Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.philol.msu.ru/~classic/spbgu/
Дата изменения: Sun Nov 18 21:34:57 2012
Дата индексирования: Sun Feb 3 11:10:38 2013
Кодировка: Windows-1251
Классическая филология в Москве и Петербурге

Новости ~ Коллектив ~ Деятельность ~ История ~ Ссылки

Классическая филология в Москве и Петербурге
в связи с беспрецедентным сокращением бюджетных мест в СПбГУ

На филологическом факультете СПбГУ - беспрецедентное сокращение бюджетных мест. Под угрозой отделение классической филологии. Коллектив петербургской гимназии ? 610 составил протестную петицию, подписать которую можно по адресу:

https://www.change.org/ru/петиции/против-обвального-сокращения-бюджетных-мест-на-филологическом-факультете-спбгу

О текущем состоянии дел можно узнать в Живом журнале В.В. Зельченко.

История классической филологии в России - это история конструктивной полемики и продуктивного взаимодействия московской и петербургской школ. Представить себе однополярное развитие классической филологии, да и любой другой науки, невозможно. Предпринимаемому в Петербурге сокращению бюджетных мест невозможно найти оправданий, имеющих какое-либо отношение к вопросам повышения грамотности, как языковой, так и исторической, населения Российской Федерации, к проблеме развития в стране филологической науки и, шире, гуманитарного образования как такового. Усугубляется вся тяжесть ошибки, уже практически совершенной реформаторами образования в отношении преподавания и статуса филологической науки в СПбГУ, отсутствием даже намека на какой-либо исторический прецедент, который продемонстрировал бы необходимость ограничения доступа талантливых, мотивированных, но не очень обеспеченных финансово выпускников к фундаментальному, университетскому образованию. А ведь подобного рода ограничение и становится закономерным результатом политики сокращения бюджетных мест, вплоть до полного их упразднения в определенные тем или иным новым порядком годы.
Если говорить о классическом образовании в России, об истории преподавания древних языков и литератур, античной истории и классических древностей, а также латинского красноречия, то неизбежным окажется признание несомненного приоритета науки об античности, классической филологии, отдававшегося ей во все времена.
Саму историю российского гуманитарного образования невозможно представить, отделив от нее вклад квалифицированных специалистов в области чтения и перевода древних текстов на латинском и древнегреческом языках, а также, и в первую очередь, преподавания классический языков (как уже указывалось, в первую очередь, древнегреческого и латинского).
Стоит отметить, что сосредоточение преподавания дисциплин, входящих в какую-либо из филологических специальностей, и в частности, в классическую филологию, в рамках только одного из университетов губительно скажется на развитии российской филологической науки. Даже опыт ведущих европейских стран демонстрирует, что для развития науки необходимо создание разных научных школ, открытость образования и широкое распространение знаний, ведь именно в полемике научных школ часто рождаются новые перспективные направления и совершаются фундаментальные открытия. В связи с чем попытки привести российскую классическую филологию к однополярному развитию больше напоминают стремления эту науку разрушить.
Первоначально центром преподавания греческой и латинской словесности была Славяно-греко-латинская академия (осн. в 1685 г.) в Москве. Самым известным ее выпускником стал, как известно, М. В. Ломоносов. Следующим значимым шагом стало создание Петербургской академии наук (1724 - 1725 гг.), первоначальный Проект положения которой, одобренный Петром I, предусматривал разделение Академии на три класса: математический, физический и гуманитарный. Причем третий класс определялся следующим образом: "Третей класс состоял бы из тех членов, которые в гуманиорах и протчем упражняются. И сие свободно бы трем персонам отправлять можно: первая б - элоквенцию и студиум антиквитатис обучала, вторая гисторию древную и нынешную, а третья право натуры и публичное, купно с политикою и этикою (ндравоучением)". Согласно этому же проекту, Петербургская Академия наук должна была выполнять роль одновременно и научного, и учебного заведения. В связи с чем предполагалось открыть при Академии Университет и Гимназию, но вначале роль Университета исполняла сама Академия: все академики именовались профессорами и в качестве таковых должны были регулярно выступать с публичными лекциями и вести занятия с академическими студентами.
