Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.philol.msu.ru/~discours/images/stories/speckurs/kino03.doc
Дата изменения: Sun Feb 17 17:12:41 2013
Дата индексирования: Mon Feb 25 17:43:59 2013
Кодировка: koi8-r

Элементы киноязыка и киностилистики - общий обзор 2

По книге: Лотман Ю., Цивьян Ю. Диалог с экраном (Таллинн, 1994)

Элементы киноязыка (продолжение)
Помимо изображения и света, важными элементами также являются следующие
категории.

Звук добавил в организацию художественного пространства фильма акустический
компонент, монтирующийся с изобразительным, что позволило усложнить
композицию и игру точками зрения (несовпадение звука и изображения;
оформление фонового пространства и акцентуация основного действия;
усложнение эмоционального воздействия на зрителя и т.д.). Основные виды
звука в кинематографе (нередко функционально замещающие друг друга):
- шум;
- музыка;
- слово, речь.
В качестве характерного примера игры точками зрения с помощью звука можно
привести голос в кадре и голос за кадром - первый субъективен и открыто
принадлежит персонажу, второй претендует на объективность и взгляд с
«нейтральной» точки зрения, описание «истинного» положения вещей.

Актер - главный динамический и сюжетообразующий элемент киноязыка, по
отношению к которому окружающее его художественное пространство выступает в
качестве фона. Одним из центральных элементов актерской игры является жест.
Как правило, актерами бывают люди, хотя в функции актеров могут выступать и
животные, и (редко) вещи.
NB: разумеется, следует различать актера как человека, играющего в кино, и
тот образ, который он создает [не только образ персонажа, но и образ самого
себя - амплуа]. В первом случае актер - биография, во втором актер -
элемент киноязыка.

Элементы киностилистики (продолжение)
Эффект Кулешова - при восприятии последовательно смонтированных фрагментов
кинотекста зрительское сознание оценивает этот монтаж как установление
причинно-следственных или генетических связей между этими фрагментами (хотя
в действительности они могли не иметь между собой ничего общего). Т.е. если
подряд смонтированы два действия, то зритель считает, что второе как-нибудь
зависит от первого или даже порождено им. Эффект открыт в 1920-е годы
режиссером Л.В. Кулешовым.

Географический эксперимент Кулешова - частный случай эффекта Кулешова: при
восприятии последовательно склеенных фрагментов кинотекста зрительское
сознание оценивает этот монтаж как обрисовку единого художественного
пространства (хотя в действительности это могли быть локусы, никак не
связанные между собой в пространстве или во времени). Т.е. если
смонтировать Москву и Вашингтон, то зритель воспримет это как особый
художественный мир, а не как неправильную склейку кадров.

Часто на эффекте Кулешова строятся метафора и цитата в кино. Кинометафоры
обычно выражаются изобразительными средствами кинематографа и строятся
несколькими способами, основные из которых:
- метафора, построенная средствами ассоциативного монтажа;
- пластическая метафора, основанная на актерской игре и актерском жесте.
Киноцитаты могут быть как изобразительными, так и звуковыми.