Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.philol.msu.ru/docs/ppsd_appendix_2.doc
Дата изменения: Mon Dec 27 17:40:19 2010
Дата индексирования: Tue Oct 2 01:55:59 2012
Кодировка: koi8-r


Приложение 2


Перечень компетенций для специальности «Филология»

(перечень компетенций для специальности «ФиПЛ» и направлений подготовки
магистров магистров «Филология» и «ФиПЛ» см. в соответствующих стандартах)
[1]

Универсальные компетенции:
а) общенаучные:
обладание знаниями о предмете и объектах изучения, методах
исследования, современных концепциях, достижениях и ограничениях
естественных наук: физики, химии, биологии, наук о земле и человеке,
экологии; владение основами методологии научного познания различных
уровней организации материи, пространства и времени; умение, используя
междисциплинарные системные связи наук, самостоятельно выделять и решать
основные мировоззренческие и методологические естественнонаучные и
социальные проблемы с целью планирования устойчивого развития (С-ОНК-1);
способность анализировать и оценивать философские проблемы при решении
социальных и профессиональных задач (С-ОНК-2);
владение основами исторических знаний, понимание движущих сил и
закономерностей исторического процесса, места человека в историческом
процессе, политической организации общества (С-ОНК-3);
владение основами педагогики и психологии, умение применять знания и
навыки в этой области в процессе педагогической деятельности (С-ОНК-4).
владение методологией научных исследований в профессиональной области
(С-ОНК-5);
б) инструментальные:
владение нормами русского литературного языка и функциональными стилями
речи; способность демонстрировать в речевом общении личную и
профессиональную культуру, духовно-нравственные убеждения; умение ставить и
решать коммуникативные задачи во всех сферах общения, управлять процессами
информационного обмена в различных коммуникативных средах (С-ИК-1);
владение иностранным языком в устной и письменной форме для
осуществления коммуникации в учебной, научной, профессиональной и социально-
культурной сферах общения[2]; владение терминологией специальности на
иностранном языке; умение готовить публикации, проводить презентации, вести
дискуссии и защищать представленную работу на иностранном языке (С-ИК-2);
владение навыками использования программных средств и работы в
компьютерных сетях, использования ресурсов Интернет; владение основными
методами, способами и средствами получения, хранения, переработки
информации (С-ИК-3);
способность использовать современную вычислительную технику и
специализированное программное обеспечение в научно-исследовательской
работе (С-ИК-4);
владение основными юридическими понятиями, навыками понимания
юридического текста; умение использовать нормативные правовые документы в
своей профессиональной деятельности; способность использовать правовые
знания для защиты своих гражданских интересов и прав (С-ИК-5);
способность использовать полученные экономические знания в контексте
своей социальной и профессиональной деятельности (С-ИК-6);
владение основными методами защиты производственного персонала и
населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (С-
ИК-7);
владение средствами самостоятельного, методически правильного
использования методов физического воспитания и укрепления здоровья,
готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для
обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (С-ИК-
8);
в) системные:
способность к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению
самостоятельных гипотез (С-СК-1);
способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации
научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных
путей и методов их достижения (С-СК-2);
способность к самостоятельному обучению и разработке новых методов
исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля
деятельности; к инновационной научно-образовательной деятельности (С-СК-3);
Профессиональные компетенции:
Общепрофессиональные компетенции
знание основных понятий и терминов современной филологической науки,
представление о структуре и перспективах развития филологии как области
знаний, о важнейших филологических (лингвистических и литературоведческих)
отечественных и зарубежных научных школах (С-ОПК-1);
владение терминологическим аппаратом современной науки о языке и
приемами научного исследования языка; понимание тенденций и перспектив
развития языка в терминах прагмалингвистики и когнитивистики; знание
современных подходов к анализу текста и дискурса (С-ОПК-2);
знание основных этапов истории и закономерностей развития
отечественной и зарубежной литературы; умение исследовать художественные
тексты на основе теоретико-литературного и историко-литературного
категориального анализа; проводить сопоставительный анализ литератур в
контексте мировой литературы и общего развития литературного процесса;
владение приемами филологической критики текста (текстологии),
филологической герменевтики и филологического источниковедения, историко-
литературных и биографических исследований (С-ОПК-3);
понимание роли классических языков в истории мировой цивилизации;
владение культурными нормами и традициями, средством создания и сохранения
которых являются классические языки; умение читать тексты на изученном
классическом языке и переводить их со словарём на русский язык (С-ОПК-4);
знание основных методик и владение навыками преподавания базовых
дисциплин специализации различным категориям учащихся; умение готовить
учебные материалы для проведения соответствующих занятий (С-ОПК-5);
владение методами и приемами различных типов вербальной коммуникации
на родном и иностранных языках (С-ОПК-6);
владение навыками последовательного устного и письменного перевода
разностилевых текстов (научных, публицистических, разговорных) с основного
и второго языков на родной и с родного на данные языки (С-ОПК-7);
-----------------------
[1] Формулировки универсальных и общепрофессиональных компетенций
содержатся в п.3 соответствующих стандартов.
[2] Не ниже уровня В2 по общеевропейской шкале уровней владения
иностранными языками CEFR