Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.philol.msu.ru/~discours/images/stories/speckurs/narro5.doc
Дата изменения: Tue Apr 3 06:01:35 2012
Дата индексирования: Mon Feb 4 08:11:56 2013
Кодировка: koi8-r

Композиция, точки зрения - 1

Композиция в различных теориях понимается по-разному.

Б.А. Успенский (Поэтика композиции [1970] // Успенский Б.А. Семиотика
искусства. М., 1995. С. 7-218) понимает под композицией всю структуру
текста, способы организации текста в единое повествование. Конструктивным
фактором композиции является взаимодействие точек зрения на разных уровнях
- в плане идеологии, в плане фразеологии, в плане пространственно-временной
характеристики и в плане психологии:
* «Предполагается, что структуру художественного текста можно описать, если
вычленить различные точки зрения, т.е. авторские позиции, с которых
ведется повествование (описание), и исследовать отношение между ними
(определить их совместимость или несовместимость, возможные переходы от
одной точки зрения к другой, что в свою очередь связано с рассмотрением
функций использования той или иной точки зрения в тексте)» (с. 14).

В. Шмид в «Нарратологии» (с. 158-159) понимает под композицией этап
сюжетной организации текста. В его четырехуровневой порождающей модели
сюжета [1) события; 2) история; 3) наррация, 4) презентация наррации - см.
подробнее предыдущий хэндаут] композиция - это приведение событий,
элементов истории (= фабулы) в искусственный порядок (= сюжет), а ее
результатом является наррация.
Основными приемами композиции в этом понимании являются:
а) линеаризация (= выстраивание в последовательную линию эпизодов)
одновременно совершающихся в истории событий;
б) перестановка частей истории (этот прием факультативен).

В.И. Тюпа («Анализ художественного текста», с. 48-65, 103-104, 124-125)
понимает под композицией построение субъектного уровня организации текста
(кто и как говорит) в противоположность объектному уровню (о чем говорится;
фиктивный мир, фабула и сюжет). > См. подробнее хэндаут 3.
* «Термин "композиция" в литературоведении настолько многозначен, что
пользоваться им крайне неудобно. <.> Однако литературоведческому понятию
композиции легко можно вернуть определенность, исходя из того, что в
литературе "построение" означает прежде всего дискурсивную организацию
целого как натурально-языкового высказывания, т.е. предполагает
организацию говорения в пределах текста. <.> Ни одно слово текста, за
исключением заглавия, автору приписано быть не может. Ему принадлежит
только целое текста. Всякое же высказывание в рамках текста является
высказыванием действующего лица, повествователя или лирического героя
определенных типов, тогда как автор литературного произведения, подобно
режиссеру спектакля, говорит лишь чужими устами. Он "облекается в
молчание. Но это молчание может принимать различные формы выражения"
[Бахтин]. В компоновке разного рода монологов и диалогов и состоит
композиция литературного произведения в собственно литературоведческом ее
понимании» (с. 48-49).

Таким образом, композиция в понимании В.И. Тюпы - это система
внутритекстовых дискурсов, т.е. (в данном случае) сегментов текста,
характеризующихся единством субъекта и способа высказывания. Смена субъекта
речи - наиболее очевидная граница между двумя соседними дискурсами.

Основные композиционные формы литературного письма, по В.И. Тюпе, - это
следующие способы высказывания:

- Модификации повествования:
- сказовое повествование - относительно субъективное, оценочное изложение
событий нарратором, наделенным локализованной (в фиктивном мире) точкой
зрения и более или менее ограниченным кругозором; при наличии достаточно
определенной речевой маски нарратора такое повествование называется
сказом;
- хроникерское повествование - относительно объективное, свидетельское
описание событий их непосредственным участником или наблюдателем со своим
кругозором;
- аукториальное повествование - повествование с всеведущим
(«божественным», «олимпийским») нарратором; он не связан определенной
позицией во времени и пространстве, при наличии которой событие
открывается сказовому повествователю или хроникеру лишь частично.
- Диалог - речевые жесты, адресованные от одного персонажа к другому;
графически оформленная в виде диалога медитация или рассказ в рассказе
диалогами в данном случае не считаются.
- Медитация - дискурсивно выделенные рассуждения самого нарратора (в том
числе сказового или хроникера) или лирического героя, не являющиеся
повествованием или диалогом. Медитация - это комментирование происходящего,
но не собственно рассказ о событиях, т.е. на уровне фиктивного мира она, в
отличие от модификаций повествования, не обладает нарративностью и обращена
не к сюжету, а к читателю.
- Дискурсы цитатного типа - письмо, дневниковая запись, документ, вставной
рассказ и другие разновидности текста в тексте.

NB:
1) Описания времени и места действия и описания психологических
характеристик персонажей и ситуаций сюда в общем и целом не относятся, т.к.
принадлежат не субъектному, а объектному уровню организации повествования.
Описания могут анализироваться с субъектной стороны, только если являются
предметом для медитаций.
2) Вставной рассказ и другие разновидности текста в тексте - это более
сложное явление, в свою очередь раздваивающееся на субъектный и объектный
уровни организации.

В композиции лирических текстов конструктивная роль принадлежит не
повествованию, а медитации; в композиции драматургических текстов
конструктивная роль принадлежит диалогу. При этом внешне один способ
высказывания может имитировать другой - например, в лирике медитация может
реализоваться в тексте «под маской» повествования или диалога (например, в
балладе или поэме).