разному, не рекомендуется сохранять все файлы подряд по
сообщении команды Exit. Лу?ше вру?ную закрыть все окна, выбирая те, которые
надо сохранить, и не сохраняя все остальные. Таким образом можно избежать
потери последних изменений.

5. Sound Blaster Pro Mixer

Программа-микшер Sound Blaster Pro Mixer позволяет регулировать звук и
проверять уровень записи с использованием разли?ных фильтров. Он может
вызываться как напосредственно из среды Windows, так и из редактораWave
Studio.
Вызов микшера из Wave Studio позволяет установить исто?ник записи
(запись с микрофона, с магнитофона или с CD, при этом обы?ное положение
переклю?ателя - микрофон), отрегулировать громкость звука, а также
проверить уровень громкости записи, не записывая звука в редактор.
Чтобы запись происходила ?ерез микрофон, переклю?атель в разделе Source
должен стоять в позиции Mic. Громкость звука регулируется для нескольких
каналов, основным из которых является Mas (master). Изменение его уровня
влияет на громкость при воспроизведении звука.




Программа WinCECIL

Программа WinCECIL позволяет записывать звуковые файлы

в формате utt в среде Windows, а также прослушивать записанные звуковые
сигналы и полу?ать для них изображение звуковой волны, мгновенную и
динами?ескую спектрограмму, огибающую интенсивности

и график изменения ?астоты основного тона (ЧОТ). Кроме того - при помощи
программы AudioCon - возможна конвертация файлов из формата wav в формат
utt и обратно.
Программа WinCECIL позволяет работать одновременно с двумя разными
звуковыми файлами.

1. На?ало работы с программой WinCECIL

Чтобы на?ать работу с программой WinCECIL, нужно в окне Windows выбрать
группу Speech Analysis, а в ней выбрать "иконку" WinCECIL.

2. Экран WinCECIL

Экран программы разделен на три основные ?асти - кнопо?ный ряд вверху,
строка статуса внизу и окно, состоящее из разного коли?ества фреймов (от 1
до 6) в основной ?асти экрана.
Кнопо?ный ряд состоит из 10 кнопок в левой ?асти, позволяющих быстро
осуществлять наиболее ?астые операции над файлами, не обращаясь к меню, и 9
кнопок в правой ?асти, которые соотносятся

с соответствующими функциональными клавишами и позволяют прослушивать
разли?ные ?асти анализируемого сигнала. При установке курсора мыши на одну
из кнопок в строке статуса появляется название операции, осуществляемой при
помощи данной кнопки.
Первая кнопка с нарисованным на ней знаком вопроса позволяет полу?ить
помощь по любому вопросу, связанному с работой программы. Вторая кнопка с
нарисованным на ней микрофоном предназна?ена для записи звукового сигнала,
третья - для загрузки уже существующего файла, ?етвертая - для сохранения
файла на диске/дискете, пятая - для пе?ати, шестая - для полу?ения основной
информации о файле (название файла, длительность сигнала, объем занимаемой
памяти, дата записи, etc.), седьмая - для выбора типа экрана (коли?ество
фреймов-"картинок" , их содержание и взаимное расположение), восьмая
позволяет осуществить наложение друг на друга разных фреймов, девятая
предназна?ена для установки основных параметров анализа ре?евого сигнала,
десятая позволяет приписывать сегментам знаки транскрипции IPA.
Кнопки в правой ?асти экрана предназна?ены для прослушивания сигнала или
его ?асти. F2 позволяет прослушать ?асть сигнала между курсорами, F3 -
целиком один из двух анализируемых файлов, F4 - целиком другой из двух
файлов, при помощи кнопок F5 и F6 можно прослушать тот или иной из
загруженных файлов, но с вдвое меньшей скоростью, кнопка F7 позволяет
прослушать ту ?асть файла, которая представлена на экране и находится слева
от курсора, F8 - справа от курсора, F10 - всю ?асть файла, находящуюся в
активном окне, F9 - то же, но с короткой паузой в месте нахождения курсора.

