Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.philol.msu.ru/~discours/images/stories/speckurs/narro6.doc
Дата изменения: Tue Apr 10 08:12:42 2012
Дата индексирования: Mon Feb 4 08:12:13 2013
Кодировка: koi8-r

Композиция, точки зрения - 2

Точка зрения, как и взаимосвязанная с ней композиция, в разных теориях
понимается тоже по-разному.

Б.А. Успенский («Поэтика композиции» [1970]) понимает под точками зрения
позиции, с которых ведется повествование в художественном произведении (или
строится изображение в произведении изобразительного искусства), причем о
точках зрения можно говорить только в репрезентативных видах искусства
(т.е. в абстрактной живописи, орнаменте, неизобразительной музыке,
архитектуре Успенский точки зрения не выделяет).
Точки зрения Успенский выделяет в четырех планах на разных уровнях
структуры литературного произведения (причем каждый раз это может быть
точка зрения самого автора, рассказчика, персонажа и т.д.):
o в плане идеологии (оценочный уровень): с какой мировоззренческой
позиции повествователь оценивает изображаемый им мир, как тот проходит
сквозь систему его идейного мировосприятия;
o в плане фразеологии: когда повествователь описывает разных героев
различным языком или вообще использует в том или ином виде элементы
чужой или замещенной речи при описании;
o в плане пространственно-временнСй характеристики: когда позиция
повествователя так или иначе определена в пространстве и во времени
(например, рассказчик находится там же, где и персонаж, полностью
перевоплощаясь в него или только следуя за ним; рассказчик
последовательно меняет свою позицию вслед за персонажем или
одновременно синтезирует несколько позиций; точка зрения автора
синхронна точке зрения персонажа или ретроспективна), т.е. мы можем
догадываться о месте, с которого ведется повествование;
o в плане психологии: когда автор ведет описание со ссылкой на чье-либо
индивидуальное сознание, восприятие (или несколько восприятий), т.е.
использует заведомо субъективную точку зрения, - или же описывает
события по возможности объективно, оперируя не восприятиями, а
фактами, т.е. использует точку зрения постороннего наблюдателя.
Точки зрения в разных планах не обязательно совпадают между собой [т.е.
рассказ может быть дан с идеологической точки зрения автора,
пространственной - рассказчика и фразеологической - персонажа и т.п.].
Точка зрения может быть внутренней по отношению к повествованию (автор
смотрит как бы изнутри изображаемого мира в том или ином плане) или внешней
(автор смотрит со стороны). Если различные точки зрения в произведении не
подчинены одна другой, а даются как в принципе равноправные, то перед нами
произведение полифоническое (термин Бахтина).

В. Шмид в «Нарратологии» (с. 121-144, 161-185) определяет точку зрения как
узел условий, влияющих на восприятие и передачу событий [в данном случае
имеется в виду не событийность как общенарратологическая категория, а
уровень событий в четырехуровневой порождающей модели сюжета по Шмиду].
Отношение между так понимаемой точкой зрения и событиями называется
перспективой, а введение точек зрения в текст - перспективацией.
По Шмиду, точка зрения применяется не к готовой уже истории [2-й уровень
сюжетосложения], а к лежащим в ее основе событиям: истории самой по себе не
существует, пока нарративный материал, несистематизированные явления не
становятся объектом точки зрения, или перспективы. История создается только
отбором отдельных элементов из принципиально безграничного множества
событий, а отбор - это всегда проявление некой точки зрения. Наррация (как
результат композиционного выстраивания истории/фабулы в последовательный
сюжет) и презентация наррации (как вербализация - словесное рассказывание -
этого сюжета) [3-й и 4-й уровни в схеме Шмида] тоже обусловлены введением
точек зрения - перспективацией.

Шмид выделяет пять планов точки зрения:
o перцептивная точка зрения: призма, через которую воспринимаются
события (мир глазами повествователи или персонажа), аналог
психологической точки зрения по Успенскому;
o идеологическая точка зрения: факторы, определяющие субъективное
отношение наблюдателя к явлению, - круг знаний, образ мышления,
оценка;
o пространственная точка зрения: локализованная позиция наблюдателя,
«точка зрения» в собственном смысле слова;
o временнАя точка зрения: различие между первоначальным и более поздним
восприятием событий, а также временнАя дистанция между восприятием
события и рассказом о нем;
o языковая точка зрения: способы выражения мысли, присущие наблюдателю
во время события и во время рассказа об этих событиях (а в промежутке
между восприятием и рассказом у него могла возрасти компетентность и
т.д.); а также передача мысли рассказчика не своим языком, а языком
персонажа.
Шмид различает восприятие и передачу событий, т.к. повествователь -
нарратор - сообщает события не всегда так, как сам их воспринимает (а может
изменять свою точку зрения или передавать субъективное восприятие
персонажей). Соответственно, точка зрения в каждом из планов может быть
нарраториальной (нарратор передает свою собственную точку зрения) или
персональной (он передает точку зрения одного или нескольких персонажей).

Фокализация
Термин, введенный Ж. Женеттом (Фигуры III [1972] // Женетт Ж. Фигуры. М.,
1998. Т. 2. С. 204-223, в главе «Модальность» раздела «Повествовательный
дискурс»). По Женетту, фокализация - это организация в повествовании точки
зрения и способы донесения ее до читателя/зрителя. Термин введен, чтобы
уйти от слишком многозначного понятия «точка зрения», и восходит к понятию
К. Брукса и Р.П. Уоррена «фокус наррации», а сама точка зрения понимается
близко к Успенскому.
Вслед за Ц. Тодоровым Женетт выделяет три типа повествования, которые
формируют три типа фокализации:
- «всеведущий» повествователь говорит больше, чем знает любой персонаж
[т.е. Повествователь > Персонажа]; повествование с нулевой фокализацией;
- повествователь говорит только то, что знает персонаж [т.е. Повествователь
= Персонажу]; повествование с внутренней фокализацией. Она может быть
фиксированной (всё в тексте изображается с точки зрения одного и того же
персонажа), переменной (разные фрагменты повествования рассказаны с точки
зрения разных фокальных персонажей), множественной (одно и то же событие
рассказано с разных точек зрения);
- «объективный» повествователь говорит меньше, чем знает персонаж [т.е.
Повествователь < Персонажа]; повествование с внешней фокализацией.

В.И. Тюпа («Анализ художественного текста», с. 57-65, 124-125) под
фокализацией понимает детализацию событий и явлений фиктивного мира с чьей-
либо точки зрения (фокализация здесь - фокусировка внутреннего зрения того,
кто говорит каждую данную фразу текста). В этом случае нельзя говорить о
нулевой фокализации - даже самая нейтральная фраза говорится с чьей-то
позиции (аналогично считает и Шмид).
Фиктивный мир на уровне фокализации предстает в двух проекциях: в проекции
текста - как система «кадров» внутреннего зрения; в проекции смысла - как
система мотивов.