Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.philol.msu.ru/~discours/images/stories/speckurs/narro1.doc
Дата изменения: Wed Mar 7 00:46:42 2012
Дата индексирования: Mon Feb 4 08:11:18 2013
Кодировка: koi8-r

Признаки художественного повествования

Шмид В. Нарратология. М., 2003. С. 11-38.

1) Нарративность - [мы примем структуралистскую трактовку термина]
свойство текста излагать некую историю, зафиксированную в пространстве и
времени внутри изображаемого (художественного) мира текста. Понятие же
истории подразумевает событие, т.е. т.е. изменение исходной ситуации - как
в изображаемом мире, так и во внутреннем мире того или иного персонажа
(ментальные события). Противоположность нарративности в таком понимании -
дескриптивность (описательность).

1а) Событийность, вытекающая из нарративности. Ее условия (внутри
художественного мира произведения):
- фактичность (реальность): событие должно действительно произойти;
если персонаж только ждет или желает события, но оно не происходит, то в
нарратологии это, как правило, событием не считается;
- результативность: событие должно повлечь изменения (иначе оно не
будет считаться событием, а останется описанием), и эти изменения должны
быть описаны непосредственно в тексте; если изменения происходят за
пределами текста, то о результативности говорить нельзя (т.к. если в
пределах текста они не произошли, то все остальное - уже наша
интерпретация, а не текст).
Эти два фактора обязательны для того, чтобы событийность могла вообще
возникнуть в тексте. Но при этом событийность может быть более или менее
интенсивной, т.е. событийность - свойство текста, подлежащее градации. У
градиции событийности есть пять критериев:
. релевантность (важность события),
. непредсказуемость,
. консекутивность (какие последствия событие влечет за собой)
. необратимость,
. неповторяемость, однократность (циклически повторяющиеся
изменения не являются событием - скорее это способ описания -
дескриптивности, а не нарративности).
NB: Эта картина свойств событийности принадлежит Шмиду, вообще же в
нарратологии до сих пор по этому поводу ведутся дискуссии. На следующем
занятии мы обсудим другие варианты, что считать событийностью, а что - нет.

2) Фикциональность - признак текста, означающий, что изображенный в
нем мир является вымышленным (фиктивным). Это отделяет художественные
тексты от нехудожественных. При этом термин «фикциональный» относится к
свойствам текста [роман как художественный текст фикционален, но существует
в нашем реальном мире в виде текста, книги и т.п.], а «фиктивный» - к
статусу изображаемого в тексте [изображаемый в романе мир фиктивен]. В
нарратологии 'фикциональность' и 'фиктивность' - не оценочные категории
(ср.: англ. fiction).

3) Эстетичность - свойство художественного текста вызывать
эстетическую реакцию у читателя. Самая зыбкая категория в нарративной
структуре текста, относится не столько к нарратологии как таковой, сколько
к философии восприятия. Вместе с тем только благодаря сочетанию
фикциональности и эстетичности мы можем говорить о том, что один текст
(литературный, кинематографический и т.д.) является текстом художественным,
а другой - нет.