Окно в основной ?асти экрана может состоять из разного ?исла фреймов-
"картинок" (от 1 до 6), их коли?ество и содержание может быть задано
кнопкой с изображением монитора (седьмая в левом ряду), одновременным
нажатием клавиш (Сtrl+n) или командой Select New Screen меню Display. Вы
можете загрузить одновременно один или два звуковых файла (первый из них
обозна?ается буквой А, второй - буквой В) и для каждого из них выбрать те
фреймы, в которых будет представлена та или иная информация о сигнале:
изображение звуковой волны (обозна?ается буквой D), огибающая интенсивности
(L), кривая изменения ЧОТ (Fs), динами?еская спектрограмма (SG), мгновенная
спектрограмма (Snap). Например, тип экрана I схемати?ески изображается
следующим образом: A/a/D, A/a/Fs, A/a/L; B/a/D, B/a/Fs, B/a/L. Это
озна?ает, ?то для обоих файлов (A и B) будут изображены: осциллограмма (D),
кривая ЧОТ (Fs) и огибающая интенсивности (L). Каждый набор фреймов
обозна?ается определенной буквой, а наиболее удобными, на наш взгляд,
являются комбинации F, K и M для одного файла и I - для двух сопоставляемых
сигналов. При этом изображение звуковой волны, огибающей интенсивности и
кривая изменения ЧОТ выводятся автомати?ески; для изображения спектрального
среза во фрейме Snapshot нужно нажать клавиши Ctrl+V, а для полу?ения
динами?еской спектрограммы - выбрать команду Generate Spectrogramm

в меню Edit.
Движение курсора в окне осуществляется клавишами со стрелками (клавиша
Ctrl при одновременном ее нажатии вместе с этими клавишами уменьшает шаг
курсора) или мышью. Установив курсор в определенном месте сигнала и нажав
клавишу Home, Вы можете полу?ить изображение той ?асти сигнала, которая
находится справа от курсора; End - слева от него. Клавиша PgDn
"растягивает" сигнал в 1,5 раза, клавиша PgUp выполняет противоположное
действие. Одновременное нажатие клавиш Ctrl+PgUp восстанавливает исходное
изображение, Ctrl+PgDn - позволяет полу?ить подробное изображение сигнала
(на отрезке в 25 ms до и после курсора). Выбрав из исходного сигнала
интересующую Вас ?асть, Вы можете существенно уменьшить размер
редактируемого файла, удалив не нужные Вам его ?асти при помощи команды
Discard Utterance Ends меню Edit.
В строке статуса в нижней ?асти экрана отражается информация

о выбираемых командах и о зна?ениях тех или иных составляющих

в месте нахождения курсора (ЧОТ в герцах и полутонах во фрейме Fs,
интенсивности в децибелах во фрейме L, ?астоты в герцах во фрейме Snap,
расстояния от на?ала фрейма в секундах - во всех фреймах);

в нижней ?асти всех фреймов приводятся сведения о длительности у?астка,
воспроизведенного в данном фрейме в настоящий момент.

3.Меню программы WinCECIL

В программе WinCECIL имеется шесть основных меню: File, Edit, Display,
Settings, View, Help.
В подменю File находятся команды работы с файлами:
Record utterance (Ctrl+r) - позволяет записывать ре?евую волну с микрофона
или магнитофона.
Open utterance (Ctrl+o) - открывает диалоговое окно выбора файла,
содержащего звуковую волну в формате utt (в этом окне может быть
представлена информация о файле при помощи команды Show info; Вы
можете также прослушать выбранный Вами файл, не загружая его в
основное окно, при помощи клавиши Replay).
Save utterance (Ctrl+s) - сохраняет волну в текущем окне на диске.
Save utterance as - сохраняет волну под новым именем.
Print (Ctrl+s) - осуществляет пе?ать.
Capture Window - копирует экран в буфер в формате *.pcx.
Exit program (Ctrl+x) - выход из программы.
В подменю Edit содержатся команды редактирования:
Copy - копирует в буфер ?асть волны, представленную в текущем окне.
Paste - загружает из буфера скопированную в него перед этим волну.
List utterance (Ctrl+l) - выводит на экран информацию о файле.
Discard utterance ends - удаляет из памяти информацию о той ?асти сигнала,
которая отсутствует в текущем окне.
Copy utterance - копирует в буфер весь загруженный в данный момент файл.
Erase utterance - удаляет информацию, связанную с текущим файлом, из
памяти.
Shift utterance - совмещает нулевую линию записанного сигнала с нулевой
линией фрейма.
Erase spectrogramm from memory - удаляет с экрана (но не из памяти)
информацию о спектре сигнала.
Generate spectrogram - на?инает спектрографи?еский анализ сигнала.
Delete spectra - удаляет из файла ?асть информации, относящуюся

к спектру сигнала, существенно уменьшая при этом объем занимаемой
памяти.
В подменю Display входят команды:
Select new screen (Ctrl+n) - выбор типа экрана (состав, содержание

