Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.philol.msu.ru/~discours/images/stories/speckurs/kino01.doc
Дата изменения: Sun Feb 17 18:43:34 2013
Дата индексирования: Mon Feb 25 17:43:54 2013
Кодировка: koi8-r

Основные понятия семиотики кино и кинонарратологии

Базовые понятия даются по следующему изданию:
По книге: Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики // Лотман Ю.М.
Об искусстве (СПб., 1998)

Язык
С точки зрения семиотики язык - упорядоченная знаковая система, функции
которой - обмен информацией между участниками общения (коммуникация),
обмен, хранение и накопление информации в коллективе, который им
пользуется. Основной составляющей языка является знак.
Знаки делятся на две основные группы по признаку внутренней
мотивированности связи между означающим и означаемым [т.е. означающее
повторяет какие-то свойства обозначаемого объекта - референта - или
полностью условно (конвенционально)]:
- знаки иконические (связь мотивированная; пример - рисунок);
- знаки условные (связь немотивированная; пример - слово в естественном
языке).
Соответственно, языки могут быть либо системами, объединяющими знаки только
одного из этих двух типов (система знаков дорожного движения / естественный
язык), либо комбинированием знаков обоих типов (в первую очередь, это языки
различных видов искусства).

Киноязык - одна из наиболее наглядных систем последнего типа: система
знаков и способов их комбинирования, план выражения которых представлен
средствами кинематографа. Об этих знаках и способах речь будет идти весь
первый семестр.

Кинотекст - текст (т.е. замкнутая система знаков, образующая связное
повествование - нарратив), созданный средствами киноязыка. Законченный
продукт киноповествования.

Кинообраз - изображение в кадре, осмысляемое в качестве знака, переданного
средствами киноязыка. Кинообраз может быть дискретным (например, отдельная
деталь) или недискретным (пейзаж в панораме).

Киноповествование - рассказ (наррация), строящийся средствами кино
(«киноречь»); представленная во временнСй последовательности система
кинокадров, выражающая некоторое сообщение.

Кинематографическое значение - информация (совокупность ментальных
интеллектуальных и эмоциональных структур), передаваемая зрителю с помощью
системы кинематографических приемов и оказывающая на него разнообразное
сложное воздействие - от простого заполнения «ячеек» его памяти и до
перестройки всего склада его личности. Изучение механизма этого воздействия
составляет главную задачу семиотики кино.


* * *
Основная сегментация киноповествования
. Кадр - минимальная дискретная единица кинотекста; картинка, аналогичная
фотографии.
. Фрагмент - последовательность кадров между двумя монтажными склейками.
. Эпизод - ряд фрагментов, составляющий минимальный законченный нарратив.
Основная единица кинотекста.

Киноповествование организуется по уровням, которые для (семиотической)
наглядности можно уподобить уровням организации словесного текста. Если
кадр аналогичен фонеме, то фрагмент (следующий уровень) подобен
предложению, эпизод (третий уровень) - высказыванию в понимании
М.М. Бахтина, а четвертым уровнем организации киноповествования будет
кинотекст в целом.


* * *
Основные технические понятия кинематографа
Деталь - самый близкий и крупный ракурс съемки
Крупный план - на киноэкране видно только лицо персонажа
Первый план - бюст персонажа
Американский план - персонаж по пояс или по колени
Средний план - персонаж во весь рост
Общий план - несколько персонажей на фоне декорации
Дальний план / панорама - общий обзор местности (используется для съемок
массовых сцен на натуре)

NB: часть планов относится только к изображению персонажей, а не предметов
[ибо как отличить первый и американский план для шкафа?].

Монтаж - сочленение кадров или фрагментов в киноповествовании. Важнейший
элемент языка кино.
Различают последовательный, параллельный (перекрестный), ассоциативный
монтаж и ретроспективу.

Перспектива - система изображения объемных тел на плоскости или какой-либо
иной поверхности (в нашем случае - в кадре), учитывающая их
пространственную структуру и удаленность отдельных их частей от наблюдателя
(зрителя).


* * *
Терминология в киноведении сильно варьируется. Например, «кадром»
многие (в том числе Ю.Н. Тынянов, Ю.М. Лотман и т.д.) называют фрагменты и
даже целые эпизоды; под «монтажом» С.М. Эйзенштейн понимал не только
монтажные склейки, а вообще любое конструирование образа (допустим,
сочетание двух деталей в одном кадре); и т.д. Чтобы по возможности избегать
всей этой омонимии, предлагаем придерживаться той терминологии, которая
есть в этих хэндаутах, - но и другие мнения тоже необходимо учитывать.