Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.philol.msu.ru/~discours/images/stories/speckurs/kino40.doc
Дата изменения: Thu Feb 21 14:22:27 2013
Дата индексирования: Mon Feb 25 17:45:45 2013
Кодировка: koi8-r

Неореализм и итальянское кино

Неореализм зародился в 1943-1945 гг. [первый фильм, полностью снятый в этой
стилистике, - «Одержимость» (1943) Висконти; расцвет течения начался в
1945 г., в самом конце войны, после казни Муссолини и освобождения Италии].
Он возник на стыке двух тенденций: эстетической - обновления киноязыка
после муссолиниевской эпохи в итальянском кино, близкой по своему стилю к
соцреализму, - и политической - очищения от тоталитарной идеологии и
необходимости рассказать о реальных социальных проблемах простых
итальянцев.
Основные представители - ранний Лукино Висконти, Роберто Росселлини,
Витторио де Сика, Джузеппе де Сантис; как сценарист некоторых
неореалистских фильмов (например, «Пайза») начинал Федерико Феллини.

Итальянскому кино до неореализма были присущи масштабные студийные
постановки на темы итальянской истории (начиная с античности) или жизни
высшего света. Социально-политическая проблематика не поднималась,
кинематограф жил за счет государственного обеспечения, даже
неидеологическое кино делало ставку в лучшем случае на красочность съемки.
Неореализм же утвердил противоположные принципы:
1) съемки по возможности не в павильонах, а на натуре (на реальных улицах);
2) в качестве массовки использовались неактеры [в терминологии З. Кракауэра
- см. 10-й хэндаут 1-го семестра];
3) камера свободно перемещается в пространстве;
4) вместо жесткого сценария - полуэкспромты;
5) сюжет строился как набор сцен, соединенных между собой с помощью резкого
монтажа (в отличие от плавных, «незаметных» монтажных склеек коммерческого
кино), - эти эллипсисы отчасти снимали мотивированность сюжета и
подчеркивали реалистичность происходящего; финал, как правило, открытый;
6) большое значение придавалось подробному, вплоть до мельчайших деталей,
изображению повседневности; вообще совмещение принципов игрового и
документального кино - черта, впервые возведенная в эстетический принцип
именно неореалистами (до них такое применялось, но не было программным);
7) в фильмах неореалистов действие происходило в текущей современности и
строилось вокруг текущих социальных проблем - изображались городские низы,
нищие деревни или будни Второй мировой войны.
В последнем пункте неореализм очевидно опирался на наследие
французского «поэтического реализма» 1930-х годов [Висконти начинал как
ассистент в фильмах Жана Ренуара]. Кроме того, многие режиссеры-неореалисты
разделяли социалистическую или коммунистическую идеологию (иногда
коммунистическая партия Италии даже спонсировала производство их фильмов),
что тоже отразилось на эстетике их фильмов.

В неореализме еще оставалось много технических деталей классической
техники съемки: съемки внутри помещений проводились в основном в павильонах
[правда, не всегда]; освещение ставилось, как в голливудских съемках (яркое
нормативное, даже если действие происходит вечером при паре свеч); звук
накладывался в студии на стадии постпродакшна; часто кадры монтировались с
музыкой, которая создает у зрителя необходимое настроение, но при этом
никак не встроена в сюжетную канву, - т.е. очевидный вертикальный монтаж
(по Эйзенштейну). Отчасти это связано с уровнем кинематографической
техники: так, камеры 1940-1950-х годов не могли снимать ночью или при очень
тусклом свете (не было настолько светочувствительной пленки); отчасти - с
недостатком финансирования в условиях разрушенной экономики. Последующие
течения с установкой на реалистичность изображения - от ранней французской
новой волны до Догмы-95 - эти помехи смогли обойти. Но на общем фоне
мирового кино второй половины 1940-х годов итальянский неореализм смотрелся
почти документально.

Расцвет неореализма в Италии - 1948-1952 гг., потом он стал постепенно
сходить на нет (особенно заметно по эволюции творчества Висконти). Однако
он оказал сильное влияние на итальянских режиссеров следующего этапа -
прежде всего на Пьера Паоло Пазолини, Бернардо Бертолуччи и раннего
Феллини, - а также на новые волны в мировом кинематографе всей второй
половины века.

Основные произведения итальянского неореализма:
- «Одержимость» Висконти (1943);
- «Рим, открытый город» Росселлини (1945);
- «Пайза» Росселлини (1946);
- «Германия, год нулевой» Росселлини (1948);
- «Земля дрожит» Висконти (1948);
- «Похитители велосипедов» де Сика (1948);
- «Стромболи» Росселлини (1950);
- «Самая красивая» Висконти (1951);
- «Умберто Д.» де Сика (1952);
- «Рим в 11 часов» де Сантиса (1952);
- «Дорога» Феллини (1954) - уже заметен отход от неореализма в сторону
модернизма.

В дальнейшем ведущие итальянские режиссеры, как бывшие неореалисты
(Висконти, Феллини, Пазолини и др.), так и пришедшие после (Микеланджело
Антониони, Бертолуччи, Лилиана Кавани и др.), используя технику съемки,
выработанную этим течением, сильно отошли от него в сюжетном плане.
Остросоциальные проблемы либо стали решаться не в социологическом, а в
философском ключе (Пазолини), либо уступили место экзистенциальным
(Антониони, Висконти, Феллини) или психоаналитическим (Висконти, Феллини,
Пазолини, Кавани, Бертолуччи) проблемам индивида. Ключевыми проблемами
стали не текущие вопросы современного итальянского общества, а философские
категории: идентичность, подсознательное, власть и насилие (включая фашизм
как доктрину), свобода и предопределение и т.д.
Место социальных низов занял в основном средний класс, иногда
(Висконти) - высшее общество; взамен естественных декораций стали сниматься
подчеркнуто постановочные драмы, подчас костюмные (Висконти). Вновь
возникла ориентация на традицию голливудского кинематографа (хотя нередко
переработанную под влиянием всё той же эстетики неореализма). В частности,
помимо возродившихся эпических картин об античности возникли и широко
распространились жанры спагетти-вестерна (Серджо Леоне и др.) и джалло -
разновидность фильма ужасов (Дарио Ардженто и др.).

NB: обычно, когда говорят о неореализме, подразумевают итальянский
неореализм 1940-1950-х годов. Однако неореалистические традиции оказались
сильны для большинства новых волн, независимого кинематографа и т.п.
традиций авторского кино. Кроме того, иногда термин «неореализм» применяют
и к некоторым другим национальным кинотрадициям (например, испанское кино
второй половины XX в.).