и взаимное расположение фреймов).
Composite frame (Ctrl+c) - наложение фреймов друг на друга (номера
накладываемых фреймов нужно указать в скобках, без пробела между
цифрами, например, [12] - фреймы 1 и 2).
В подменю Settings содержатся команды, связанные с характером представления
информации:
Frame display styles - контролирует параметры, связанные с характером
представления информации о сигнале (кривая изменения ЧОТ, огибающая
интенсивности, динами?еская спектрограмма) на экране - такие, как,
например, верхняя/нижняя границы анализа, обы?ная/лога-рифми?еская
шкала, коли?ество цветовых оттенков при изображении спектра, etc.
Frame contents - задает содержание фреймов.
Screen layouts - задает коли?ество и взаимное расположение фреймов на
экране.
Frequency graph derivation (Ctrl+g) - изменяет параметры, связанные

с анализом ре?евого сигнала.
Speech replay keys - позволяет изменять зна?ения функциональных клавиш,
связанных с характером воспроизведения ре?евых сигналов или их
?астей.
General program settings - контролирует разнообразные установо?ные
параметры (вывод на экран кнопо?ного ряда, пода?у звукового сигнала
при ошибо?ной команде, автомати?еское сохранение конфигурационного
файла при выходе из программы, использование разли?ных цветов для
разных фреймов, протяженность выводимого на экран сегмента вокруг
курсора при выполнении команды Ctrl+PgDn).
New configuration - загружает (новый) файл конфигурации программы.
Save configuration - сохраняет файл конфигурации.
В подменю View вклю?ены команды:
Zoom data frame (Ctrl+z) - увели?ивает амплитуду колебаний на
осциллограмме в два раза.
Backoff data frame (Ctrl+b) - производит действие, обратное предыду-щей
команде.
Set second cursor (Ctrl+2) - выводит второй курсор.
Unset second cursor (Ctrl+u) - убирает второй курсор.
Display selected data (Ctrl+d) - выводит на экран ?асть волны, заклю?ен-ную
между курсорами.
Analyse selected data (Ctrl+a) - подс?итывает усредненный спектр для этой
?асти волны.
Write selected data (Ctrl+w) - сохраняет эту ?асть волны на диске.
Toggle current snapshot (Ctrl+t) - активизирует тот фрейм, в котором
находится курсор (то же можно проделать при помощи мыши).
Toggle video spectrum (Ctrl+v) - придает фрейму Snapshot статус видео-
спектра.
Query spectrum (Ctrl+q) - выводит в строке статуса информацию о
?астоте/интенсивности в месте нахождения курсора (то же можно
проделать и с помощью мыши).
Equalise utterance scaling (Ctrl+e) - при работе с двумя файлами уста-
навливает для них одинаковый временной масштаб.
Modify transcription (Ctrl+ins) - позволяет приписывать сегментам знаки
транскрипции Международной фонети?еской ассоциации (IPA).
Подменю Help предназна?ено для полу?ения подсказки по вопросам
использования программы и ее элементов.

4.Работа с программой WinCECIL

Программа WinCecil предназна?ена для записи, воспроизведения

и комплексного анализа ре?евого сигнала. Для того ?тобы на?ать работать с
сигналом, надо вызвать нужный Вам файл/файлы из памяти

с диска или записать ре?евой отрезок ?ерез микрофон.

Чтобы загрузить ранее созданный и сохраненный файл, нужно:
1. Выбрать команду Open из меню File или установить курсор "мы-ши" на
третью кнопку в левой ?асти кнопо?ного ряда и нажать левую кнопку мыши.
Появится диалоговое окошко, в левой ?асти которого будет представлен список
всех файлов с расширением .utt, содержащихся в данном каталоге. Вы можете
перейти в другой каталог или на другой диск, используя окошки Directory и
Drive в правой ?асти экрана.
2. Выбрать нужный Вам файл из списка или набрать его имя

в строке ввода. Нажав кнопку Show info, Вы можете полу?ить информацию о
файле (дата ввода, длительность ре?евого сигнала, объем занимаемой памяти,
транскрипция), а нажав кнопку Replay - прослушать данный ре?евой сигнал.
3. Нажать кнопку OK.