Чтение академиками публичных лекций началось в январе 1726 г.; в объявлении, опубликованном Академией по этому поводу, среди академических лекторов вторым после знаменитого математика Д. Бернулли упомянут Г.-З. Байер, "антиквитетов профессор", о котором было сказано, что он "древности греческие, монеты и достопамятные вещи ветхого Рима изъяснит".
Следующий этап связан с учреждением (тогда - императорского) Московского университета 12 (23) января 1755 г. Нужно особо отметить, что ряд профессоров, преподававших в Московском университете следующие полсотни лет после его создания (с 1755 по 1804 г.), были первоначально отправлены М.В. Ломоносовым, а до создания университета сами они обучались при Академии наук в Петербурге (например, Н.Н. Поповский, А.А. Барсов и Ф.Я. Яремский). Развитие классической филологии в России в конечном итоге способствовало и развитию изучения собственно российской словесности.
Назвать, к примеру, В.Н. Татищева, автора "Истории Российской" - труда, имеющего несомненную значимость для развития исторической науки в России, - который, повествуя о народах, населявших территорию России в древнейшие времена, широко использует свидетельства античных авторов, например, Геродота, Страбона, Плиния Старшего, Клавдия Птолемея, Курция Руфа и многих других. Незнание древних языков вынуждало Татищева читать античных авторов в современных переводах - главным образом в русских, выполненных для него К. А. Кондратовичем, и это снижало степень самостоятельности его исследования. Трудно переоценить значимость владения древними языками для всякого историка, каким бы периодом и регионом он ни занимался.
Что же касается истории университетского преподавания классических языков в Петербурге, равно как и в Москве, то она демонстрирует целые плеяды и вереницы имен известных как в России, так и за рубежом филологов-классиков. Можно вспомнить труды филологов, воспитанников школы Ф.Ф. Соколова. Помимо прочего, Соколов добился от министерства просвещения регулярного командирования в страны классической культуры, в первую очередь в Грецию, своих наиболее перспективных учеников, с тем, чтобы они там, так сказать, на месте, завершали свою археологическую и эпиграфическую подготовку. Первыми отправились на стажировку в том же году В. К. Ернштедт и В. В. Латышев, за ними последовали Д. Н. Корольков, А. В. Никитский, Н. И. Новосадский, А. Н. Щукарев, Р. Х. Лепер, С. А. Селиванов, все ставшие затем крупными оригинальными учеными того именно типа, который был воплощен в их учителе.
Впоследствии А.В. Никитский и Н.И. Новосадский - выдающиеся русские филологи-классики, профессора Московского университета. В то же время В.В. Латышев и Р.Х. Лепер посвятили себя раскопкам в Северном Причерноморье, в древнем Херсонесе. Находки из Северного Причерноморья составляют сейчас значимую часть коллекции Государственного Эрмитажа. Отдельно следует отметить В.К. Ернштедта, выдающегося палеографа, занимавшегося изучением греческих рукописей, хранящихся в петербургских и московских собраниях, положившего в России начало изучению греческих папирусов.
Влияние, оказанное на русскую культуру филологами-классиками рубежа XIX и XX вв., в том числе филологами Петербурга, огромно и не поддается никакому описанию; в известном смысле весь феномен русского "Серебряного века" можно понимать как результат - прямой или опосредованный - их работы. Достаточно вспомнить Блока, посещавшего лекции филологов-классиков в Петербургском университете - но число примеров легко умножить до бесконечности.
Благодаря посредству таких выдающихся филологов, как И. И. Толстой, С. А. Жебелев и Б. В. Казанский, традиция Петербургской филологической школы была продолжена в советское время, после восстановления кафедры классической филологии в 1932 г., и была запечатлена в ряде имен, составивших славу не только русской, но и мировой науки: достаточно вспомнить Я. М. Боровского, И. М. Тронского, А. И. Зайцева, недавно ушедшего от нас Ю. В. Откупщикова. Ученики этих людей продолжают работать в Санкт-Петербургском университете на кафедре классической филологии, которая является естественным центром и формальным выражением Петербургской филологической школы.
Просто немыслимым выглядит ограничение возможности обучаться классическим языкам и древностям в таком городе, как Санкт-Петербург, наполненном классицистической архитектурой, столь широко использовавшей именно античные формы и образцы. В городе, где располагается не только Государственный Эрмитаж, но и такая библиотека, как Государственная публичная библиотека им. Салтыкова-Щедрина, содержащая, помимо прочего, греческие и латинские рукописи. Классическая филология, изучение классических языков и древностей - это неотъемлемая часть не только российской науки и гуманитарного знания, но и культуры вообще.

Кафедра классической филологии филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова