Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.philol.msu.ru/~dovuz/lecinf
Дата изменения: Wed Oct 14 16:36:14 2015
Дата индексирования: Sat Apr 9 23:23:42 2016
Кодировка: Windows-1251
В осеннем семестре 2013 года филологический факультет возрождает традиции проведения субботних просветительско‒гуманитарных лекториев

Для посещения лектория просим вас пройти регистрацию.

Групповые заявки присылаются по электронной почте на адрес: dovuz@philol.msu.ru
Форма заявки-регистрации


??

Фамилия, имя, отчество

Учреждение (место работы, учебы)

Класс (для учащихся)

Телефон

Электронный адрес

 

 

 

 

 

 

При индивидуальном посещении необходимо зарегистрироваться по адресу http://www.philol.msu.ru/~dovuz/reg/lecreg

Регистрация на все лекции заканчивается за три дня до даты проведения.
Количество мест ограничено!

Приглашаем к сотрудничеству учителей русского языка и литературы.
Рассматривая просветительско-гуманитарный лекторий как дело важное и интересное для всех словесников, надеемся на вашу помощь в распространении информации о проекте и организации групповых посещений лекций вашими учениками.
Преподавателям, сопровождающим группы, будут выданы сертификаты филологического факультета как организаторам и участникам проекта.
Программа лектория

17.10.

Ауд.9

14.40

Литературные герои на поле Ватерлоо двести лет спустя
Зачем, совершая свое знаменитое 'паломничество', Чайльд Гарольд делает остановку на поле Ватерлоо? Много лет спустя туда же устремляется один из главных персонажей эпопеи Виктора Гюго 'Отверженные' - что он ищет? Каким образом военный опыт, которым Стендаль награждает одного из своих любимых героев, Фабрицио дель Донго, изменил историю европейского романа? Почему Байрон и Стендаль с неослабевающим вниманием следили за судьбой Наполеона? Есть ли свой Наполеон в романе Уильяма Мейкписа Теккерея 'Ярмарка тщеславия'? Лекция, приуроченная к двухсотлетию битвы при Ватерлоо, посвящена превращению исторического факта в факт литературной биографии и художественный образ.

Н.К. Новикова, кандидат филологических наук, преподаватель кафедры истории зарубежной литературы

14.11. Ауд.9 14.45

Концепт ДОМ как отражение пространственного кода культуры и древнейшей архетипической оппозиции 'свой-чужой' в русском языковом сознании
Что такое 'дом' для каждого из нас? Место обитания личности от рождения до смерти? Символ семейного благополучия? Символ богатства? 'Микромодель' Вселенной? Подобие человека? 'Мой дом - моя крепость'? На лекции будут рассмотрены древнейшие мифологические представления о ДОМЕ как о 'своем' пространстве в ряду других культурных феноменов человек - дом - двор - мир - храм - путь, сакральная 'география' ДОМА (очаг, порог, угол и др.), роль границы в 'окультуренном' пространстве человека - и отражение данных представлений в семантике языковых единиц современного русского языка.

Захаренко Ирина Владимировна,
кандидат филологических наук,
старший преподаватель
филологического факультета МГУ

16.15

Концепт ВРЕМЯ в русском языковом сознании: представление о временном континууме, отношение человека ко времени
Время - 'понятие большой степени общности и абстрактности, одно из базовых понятий науки, философии и культуры' (Ю.С. Степанов), а также одна из основных категорий (наряду с пространством) мифологической картины мира (Славянские древности). А что такое ВРЕМЯ в русской языковой картине мира? Оно стремительно движется само по себе [время бежит, летит, мчится], оставляя нам лишь сожаление о невозможности им 'управлять' и о скоротечности человеческой жизни? Или является для нас жидкой, текучей или эластичной субстанцией [время течет, истекает, тянется]? Или все-таки мы 'манипулируем' им, подчас воспринимая как живое существо [не считаемся со временем, подгоняем время, убиваем время; время терпит]? Или это ценность, сопоставимая с ограниченным ресурсом и даже с деньгами (время - деньги!) Или 'сущность', которая может быть потрачена с пользой или впустую, которую можно сохранить или легкомысленно растратить [тратить, экономить время, рассчитывать время, использовать время, терять время, жить взаймы, выигрывать время]? Где находится время по отношению к человеку - впереди [на носу сессия, перед лицом опасности, на шаг от победы, не за горами свадьба] или сзади [за спиной опыт работы, за плечами годы учебы]? Об этом и о многих других вопросах, связанных с представлениями о времени в народной традиции, в литературе, в современном языковом сознании, которые 'наполняют' концепт ВРЕМЯ, пойдет речь в данной лекции.

Захаренко Ирина Владимировна,
кандидат филологических наук,
старший преподаватель
филологического факультета МГУ