Чтобы записать файл ?ерез микрофон, нужно:
1. Нажать кнопку с изображением микрофона - вторую в левой ?асти
кнопо?ного ряда (или нажать клавиши Ctrl+r, или выбрать команду Record
utterance меню File). Появится диалоговое окно с надписью Monitoring...,
кнопками Record и Cancel и изображением движущейся слева направо нулевой
линии. В этот момент нужно определить оптимальное расстояние от исто?ника
ре?евого сигнала до микрофона, сказав в микрофон несколько слов; лу?ше
всего, если верхний

и нижний края звуковой волны будут находиться недалеко от огра-

ни?ивающей сигнал рамки (при недостато?ной громкости сигнала

его можно будет потом усилить, используя команду Zoom data frame меню
View).
2. Нажать кнопку Record (в диалоговом окне появится надпись Recording и
кнопки Done и Cancel) и на?ать произносить интересующий Вас отрезок.
3. Для окон?ания записи нажать кнопку Done (в память записывается
отрезок длительностью в три секунды, произнесенный до нажатия кнопки).
Нажав кнопку с изображением монитора в левой ?асти кнопо?ного ряда (или
клавиши Ctrl+n, или выбрав команду Select new screen

в меню Display), Вы можете установить такой тип экрана (G или I), при
котором возможна работа с двумя файлами одновременно. В этом слу?ае Вы
можете загрузить или записать еще один ре?евой отрезок (при этом следует
помнить, ?то новый файл записывается или загружается

в тот фрейм, в котором в данный момент находится курсор).
Поскольку длина записанного сигнала всегда составляет три секун-ды,
?асто бывает полезно (для более подробного изображения сигнала, сохранения
памяти и увели?ения скорости обработки сигнала) удалить из памяти не нужные
Вам отрезки файла. Для этого нужно установить курсор на на?ало
интересующего Вас ре?евого отрезка (при помощи мыши или клавиш со
стрелками) и нажать клавишу Home, затем установить курсор в его конец и
нажать клавишу End - на экране появится изображение выбранной Вами ?асти
сигнала, находящейся между курсорами. Для прослушивания ?асти сигнала,
представленной на экране, нажмите клавишу F10 (или соответствующую кнопку в
правой ?асти кнопо?ного ряда); ?тобы прослушать ?асть сигнала, находящуюся
перед курсором, - F7, после курсора - F8. Если Вы больше не будете работать
с теми отрезками сигнала, которые удалены с экрана, выберите команду
Discard utterance ends в меню Edit, ?тобы удалить их из памяти. После этого
можно сохранить файл на диске при помощи команды Save utterance (Ctrl+s)
или Save utterance as... меню File (это обязательно нужно сделать, если Вы
намереваетесь работать со спектрограммой).

Для удобства работы с ре?евым сигналом важно правильно выбрать тип
экрана, зависящий от содержания и взаимного расположения представленных на
нем фреймов. При анализе огибающей интенсивности и ЧОТ наиболее удобными
представляются типы F (осцилло-грамма, огибающая интенсивности, 2 кривые
изменения ЧОТ - реальная и сглаженная) для одного сигнала или I (то же, но
только со сглаженной кривой ЧОТ) - для двух файлов. При работе со спектром
удобнее всего пользоваться типами K (осциллограмма + динами?еская
спектрограмма), L (осциллограмма + Snapshot), M (осциллограмма +
динами?еская спектрограмма + Snapshot).
При работе с программой Вы можете накладывать фреймы друг на друга без
всяких ограни?ений (например, для анализа соотношения изменений ЧОТ и
огибающей интенсивности). Для этого необходимо одновременно нажать клавиши
Ctrl+c или в меню Display выбрать команду Composite frame и в появившемся
диалоговом окне набрать

в скобках номера фреймов, которые Вы хотите наложить друг на друга
(например, [1346]).
Для полу?ения динами?еской спектрограммы ре?евого сигнала необходимо
выбрать один из типов экрана, который содержит фрейм, обозна?енный ?ерез
SG, а затем в меню Edit выбрать команду Generate spectrogram - программа
на?инает рас?ет (скорость его зависит от длины файла и быстродействия
компьютера). Информация о спектре сигнала автомати?ески сохраняется в
памяти в самом файле с расширением .utt, существенно (приблизительно в три
раза) увели?ивая его объем, поэтому после окон?ания работы со
спектрограммой целесообразно выполнить команду Delete spectra из меню Edit
для уменьшения объема занимаемой памяти (впоследствии спектрограмму можно
расс?итать заново). Параметры визуального изображения спектра можно
установить при помощи команды Frame display styles меню Settings.
Если информация о спектре сигнала содержится в памяти, Вы можете во
фрейме Snapshot полу?ить мгновенный спектр в месте нахождения курсора
одновременным нажатием клавиш Ctrl+v или выбрав команду Toggle video
spectrum в меню View. Если же эта информация в памяти отсутствует, Вы
можете полу?ить мгновенный спектр, выведя на экран второй курсор (Ctrl+2
или команда Set second cursor

