Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.philol.msu.ru/~discours/images/stories/speckurs/kino13.doc
Дата изменения: Sun Feb 17 20:06:16 2013
Дата индексирования: Mon Feb 25 17:44:26 2013
Кодировка: koi8-r

Кинематографические направления (общие типологические сведения)

Истории кино будет посвящен весь второй год киносеминара [III-IV семестры;
см. соответствующие хэндауты]. Поэтому здесь даются только самые общие
понятия, которыми принято обозначать те или иные движения в кинематографе
(по преимуществу европейском и американском). Они наметят основные точки,
по которым будет строиться киносеминар во втором году.

Авангард:
1) любой экспериментальный кинематограф (тогда к авангарду относятся,
например, все новые волны и разновидности неореализма);
2) комплекс течений в искусстве 1910-1920-х гг., характеризующийся в общем
случае отказом от традиционных средств выражения, поисками новых языков в
различных видах искусства (в том числе экспериментированием с киноязыком),
разработкой новых принципов эстетики. К киноаванграду тогда относятся
прежде всего:
- экспрессионизм в кинематографе [фильмы в декорациях немецких
экспрессионистов или имитирующих подобный стиль]:
примеры: Роберт Вине («Кабинет доктора Калигари»), Фридрих Вильгельм
Мурнау («Носферату»), Фриц Ланг («Доктор Мабузе-игрок», «Усталая
Смерть»);
- сюрреализм в кинематографе [развитие концепций дадаистов и
сюрреалистов, разработанных в других видах искусства и перенесенных в
кинематограф; отказ от связного сюжета, изображения реального мира,
обращение к подсознанию и самоценной символике]:
примеры: Луис Бунюэль («Андалузский пес», «Золотой век»), Жермена
Дюлак («Раковина и священник»), Жан Кокто («Кровь поэта»);
- киноимпрессионизм и развивший его принципы поэтический реализм:
примеры: Луи Деллюк («Лихорадка»; «Женщина ниоткуда»), Абель Ганс
(«Колесо»), Жан Эпштейн («Верное сердце»); и далее Марсель Карне
(«Набережная туманов»), Жан Ренуар («Великая иллюзия», «Правила
игры»), Жан Виго («Аталанта»);
- а также некоторые другие, более мелкие течения.

(NB: кинематограф сам по себе - вещь изначально авангардная, во всяком
случае, в 1920-е гг. он воспринимался именно так: каждое его техническое
решение, разработка каждой разновидности киноязыка достигались путем
экспериментов, подчас радикальных, и оценивались как новаторские открытия.)

Неореализм - направление в кинематографе и литературе, возникшее в 1940-
х гг. как реакция на Вторую мировую войну и диктатуру фашизма (в том числе
и на эстетические принципы фашизма в искусстве). Характеризуется установкой
на отображение «неинсценируемой реальности» (З. Кракауэр), «жизни, как она
есть»: * съемка имитирует документальную вплоть до полного перехода на
натуру и отказа от павильонных съемок; * основной упор делается на
изображение реальности в мельчайших деталях; * сюжет и диалоги нередко
импровизируются; * в качестве актеров активно привлекаются неактеры (по
З. Кракауэру). * Персонажи этих фильмов, как правило, - люди социальных
низов, поэтому * сюжет строится на социальных конфликтах (классовых,
политических).
Классическим примером неореализма является итальянский неореализм
1940-1950-х гг. Многие эстетические принципы неореализма были позднее
усвоены новыми волнами. Примеры итальянского неореализма: Лукино
Висконти («Одержимость», «Земля дрожит»), Роберто Росселлини («Рим,
открытый город», «Пайза», «Германия, год нулевой», «Стромболи»),
Витторио Де Сика («Похитители велосипедов», «Умберто Д.»).
Новая волна (новое кино) - в общем смысле движение в кинематографе той или
иной страны во второй половине XX и в XXI вв., которое выступает против
сложившихся к моменту его возникновения правил и канонов и предлагает
создавать фильмы в новой эстетике. В широком смысле - авторское кино в
противовес коммерческому.
Например, фильмы французской новой волны 1950-1960-х гг. изначально
характеризовалась * установкой на индивидуальный художественный стиль
каждого режиссера; * имитацией документальной съемки и одновременно
разрушением этого впечатления (резкие монтажные стыки, насыщенность
интертекстами и т.п.); * нелинейным киноповествованием (иногда полностью
обрывочным); * длительностью диалогов, часто не связанных напрямую с
сюжетом; * социальной заостренностью самих сюжетов и т.п. В то же время
новое немецкое кино 1960-1980-х гг., во многом связанное с французской и
итальянской новыми волнами и итальянским неореализмом (т.е.
«антиголливудскими» по своей эстетике течениями), одновременно заимствовало
ряд элементов из Голливуда - в частности, установку на жанровый
кинематограф (и нередко также на зрелищность).
Примеры французской «новой волны»: Жан-Люк Годар («На последнем
дыхании», «Безумный Пьеро», «Новая волна»), Франсуа Трюффо
(«400 ударов», «Жюль и Джим»), Клод Шаброль («Красавчик Серж»,
«Кузены»)
Примеры немецкой «новой волны»: Вим Вендерс («Небо над Берлином»,
«Алиса в городах», «Ложное движение»), Вернер Херцог («Агирре, гнев
Божий», «Фицкарральдо»), Фолькер Шлёндорф и Маргарете фон Тротта
(«Поруганная честь Катарины Блюм»), Райнер Вернер Фассбиндер
(«Торговец четырех времен года», «Замужество Марии Браун», «Тоска
Вероники Фосс»).
Примеры английской «новой волны»: Тони Ричардсон («Оглянись во
гневе»), Карел Рейш («В субботу вечером, в воскресенье утром»),
Линдси Андерсон («Если.», «О, счастливчик!»), Джон Шлезингер («Что-то
вроде любви», «Полуночный ковбой»).

В современной кинокритике принято выделять новые волны практически в каждом
национальном кинематографе (в некоторых национальных традициях на
протяжении XX-XXI вв. выделяют даже по несколько таких волн). Из-за этого
само понятие «новая волна» становится весьма расплывчатым и
трудноопределимым.

Коммерческое (голливудское) кино - кинематограф, для которого обычно
характерны * ориентация на ставшие каноническими в данном обществе формы
киноповествования и на массовую аудиторию, * установка на зрелищность,
* система устойчивых актерских типажей (голливудских звезд по
З. Кракауэру), * относительная предсказуемость сюжета и, как следствие,
* подробная система жанров и рейтингов.
В противовес коммерческому кинематографу создаются авторские (независимые)
проекты [например, авангард, американский артхаус или те же новые волны].

* * *

Об истории и эволюции кино см., в частности:
> Thompson K., Bordwell D. Film History: An Introduction. New York, 2003.
[2nd edition.]
> Лотман Ю., Цивьян Ю. Диалог с экраном. Таллинн, 1994. [К истории кино
относятся 2, 3 и 4 главы.]
> Садуль Ж. Всеобщая история кино: в 6 томах. М., 1958-1982. [4-й том в
двух книгах; 5-й том не выходил.]
> Садуль Ж. История киноискусства от его зарождения до наших дней. М.,
1957.
> Теплиц Е. История киноискусства: 1895-1945: в 5 томах. М., 1968-1974. [1-
й и 2-й тома - под одной обложкой.]