Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.philol.msu.ru/~discours/images/stories/speckurs/kino08.doc
Дата изменения: Sun Feb 17 17:18:41 2013
Дата индексирования: Mon Feb 25 17:44:12 2013
Кодировка: koi8-r

Хронотоп. Ритм

Хронотоп - понятие, введенное в гуманитарные науки М.М. Бахтиным и
означающее художественное пространство и художественное время, взятые в их
взаимодействии друг с другом. Фактически это основные координаты,
образующие художественный мир текста искусства.

По книге: Лотман Ю.М., Цивьян Ю.Г. Диалог с экраном (Таллинн, 1994)

Художественное пространство кадра строится по модели реального мира
(приближаясь к нему или, наоборот, отталкиваясь, т.е. в определенном смысле
тоже становясь ментальной моделью этой реальности). Пространство кадра
подвижно, а кроме того, зрительское сознание сочетает смежные кадры в
единое пространство (> эксперименты Л.В. Кулешова), и эти факторы позволяют
расширять это пространство и за рамки кадра. Закадровое пространство
оказывается не менее семиотически значимым, чем внутрикадровое, а кадры, в
свою очередь, сливаясь в нашем сознании, способствуют созданию единого
связного, геометрически непротиворечивого пространства фильма.
Художественное пространство может по своим характеристикам сильно
отличаться от реального мира, но если его устройство останется логически
непротиворечивым, то зритель воспримет это как должное. С другой стороны,
нарушение логических связей этого пространства дает сильный эстетический
эффект.

Помимо предметной обстановки кадра, художественное пространство образуется
с помощью диалога в широком смысле (также термин, восходящий к
М.М. Бахтину) - ситуации, когда одни элементы способны воздействовать на
другие элементы и изменяться сами под их воздействием.
Наиболее простой случай диалога - диалог двух персонажей (не только
словесный, но и визуальный: мимика, жесты), обмен точками зрения. При этом
чтобы пространство диалога казалось нам «естественным», т.е. приобретало
объемность, некой точке съемки A должна быть соотнесена некая точка съемки
B в закадровом пространстве (это соотнесение обычно достигается с помощью
выстраивания перспективы). Например, при «нейтральном» разговоре двух
персонажей актеры размещаются так, чтобы взгляд одного уходил немного за
рамку кадра вправо, а взгляд другого - немного влево. Такими двумя
встречными точками зрения создается «нейтральное» пространство. [С другой
стороны, это дает простор для игры точками зрения и пространством диалога.]

По книге: Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики // Лотман Ю.М.
Об искусстве (СПб., 1998)

Время - более неподатливая часть хронотопа, т.к. кино, как и любой другой
вид визуального искусства, по умолчанию знает только настоящее время
(изображает то, что происходит на экране в данный момент) и изъявительное
наклонение. Однако с помощью ряда технических средств [наплыв, размывание
изображения, игра светом, ретроспективный и ассоциативный монтаж,
интертитры и т.д.] кино условно преодолевает это препятствие.

Ритм - уловимый порядок обнаружения (или заметного отказа от обнаружения)
того или иного элемента киноязыка в кинотексте. Чаще всего под этим
термином понимают частоту монтажных склеек, однако ритмом в широком смысле
можно назвать и чередование планов, и темпы движения объектов в кадре, и
периодичность появления (или значимого непоявления) в кинотексте какой-либо
детали.