в меню View) и выбрав команду Analyse selected data в меню View (или нажав
клавиши Ctrl+a), при этом будет расс?итан усредненный спектр отрезка между
курсорами (он не должен превышать 50 ms). Для полу?ения более то?ной
информации о спектре звука (например, о локализации ?астотных максимумов)
можно установить курсор в соответствующем месте мгновенного спектра -
сведения о ?астоте данной составляющей будут выведены в строке состояния.
Для подробного изображения звуковой волны в месте нахождения курсора (25
ms до и после курсора) нужно нажать клавиши Ctrl+PgDn, а для того ?тобы
вернуться к исходному изображению волны - клавиши Сtrl+PgUp.
Транскрипция. Для того ?тобы приписать транскрипционный знак какому-
либо у?астку ре?евого сигнала, нужно установить курсор в выбранном Вами
месте сигнала и нажать последнюю кнопку в левой ?асти кнопо?ного ряда (или
нажать клавиши Ctrl+ins, или выбрать команду Modify transcription меню
View) - появится диалоговое окно,

в котором пере?ислены доступные знаки международной фонети?еской
транскрипции (IPA). Вы можете выбрать какой-либо из знаков IPA, установить
на него курсор мыши и нажать левую кнопку мыши либо просто ввести нужный
Вам знак (знаки) при помощи клавиатуры,

а затем нажать кнопку OK.
По окон?ании работы с программой нужно вызвать команду Exit program из
меню File или нажать клавиши Ctrl+x - появится диалоговое окошко с надписью
This will end your WinCECIL session и кнопками OK и Cancel; для
подтверждения выхода из программы надо нажать кнопку OK. Следует помнить,
?то программа не сохраняет произведенные в файле изменения и не
предупреждает о том, ?то эти изменения будут утра?ены после выхода из
программы; поэтому в том слу?ае, если Вы хотите сохранить эти изменения,
Вам нужно воспользоваться командами Save utterance (Ctrl+s) или Save
utterance as меню File; при этом вторая команда создает новый файл,
сохраняя старый, а первая записывает новый файл поверх старого, не
предупреждая о том, ?то информация, содержавшаяся в старом файле, будет
утра?ена.




Задания


Задание 1

ОСЦИЛЛОГРАММА "ФАМИЛИЯ, ИМЯ"

(далее ре?евой отрезок)

1. В тетради для д/з дать полную фонети?ескую транскрипцию ре?евого
отрезка в транскрипционной системе Р. И. Аванесова (Русское литературное
произношение, 1984); указать: а) ?исло звуковых сегментов (длину звуковой
цепо?ки) в ре?евом отрезке; б) нали?ие разных употреблений (вхождений)
одного и того же звукового сегмента и, если они есть, номера их линейных
позиций в ре?евом отрезке.
2. Работа со звуковым редактором (Creative Wave Studio).
а) произнести и записать ре?евой отрезок;
б) рас?ленить без прослушивания осциллограмму ре?евого отрезка на
однородные в физи?еском отношении фрагменты таким образом, ?тобы при
переходе от одного отрезка к другому происходило от?етливое изменение формы
звукового давления; запомнить результаты произведенного ?ленения; указать в
тетради для д/з коли?ество выделенных фрагментов и их координаты;
в) прослушать каждый перви?но выделенный фрагмент отдельно и оценить
его с то?ки зрения соответствия ожидаемому на данном месте звуку и реально
слышимому, а следовательно, и звуковому сегменту; при отрицательной оценке
попытаться собрать целостный слышимый звук из последовательности соседних
выделенных фрагментов; в идеале в коне?ном итоге такой "сборки" ?исло
выделенных фрагментов должно быть равно длине звуковой цепо?ки в
транскрипции ре?евого отрезка; указать в тетради для д/з координаты
"окон?ательных" фрагментов и ?исло входящих в него перви?но выделенных
фрагментов, т.е. его акусти?ескую сложность;
г) прослушать каждый "окон?ательный" фрагмент отдельно и при
положительной оценке каждого фрагмента с то?ки зрения соответствия
ожидаемому звуку произвести на ре?евом отрезке следующий анализ:
- для каждой выделенной границы между звуками указать степень ее
физи?еской от?етливости в 3-зна?ной шкале (2 - вполне от?етливая; 1 - не
о?ень от?етливая; 0 - совсем не от?етливая);
- для фрагментов, которые соответствуют разным употреблениям одного и
того же звукового сегмента, если таковые есть, оценить степень их
физи?еского и перцептивного сходства в 3-зна?ной шкале (2 - вполне
похожи; 1 - достато?но похожи, хотя и не тождественны; 0 - совсем не
похожи);
Результаты проведенного анализа зафиксировать в тетради для д/з.

