Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.philol.msu.ru/~discours/images/stories/essays/ignatenko.doc
Дата изменения: Fri Apr 18 11:58:48 2008
Дата индексирования: Sat Sep 6 04:48:00 2008
Кодировка: koi8-r

Задание ?1. Конфликт человека и общества в рассказе Г. Мелвилла «Писец
Бартлби».
Проблема взаимодействия человека и общества - это, возможно, одна из
самых острых проблем, которая стояла перед человечеством и которая до
современного времени остается актуальной. Такую актуальность можно
объяснить тем, что данный вопрос очень многогранен и многосторонен, а с
развитием общества проблема становится только глубже. Как не потерять себя
в потоке времени? Возможно ли оставаться личностью среди толпы? Как сделать
правильный выбор и будет ли он верен?
Одну из сторон этой проблемы затрагивает Герман Мелвилл в рассказе
«Писец Бартлби». Жанр своего произведения он определяет не как рассказ, а
как повесть («Уолл-стритская повесть»), словно бы намекая на глубину темы,
которая будет заявлена. Это не просто случай из жизни владельца юридической
конторы, но это своего рода трагедия, конфликт которой проистекает из
самого общества.
Повествование ведется от лица уже немолодого владельца юридической
конторы. Имени его мы не знаем, что создает атмосферу дружеской беседы,
словно мы давно знакомы с этим человеком. Весь его рассказ будто бы
развернутый монолог, заканчивающийся горестным восклицанием «О, Бартлби! О,
люди!». Сожалея о Бартлби, он сожалеет обо всех людях, обо всем
человечестве. Так в тексте появляется мотив милосердия и сострадания, а,
возможно, и фатализма: что ожидает нас в будущем, если в настоящем мы не
способны принять одного человека, пусть и не такого как все. Более того, в
последнем предложении выражается позиция автора, образ которого до этого
момента был «заслонен» фигурой повествователя: скорбит не только герой-
юрист, вместе с ним скорбит и автор. В чем же кроется причина их скорби?
Как уже было сказано, жанр повести наводит нас на мысль о том, что в
данном произведении затрагиваются важные философские проблемы. В рассказе
действительно раскрываются некоторые положения философии индивидуализма. В
книге А. Грамши «Тюремные тетради» индивидуализм разбирается с религиозной
и материальной позиций: «То, что ныне называется "индивидуализмом", ведет
начало от культурной революции, последовавшей за средневековьем
(Возрождение и Реформация), и указывает на определенную позицию по
отношению к проблеме божественного и, следовательно, церкви» [А.Грамши
1991:60]. Впервые определение индивидуализма было сформулировано
французским ученым и политиком Алексисом Толквилем. Он писал, что
индивидуализм - это «возвышенное и спокойное чувство, побуждающее
гражданина изолировать себя от массы себе подобных и замыкаться в узком
семейном кругу. Создав для себя, таким образом, маленькое общество, человек
перестает тревожиться обо всем обществе в целом». Присмотревшись к главному
герою - писцу Бартлби - читатель обнаружит множество схожих с этим
определением черт. Можно даже сказать, что индивидуализм героя проявляется
в рассказе наиболее сильно: ведь Бартлби не искал себе ни друзей, ни семьи,
он полностью замкнулся в себе, обособился от остального общества. Рядом с
ним даже не было людей схожих с ним взглядов. Повествователь сострадает ему
только в конце рассказа, и движим он только совестью, потому что он не
понимает до конца позиции Бартлби и, следовательно, не принимает его
взглядов на жизнь.
Сам образ повествователя в начале рассказа далеко не положителен. Во
всех своих делах он руководствуется только выгодой: в занимаемой должности
(«ведь я рассчитывал пожизненно получать с нее доход»), в обращении с
подчиненными («поскольку был он <Индюк> во многих отношениях мне полезен»,
«он <Кусачка> всегда был одет как подобает джентельмену и этим косвенно
способствовал доброй славе моей конторы»). У каждого из служащих есть своя
кличка: Индюк, Кусачка, Имбирный Пряник. А чересчур деятельного Индюка в
послеобеденные часы он может запросто сравнить с перекормленной лошадью:
«ведь известно же, что лошадь вредно перекармливать овсом. Да, да, точно
так же.Индюк стал беситься от нового сюртука».
