Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.philol.msu.ru/~discours/images/stories/speckurs/narro11.doc
Дата изменения: Tue May 1 20:15:23 2012
Дата индексирования: Mon Feb 4 08:21:51 2013
Кодировка: koi8-r

Жанры (введение в тему)

Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу. М., 1999. С. 7-23.
См. также: Шеффер Ж.-М. Что такое литературный жанр? М., 2010.

Есть довольно много теорий, классифицирующих типологию жанров. Самая
известная - типология, восходящая к Аристотелю, где литература разделяется
на три рода - эпос, лирику и драму; эти три рода длительной европейской
традицией (со Средневековья до XX века) разбиваются на множество видов, как
принадлежащих трем родам, так и промежуточных (особенно начиная с
романтизма), - они и считаются жанрами.
Тем не менее несколько жанровых типологий представляют особый интерес для
нарратологии. Все они объединяются тем, что помогают сформулировать самое
общее понятие жанра:
Жанр - это группа текстов, объединенная по какому-то признаку или группе
признаков, которые присущи им и не присущи (или присущи только отчасти)
остальным текстам литературы.

Нортроп Фрай, «Анатомия критики» («Anatomy of criticism», 1957).
Предложил сразу несколько жанровых классификаций. Основной плюс его теорий
- они основаны на эмпирическом материале литературы и фольклора; основные
минусы - они слишком разнородны (их нельзя соединить в единую
непротиворечивую теорию) и категории ни одной из них не охватывают всех
литературных текстов.
Систематизировано Ц. Тодоровым:
1. Классификация касается «способов вымысла», в ее основе лежит соотношение
между главным действующим лицом произведения и читателями, а также законами
природы:
- герой имеет (природное) превосходство над читателем и над законами
природы; это жанр мифа;
- герой имеет превосходство (в некоторой степени) над читателем и над
законами природы; это жанр легенды или волшебной сказки;
- герой имеет превосходство (в некоторой степени) над читателем, но не над
законами природы; это жанр высокого подражания;
- герой находится в отношении равенства с читателем и законами природы; это
жанр низкого подражания;
- герой ниже читателя; это жанр иронии.
2. Классификация по категории правдоподобия. В этом случае литературные
произведения распределяются между двумя полюсами: правдоподобного
повествования и повествования, где все позволено.
3. Классификация, касающаяся трагического и комического в литературе. Здесь
комическое примиряет героя с обществом, а трагическое изолирует героя от
общества.
4. Классификация по архетипам - mythoi, основанным на противопоставлении
между реальным и идеальным. Это наиболее важная классификация Фрая; здесь
выделается четыре жанра:
- romance (рыцарский и авантюрный роман) = идеальное;
- ирония = реальное;
- комедия = переход от реального к идеальному;
- трагедия = переход от идеального к реальному.
5. Классификация по типу аудитории, для которой предназначены произведения
(т.е. собственно жанровая, аристотелевская классификация):
- драма = произведения, представляемые на сцене;
- лирическая поэзия = произведения, которые можно петь;
- эпическая поэзия = произведения, рассказываемые вслух; эпос эпизодичен;
- проза = читаемые произведения; проза непрерывна.
6. Классификация, противопоставляющая интеллектуальное и личное начало +
интровертность и экстравертность:
| |интеллектуальное начало |личное начало |
|интровертность |исповедь |«romance» |
|экстравертность |«анатомия» |роман |

Цветан Тодоров, «Введение в фантастическую литературу» (1973).
Исходит из того, что жанр - абстрактная категория, и система жанров - это
система отвлеченных классификаций, налагаемых читателем на литературу. Жанр
не присутствует в произведении, произведение только представляет те или
иные жанровые свойства. Следовательно, произведение может относиться не к
одному, а к нескольким жанрам, а также подпадать под ту или иную жанровую
категорию не полностью.
Таким образом, жанр для Тодорова - это определенное число абстрактных
свойств и законы, по которым эти свойства связаны друг с другом.
Следовательно, можно выстроить теоретическую систему жанров, в которой
будут как все реальные исторические жанры, так и никогда не существовавшие,
но потенциально возможные. В свою очередь, теоретическая система
разделяется на элементарные и сложные жанры. Первые определяются наличием
или отсутствием одного-единственного свойства, вторые - сосуществованием
нескольких свойств. [Все исторические жанры при этом оказываются в разряде
сложных жанров. Например, «сонет» = 1) определенные требования к рифме + 2)
определенные требования к метру + 3) определенные требования к теме.]
Основной плюс теории Тодорова в том, что она предлагает общую структурную
модель, по которой можно классифицировать жанры. Они определяются
дедуктивно, теоретически по единому принципу (т.е. мы уходим от путаницы
между разнородными историческими жанрами), а реальное «<.> определение
жанров - это постоянное движение между описанием фактов и абстрагируемой из
них теории». Основные минусы, которые называет сам Тодоров, - в том, что
если мы будем идти от теоретической классификации, то уйдем в бесконечность
признаков, по которым можно определять литературные произведения (тем более
если одно произведение может принадлежать многим жанрам); а если будем идти
от фактов, то рискуем уйти из литературы в области социологии, психологии,
философии, эстетики и т.д. (как это вышло у Фрая).


Жан-Мари Шеффер, «Что такое литературный жанр?» (1989).
Отчасти продолжая идею Тодорова о построении теории жанров как абстрактной
классификационной схемы, приходит к выводу, что жанр - категория
социальная: он существует не в тексте, а в компетенции писателей и
читателей. Жанровые классы не обладают внутренней динамикой порождения,
жанровые имена описывают только уже имеющиеся в наличии тексты: «<.> жанр
не может быть каузальной категорией, объясняющей существование и свойства
текстов».
Совмещая семиотику с теорией речевых актов, Шеффер выстраивает модель жанра
как сложного акта коммуникации и рассматривает структуру и функционирование
этой модели.


Михаил Бахтин, «Проблема речевых жанров» (1953-1954, опубл. 1978).
Пишет не только о литературных жанрах, а о жанрах любых видов высказываний.
Исходит из того, что все высказывания - и устные, и письменные - это акты
речи, каждый из которых обладает своей уникальностью. Однако для того,
чтобы функционировать в обществе, они должны обладать некими устойчивыми
чертами, позволяющими их объединять по трем общим категориям (моментам):
«Все эти три момента - тематическое содержание, стиль и композиционное
построение - неразрывно связаны в целом высказывания и одинаково
определяются спецификой данной сферы общения. Каждое отдельное
высказывание, конечно, индивидуально, но каждая сфера использования языка
вырабатывает свои относительно устойчивые типы таких высказываний, которые
мы и называем речевыми жанрами».
Можно заметить, что, во-первых, Бахтин тоже предполагает, что жанр -
категория не просто языковая (или литературная), но и социальная, а во-
вторых, то, что Бахтин называет речевыми жанрами, позже (с некоторыми
изменениями и уточнениями) будет названо дискурсами.
Бахтин различает первичные (простые) и вторичные (сложные) речевые жанры.
Ко вторым относятся жанры литературы [роман, драма и др.], научных
исследований, публицистики и т.д. Они более характерны для письменного
общения, вбирают в себя первичные, которые сформировались в процессе
устного общения; а те тогда теряют отношение к реальной действительности и
к реальным чужим высказываниям, сохраняя свои форму и значение только
внутри художественного мира.