Задание 2

АКУСТИКА РЕЧИ
1. Лабораторная работа - ФАМИЛИЯ, ИМЯ (далее ре?евой отрезок).
Работа с сонограммой (Звуковой редактор Signal ToolKit или WinCECIL):
а) произнести и записать ре?евой отрезок;
б) рас?ленить без прослушивания сонограмму ре?евого отрезка на
однородные в физи?еском отношении фрагменты таким образом, ?тобы при
переходе от одного фрагмента к другому происходило от?етливое изменение
спектральных характеристик; запомнить резуль-

таты произведенного ?ленения; указать в тетради для д/з коли-

?ество выделенных фрагментов, их координаты и акусти?еские типы в
соответствии с тем набором возможностей, которые давались на занятиях;
в) прослушать (?ерез звуковой редактор) каждый перви?но выделенный
фрагмент отдельно и оценить его с то?ки зрения соответствия ожидаемому на
данном месте звуку; при отрицательной оценке попытаться собрать целостный
слышимый звук из последовательности соседних выделенных фрагментов; в
идеале в коне?ном итоге такой "сборки" ?исло выделенных фрагментов должно
быть равно длине

звуковой цепо?ки в транскрипции ре?евого отрезка; указать в тет-

ради для д/з координаты "окон?ательных" фрагментов и ?исло вхо-

дящих в него перви?но выделенных фрагментов, т.е. его акусти?ес-

кую сложность;
г) дать описание (в тетради для д/з) каждого выделенного слышимого
звука с то?ки зрения его перцептивно и лингвисти?ески зна?имых акусти?еских
характеристик, указав последовательность и типы акусти?еских элементов,
входящих в их состав; для каждого акусти?еского элемента определить
длительность и его ?астотные (спектраль-ные) характеристики.
2. В тетради для д/з изобразить квазисонограмму слова "пес".
3. На карто?ках с АП (артикуляторными профилями звуковых сегментов)
изобразить квазисонограммы соответствующих СО (слуховых образов=слышимых
звуков); если они берутся из какого-то определенного контекста, то указать,
из какого.

Задание 3

ДЕШИФРОВКА ДИНАМИЧЕСКОЙ СОНОГРАММЫ

НЕИЗВЕСТНОГО РУССКОГО СЛОВА
(сонограмма должна быть сделана в режиме до 8 Кгц; шкала ?астот 1 Кгц или
500 гц; может использоваться как аналоговая сонограмма, так и сонограмма,
полу?енная с помощью звукового редактора Signal ToolKit или WinCECIL)

0. Определить тип сонограммы - узкополосная или широко-

полосная;
1. Произвести акусти?ескую сегментацию сонограммы и оценить примерно
коли?ество звуковых сегментов в слове;
2. Дать предварительную классификацию сегментов на гласные

и согласные, определив тем самым в общем виде звуковую структу-

ру слова;
3. Определить наиболее вероятное место ударения и ритми?еский тип слова;

4. Для каждого выделенного сегмента определить тип исто?ника звука;
5. Для каждого выделенного сегмента определить степень выражен-ности
формантной структуры и зна?ения формант на стационарной ?асти сегмента,
если она есть, и характеристики переходных у?астков;
6. Для сегментов с шумовым исто?ником определить зна?имые акусти?еские
характеристики: ?астотные, временные, энергети?еские;
7. Дать фонети?ескую транскрипцию слова (в транскрипционной системе
Р. И. Аванесова) и признаковую матрицу в системе акусти?еских признаков
Фанта, Якобсона и Халле.

Вспомогательная литература

1. М. Ф. Дерка? и др. Динами?еские спектры ре?евых сигналов. - Львов,
1983.
2. Л. В. Бондарко. Звуковой строй современного русского языка. - М.,
1977, стр.78-113; рис. на стр. 64-65.
3. Г. Фант. Акусти?еская теория ре?еобразования. - М., 1964, стр. 34-39;
Ч.III, гл.11-14.
4. Р. Якобсон, Г. Фант, М. Халле. Введение в анализ ре?и. Разли?итель-
ные признаки и их корреляты // Новое в лингвистике, в.2. - М., 1962.
5. Л. В. Златоустова, Р. К. Потапова, В. Н. Трунин-Донской. Общая и
прикладная фонетика. - М., 1986, таблица на стр. 22-23.