Бартлби был единственным человеком, не получившим никакой клички, да и
сам повествователь мало что мог о нем знать: «О Бартлби я знаю только то,
что.видел собственными глазами». Его называют то «хилым, нищим призраком» и
«заправским привидением», то «непостижимым писцом», то сравнивают с
«последней колонной разрушенного временем храма». Даже по этим немногим
примерам видно, как меняется отношение повествователя к Бартлби: он
начинает видеть в нем глубокую личность, занимающую определенную позицию и
способную придерживаться этой позиции до конца. Пусть жизненные
обстоятельства разрушают храм созданного им закрытого мира, но сам Бартлби,
как последняя колонна, останется непреклонен.
Одиночество Бартлби подчеркивает и образ стены, несколько раз
возникающий в рассказе. Первое описание довольно иронично: «Здесь перед
окнами расстилался ничем не заслоненный вид на высокую кирпичную стену», «в
трех футах от окошка была стена» (при описании рабочего места Бартлби;
довольно нейтрально) и «стоит у окна, вперившись в глухую стену» - здесь
уже чувствуются ноты грусти. Человечество, которое находится за стенами
мира Бартлби, не слышит и не понимает его. Умирает герой тоже у самой
стены.
Интересно так же и то, что тот мир, в котором живет Бартлби,
повествователь сравнивает то с собором («свет шел сверху.словно из
небольшого отверстия в куполе собора»), то с кельей («Бартлби.сидел у себя
в келье»). Этот мотив святости, а, точнее, даже некоторого пророчества и
судьбоносности, появляется и в конце произведения - в рассказе
повествователя о невостребованных письмах. Возможно, и сам Бартлби - это
некое письмо, посланник, а, может быть, он есть и сама судьба, от которой
так безуспешно пытался скрыться повествователь.
Так в чем же заключается причина скорби автора и повествователя? Они
скобят не только о смерти одинокого, замкнутого человека, но о гибели
неразгаданной и непостижимой сущности. Не о смерти человека, отделившегося
глухой стеной от остального мира, а о гибели идеи, которую он пытался
донести людям.

Список литературы:
Грамши А. Тюремные тетради. В 3 ч. Ч. 1. М.: Политиздат, 1991. - 560 с.
Задание ?2. Что такое филолог? - на пути к профессиональной идентичности.
Мое поступление на филологический факультет, кажется, было
предопределено еще в 9 классе. Все началось с того, что моя классная
руководительница предложила мне принять участие в областной олимпиаде. Я
проходила до Всероссийского этапа 3 года подряд, и только третий год
оказался успешным, и я получила возможность поступить в МГУ им. М. В.
Ломоносова. Кроме того, филология, как известно, практически не связана с
математикой.
До своего поступления я никогда не встречала такого филолога, который
мог бы послужить мне примером и воодушевить меня на поступление. Но здесь,
на факультете, я открыла для себя невероятно умных и безумно увлеченных
своей работой людей.
Больше всего в филологии меня привлекает возможность изучения языков,
в том числе и древних. Важным является и то, что эта наука непосредственно
связана с настоящим: рассматриваются проблемы функционирования современного
русского языка, проблемы языковой политики, коммуникации, а также вопросы
соотношения языка и культуры.
Когда я говорю, что учусь на филологическом факультете, многие меня
спрашивают: «а кто это?» или «и кем ты будешь потом работать?». И я
понимаю, что на данный момент ответить на последний вопрос я не могу,
потому что сейчас филология представляется мне огромной бесконечной
областью, в которой так необходимо выбрать верное направление.
На мой взгляд, в наше время проблемы филологии должны становиться
гораздо актуальнее. С развитием глобализации каждый народ будет стремиться
сохранить свою самобытность, а главным средством для достижения этого
начнут выступать тексты и, конечно, язык. Филология всегда изучала сам дух
народа, культуру, хранящуюся в текстах, и именно это должны научиться
ценить будущие поколения.