Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.organ.msu.ru/concert/concert25_03_12.html
Дата изменения: Thu Oct 24 21:44:34 2013 Дата индексирования: Thu Feb 27 20:21:10 2014 Кодировка: Windows-1251 |
25 марта 2012 г. Концерт прошел на уникальном необарочном органе фирмы "Мартти Портан", аналогов которому в Санкт-Петербурге (да и в Москве) нет. Этот удивительный инструмент был построен в 2010 г. финскими мастерами по старым северно-германским традициям специально для церкви св. Марии. Орган имеет 27 регистров, 2 мануала и педальную клавиатуру. Его прообразом послужил сохранившийся до нашего времени старинный орган из городка Понитц (Саксония), построенный в 1734-1737 гг. известным немецким органным мастером Готтфридом Зильберманном. В отличие от многих современных инструментов, орган церкви св. Марии не содержит электронных устройств и обладает полностью механической трактурой. Единственным электрическим компонентом является специальный воздухонагнетательный мотор. Чтобы достичь звучания, максимально близкого оригиналу, для строительства органа была использована специальная древесина, "состаренная" методом термической обработки. Также была воссоздана старинная настройка органа по темперации Андреаса Веркмайстера, поэтому строй инструмента выше современных аналогов - "ля" первой октавы звучит с частотой 465 герц. Диспозиция органа немного отличается от оригинала: так, например, отсутствует однофутовый регистр "Sifflöte", а в педали добавлен четырехфутовый "Оctave". Пульт органа облицован дубом и карельской березой, мануалы выполнены из черного дерева, ручки регистров инкрустированы слоновой костью. В общем, играя на этом инструменте, вполне можно представить, что время словно откатилось на 250 лет назад. Впрочем, как выяснилось на первой же репетиции, старинная конструкция органа представляет некоторые сложности для исполнителей, привыкших к легким мануалам и удобной современной вогнутой педали электронного органа Viscount в МГУ. Механическая трактура делает мануалы жесткими и неравномерными на усилие нажатие клавиш (из-за разной длины рычагов), поэтому чтобы "прожимать" некоторые ноты, приходилось изрядно повозиться. Прямая широкая "необарочная" педальная клавиатура с высокими клавишами, словно сделанная топором из цельного дуба, поначалу показалась крайне непривычной. А самое неприятное - некоторые ноты (например, нижний до-диез и несколько самых верхних звуков в педали и мануалах) на органе "Martti Porthan" просто отсутствуют (как и на всех органах того времени). Поэтому некоторым наиболее отважным участникам органного класса, рискнувшим сыграть на этом непростом инструменте произведения французской школы конца XIX в., пришлось заняться адаптацией нотного текста, чтобы заменить недостающие звуки на аналоги октавой выше или ниже, да еще и отрепетировать все изменения в рекордно короткий срок. Вот почему основная репетиция за день до концерта затянулась до поздней ночи. Спасибо хозяевам - с пониманием отнеслись к нам и не выгоняли из храма, хотя оговоренное время уже давно закончилось. Несмотря на все сложности, исполнителям удалось найти подход к необычному инструменту. Программа концерта получилась насыщенной и разнообразной. Судя по длительным овациям и отзывам слушателей, выступление органного класса всем понравилось. В заключение хочется поблагодарить руководство церкви и лично органистку Марину Вяйзя, которые сделали возможным это замечательное путешествие. Ведь все-таки, наверное, мечта любого человека, обучающегося игре на "короле инструментов" - сыграть на настоящем духовом органе, которых так мало в нашей стране. Очень надеемся когда-нибудь вернуться к этому замечательному инструменту вновь, с обновленным репертуаром! Алексей Новожилов
назад |