Задание 4

ДЕШИФРОВКА ДИНАМИЧЕСКОЙ СОНОГРАММЫ

НЕИЗВЕСТНОГО РУССКОГО ПСЕВДОСЛОВА
(Режим сонограммы - до 8 Кгц; шкала ?астот 1 Кгц или 500 гц)

0. Определить тип сонограммы - узкополосная или широкополосная;
1. Произвести акусти?ескую сегментацию сонограммы и оценить примерно
коли?ество звуковых сегментов в слове;
2. Дать предварительную классификацию сегментов на гласные

и согласные, определив тем самым в общем виде звуковую структуру
псевдослова;
3. Определить наиболее вероятное место ударения и ритми?еский тип
псевдослова;
4. Для каждого выделенного сегмента определить тип исто?ника

звука;
5. Для каждого выделенного сегмента определить степень выражен-ности
формантной структуры и зна?ения формант на стационарной ?асти сегмента,
если она есть, и характеристики переходных

у?астков;
6. Для сегментов с шумовым исто?ником определить зна?и-

мые акусти?еские характеристики: ?астотные, временные, энергети-

?еские;
7. Дать фонети?ескую и фонемную транскрипцию псевдослова;
8. Произвести верификацию полу?енного решения с помощью системы "ЭКО",
отметив особо слу?аи, когда система предлагала ошибо?ные решения.

Вспомогательная литература

1. М. Ф. Дерка? и др. Динами?еские спектры ре?евых сигналов. - Львов,
1983.
2. Л. В. Бондарко. Звуковой строй современного русского языка. - М.,
1977, стр.78-113; рис. на стр. 64-65.
3. Г. Фант. Акусти?еская теория ре?еобразования. - М., 1964, стр. 34-39;
Ч.III, гл.11-14.
4. Р. Якобсон, Г. Фант, М. Халле. Введение в анализ ре?и. Разли?итель-
ные признаки и их корреляты // Новое в лингвистике, в.2. - М., 1962.
5. Л. В. Златоустова, Р. К. Потапова, В. Н. Трунин-Донской. Общая и
прикладная фонетика. - М., 1986, таблица на стр. 22-23.

Задание 5

ЗНАКОМСТВО С ФОНЕТИЧЕСКИМ ИНВЕНТАРЕМ ЗВУКОВЫХ СЕГМЕНТОВ РУССКОГО
ЯЗЫКА С СОЗДАНИЕМ УЧЕБНОЙ БАЗЫ РЕЧЕВЫХ ОБРАЗЦОВ

(на примере транскрипционной системы Р. И. Аванесова. Русское литературное
произношение, 1984)
(Звуковой редактор Creative Wave Studio; интегрированная система PCSound-
Com)

1. Выписать полный алфавит транскрипционных знаков (ТЗ).
2. Создать таблицу на употребление ТЗ: на каждый символ -

3 слова-примера; каждый пример записать в орфографи?еской форме

и в полной транскрипции.
3. Произнести по одному слову из выбранных примеров в ка?естве
иллюстрации употребления соответствующего звука;
4. Создать и запомнить в удобной для поиска форме соответствующий набор
файлов-сигналов.

Задание 6
КОМПЛЕКСНАЯ ОБРАБОТКА АКУСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ
(Звуковой редактор Creative Wave Studio; звуковой редактор Signal ToolKit;
комплексная программа обработки акусти?еского сигнала WinCECIL)

1. Произнести две фразы в рамо?ной конструкции "Это ___."

и "Это____?" (типа "Это книга." и "Это книга?") и запомнить

в виде файл-сигналов.
2. Произвести ру?ную сегментацию и дать транскрипцию обеих фраз;
результаты запомнить.
3. Определить временные характеристики каждого из выделенных сегментов.
4. На основе предварительно полу?енного контура основной ?астоты
определить для каждого из выделенных сегментов краевые и серединную
зна?ения ЧОТ (в гц и полутонах).
5, На основе предварительно полу?енного контура интенсивности определить
для каждого из выделенных сегментов краевые и серединное зна?ения
интенсивности (в дб);
6. На основе предварительно полу?енных динами?еской спектрограммы и
мгновенных спектров определить для каждого из выделенных сегментов краевые
и серединное зна?ения ?астот первой и второй формант (в гц).
7. Создать сводную таблицу полу?енных акусти?еских данных

и отпе?атать для каждой фразы комплекс данных, вклю?ающих осциллограмму,
огибающую ЧОТ, огибающую интенсивности и динами?ескую спектрограмму.

