Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.philol.msu.ru/~discours/images/stories/speckurs/kino12.doc
Дата изменения: Sun Feb 17 19:07:07 2013
Дата индексирования: Mon Feb 25 17:44:24 2013
Кодировка: koi8-r

Жанры

Жанр в самом общем виде - группа текстов, отделенная по определенному
набору признаков от остальных текстов. При этом все тексты группы
представляются как реальные варианты некоего идеального инварианта,
собравшего в себе все отличительные черты данного жанра.

Это одна из тех категорий, которые были заимствованы кинонарратологией
напрямую из литературоведения. Поэтому основные теоретические работы о том,
что такое жанр, написаны на материале не кино, а литературы. Из них
наиболее значимыми для киноведения могут быть следующие.

Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу (М., 1997)

Он исходит из того, что жанр - абстрактная категория, и система жанров -
это система отвлеченных классификаций, налагаемых читателем на литературу
[соответственно: зрителем на кинематограф]. Жанр не присутствует в
произведении, произведение только представляет те или иные жанровые
свойства. Т.е. произведение может относиться не к одному, а к нескольким
жанрам, а также подпадать под ту или иную жанровую категорию не полностью.
Таким образом, жанр для Тодорова - это определенное число абстрактных
свойств и законы, по которым эти свойства связаны друг с другом.
Следовательно, можно выстроить теоретическую систему жанров, в которой
будут как все реальные исторические жанры, так и никогда не существовавшие,
но потенциально возможные. В свою очередь, теоретическая система
разделяется на элементарные и сложные жанры. Первые определяются наличием
или отсутствием одного-единственного свойства, вторые - сосуществованием
нескольких свойств.
Жанры у Тодорова определяются дедуктивно, по единому теоретическому
принципу (т.е. мы уходим от путаницы между разнородными историческими
жанрами). Основные минусы, которые называет сам Тодоров, - в том, что если
мы будем идти от теоретической классификации, то уйдем в бесконечность
признаков, по которым можно определять литературные произведения (тем более
если одно произведение может принадлежать многим жанрам); а если будем идти
от фактов, то рискуем уйти в области социологии, психологии, философии,
эстетики и т.д.

Шеффер Ж.-М. Что такое литературный жанр? (М., 2010)

Он уйти в социологию как раз не боится. Отчасти продолжая идею Тодорова о
построении теории жанров как абстрактной классификационной схемы, Шеффер
приходит к выводу, что жанр - категория социальная: он существует не в
тексте, а в компетенции писателей и читателей. Жанровые классы не порождают
себя сами, а отдельные жанровые имена описывают только уже имеющиеся в
наличии тексты.

* * *
В отличие от литературы, где одному тексту должен соответствовать какой-
либо один жанр (пусть даже комбинированный, как роман в стихах), для кино
нормально, если фильм характеризуется сразу несколькими жанровыми метками.
Таким образом, можно говорить, что жанры в кино - система ответов на
зрительские ожидания. Поэтому же жанровым кинематографом обычно считается
не авторский (где главное - всецело выразить мысль авторов фильма -
режиссера и сценариста), а коммерческий, продюсерский, рассчитанный на
удовлетворение стандартных ожиданий типового зрителя (иначе фильм потеряет
аудиторию и провалится в прокате).