Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.philol.msu.ru/~discours/images/stories/speckurs/kino10.doc
Дата изменения: Sun Feb 17 17:57:16 2013
Дата индексирования: Mon Feb 25 17:44:16 2013
Кодировка: koi8-r

Актер. Жест и мимика

Жест - акт невербальной коммуникации человека: движение тела / частей тела
или значимое статичное положение тела (поза).
Особый вид жеста - мимика: система движений лица.
Система жестов слагается в поведение, поступки персонажей.

По книге: Булгакова О. Фабрика жестов (М., 2005)

Кинематограф впервые в искусстве смог сохранять жест запечатленным в
движении [в театре и в балете жест не сохранялся, в живописи и скульптуре
сохранялся, но неподвижно], а также выделил фрагментарное восприятие -
заострил внимание на отдельном жесте и его выразительности. Тело оказалось
самоценным, а его части - автономными (их можно изображать изолированно на
крупном плане). В кино стала важной оппозиция видимого / невидимого,
сознательного / бессознательного в движении души через движение тела.
Кроме того, кино усвоило весь набор значащих театральных жестов, а также и
общую театральную установку: тело актера - это знак, отсылающий
одновременно к двум референтам - к самому телу и к некой представляемой
норме, задающей систему значений этого знака.

* * *
Поскольку кино позволяет расчленять тело и лицо человека на фрагменты
(крупный, первый и американский планы и, с другой стороны, план детали), то
можно говорить, что кино и утверждает, и расчленяет человеческую
идентичность как таковую. Крупный план (одно лицо) максимально усиливает
утверждение личности актера / персонажа, в то время как план детали
(особенно детали лица) разрушает актера как цельный субъект, делая его лишь
материалом для режиссерских и операторских манипуляций.

NB: разумеется, следует различать актера как человека, играющего в кино, и
тот образ, который он создает [не только образ персонажа, но и образ самого
себя - амплуа]. В первом случае актер - биография, во втором актер -
элемент киноязыка.

* * *
Следует различать:
1) жесты, которые создателями фильма мыслятся как узнаваемые действия или
положения (режиссер, сценарист и актер рассчитывают, что зритель опознает
эти жесты как соотносящиеся с его личным опытом и культурной памятью);
2) жесты, которые зритель не может соотнести со своим непосредственным
опытом, телесным или культурным.

На этом основана одна из наиболее распространенных типологий кинематографа:
- актер играет предсказуемо, ожидаемо, - тогда это коммерческий
кинематограф (Голливуд, Болливуд и т.д.);
- или непредсказуемо, неожиданно для зрителя, - тогда это авангардное или
авторское кино (сюрреализм, независимый кинематограф США, итальянский
неореализм, французская и немецкая «новая волна» и др.).





По книге: Кракауэр З. Природа фильма: Реабилитация физической реальности
(М., 1974)

З. Кракауэр предлагает следующую классификацию актеров по их поведению в
кадре:

- Неактер - заведомый непрофессионал, не играющий, а реально живущий в
кадре. Неактеров предпочитают в социально-ориентированных фильмах из-
за достоверности и типизированности их внешности (фактуры) и поведения
в данных социальных условиях.
Неактер не может достоверно изобразить индивидуальность, даже
аналогичную его собственной: он - только типаж.
- Голливудская «звезда» - актер с одним амплуа, реалистично его
изображающий. Это амплуа может совпадать с настоящим характером
актера, но, в отличие от неактера, голливудский актер может
реалистично изобразить индивидуальные чувства и поведение.
- Профессиональный актер - актер, способный на перевоплощения, выбор между
различными амплуа.


По книге: Цивьян Ю.Г. На подступах к карпалистике: Движение и жест в
литературе, искусстве и кино (М., 2010)

Ю.Г. Цивьян различает карпалистику (теорию жеста в разных областях
искусства; термин-нововведение Цивьяна) и кинесику (наука о жестовой
коммуникации между людьми, раздел семиотики). Обе работают на сходном
материале, однако кинесика уделяет основное внимание значениям жестовых
движений в реальной действительности, а карпалистика - той роли, которую
они играют в искусстве.