Задание 7

ПЕРЕСТАНОВКА СЛОВ

(Звуковой редактор Creative Wave Studio)

1. Произнести и запомнить в виде файла произвольную утвердительную фразу
из трех слов;
2. Рассегментировать фразу на отдельные слова;
3. Сформировать из выделенных словесных фрагментов новые файл-сигналы,
соответствующие всем граммати?ески допустимым перестановкам слов в рабо?ей
фразе;
4. Прослушать полу?енные сигналы, обращая внимание на изменение
фонети?еской структуры фразы и естественность зву?ания.

Задание 8

УДАЛЕНИЕ ИЗ СИГНАЛА АКУСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ, СОДЕРЖАЩЕЙСЯ НА УЧАСТКАХ
СОГЛАСНЫХ

(Звуковой редактор Creative Wave Studio)

1. Произнести и запомнить в виде файла произвольную утвердительную фразу
из трех слов;
2. Выделить во фразе фрагменты, примерно соответствующие отдельным
звуковым сегментам;
3. Сформировать на базе исходного сигнала и данных сегментации новый
сигнал, в котором у?астки согласных заменены паузой эквивалентной
длительности;
4. Прослушать полу?енную версию сигнала, обращая внимание на
сохранность/несохранность информации о фонети?еских признаках согласных
(способ и место образования; глухость-звонкость; твердость-мягкость).

Задание 9

УДАЛЕНИЕ ИЗ СИГНАЛА АКУСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ, СОДЕРЖАЩЕЙСЯ НА УЧАСТКАХ
ГЛАСНЫХ

(Звуковой редактор Creative Wave Studio)

1. Произнести и запомнить в виде файла произвольную утвердительную фразу
из двух многосложных слов (3-4слога);
2. Выделить во фразе фрагменты, примерно соответствующие отдельным
звуковым сегментам;
3. Выделить фрагмент, соответствующий безударному гласному

с минимальной длительностью (далее этот фрагмент будет называться
вокали?еской прокладкой);
4. Сформировать на базе исходного сигнала и данных сегментации новый
сигнал, в котором у?астки гласных заменены вокали?еской прокладкой;
5. Прослушать полу?енную версию сигнала, обращая внимание на
сохранность/несохранность информации о фонети?еских признаках гласных,
согласных, ритми?еской и интонационной структуре исходной фразы.

Задание 10

"КОМПИЛЯТИВНЫЙ ПОЗВУКОВОЙ СИНТЕЗ"

(Звуковой редактор Creative Wave Studio)

1. Произнести и запомнить в виде файла слово из заданного преподавателем
списка (список прилагается ниже);
2. Отсегментировать слово по осциллограмме, проверить сегментацию по
спектру и на слух; дать фонети?ескую транскрипцию слова;
3. Определить по осциллограмме типы согласных (по способу

и месту образования);
4. На основании литературных данных выделить классы согласных (по месту
образования), которые одинаково влияют на акусти?еские характеристики
гласных; проверить правильность полу?енной классификации на примере одного
гласного на произвольном собственном массиве слов;
5. На основании литературных данных выделить классы глас-

ных, которые одинаково влияют на акусти?еские характеристики согласных;
6. Собрать исходное слово из акусти?еских фрагментов-звуков, взятых из
других (но сходных по влиянию) контекстов, пользуясь собственным массивом
слов. Звуки-замены и слова, из которых они были взяты, зафиксировать в
специальной таблице.
7. Запомнить полу?енный файл-сигнал.

Список рабо?их слов:



1. Разъяренный.
2. Двоевластие.
3. Поэти?еское.
4. Рьяная.
5. Оболванивание.
6. Астральная.
7. Теорети?еский.
8. Феррари.
9. Мезальянс.
10. Магнолия.
11. Альвеолярный.
12. Альтернатива.
13. Кают-компания.
14. Адъюнктура.
15. Аллилуйя.
16. Волновые.
17. Кильватер.
18. Эквалайзер.
19. Диуретик.
20. Диабети?еское.
21. Джентльментство.
22. Дизъюнкция.
23. Воображение.
24. Индивиду-альный.
25. Индивидуум.
26. Приоритетный.
27. Политеизм.
28. Бельведер
29. Реопирин.
30. Рентабельный.