ИТОГИ РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКОГО САММИТА
В ЛЮБЛЯНЕ
Итоги российско-американской встречи в верхах, на первый
взгляд, могли показаться весьма странными: действительно,
ни продвинуться, ни тем более договориться ни по одному из
основных дискуссионных вопросов сторонам не удалось (более
того, уже после встречи и американцы, и россияне дали понять,
что не намерены в ближайшее время корректировать свои позиции
по данным вопросам), а впечатление о встрече у двух президентов
и сопровождавших их делегаций осталось очень хорошим. Это
впечатление быстро передалось их СМИ - основным 'делателям'
общественного мнения в обоих странах.
Конечно, есть соблазн объяснить итоги встречи ограниченностью
задач, которые перед нею ставились - дескать, нужно было только
установить хороший личный контакт между руководителями США
и России и ничего более. Однако, представляется, что ключ
к пониманию итогов этой встречи, и возможно, последующих событий,
следует искать в другой сфере.
Судя по всему, речь должна идти о том, что за последние месяцы
в подходе американской администрации к России произошли серьезные
изменения. От представления о том, что сегодняшняя Россия
находится где-то на обочине столбовой дороги мирового развития
и волнует Америку лишь постольку, поскольку у русских еще
сохраняется значительный ядерный потенциал, команда Буша пришла
к выводу, что Российская Федерация, несмотря на всю сегодняшнюю
слабость все-таки очень важна для США. Можно спорить о том,
что стало первопричиной этой метаморфозы - конфликт ли с Китаем,
которого в Вашингтоне постепенно начинают считать главным
соперником США на нашей планете в ХХI веке, понимание того,
что Китай может привлечь Россию на свою сторону расширением
военно-технического и экономического сотрудничества, совместными
мерами по борьбе с исламским терроризмом (что сейчас очень
важно для России), давление европейцев, которым в силу совершенно
очевидных причин не с руки дальнейший дрейф России на Восток,
влиянием американского истеблишмента, полагающего, что внешнеполитическая
линия США за последние десятилетия основательно отстроена
и нет необходимости ее коренным образом, в том числе и в отношении
России. Повторим, обо всем этом можно и нужно спорить.
Но в данном контексте важно подчеркнуть другое: в рамках
только еще начинающего складываться нового геополитического
альянса акции России как потенциально важного международного
игрока начинают реально возрастать. Поэтому отношения России
с США нельзя теперь рассматривать изолированно, вне этого
формирующегося контекста. Естественно, что у России появляется
значительное пространство для политических маневров на международной
арене. Тактически - это огромный выигрыш. И судя по всему,
президент Путин своим вояжем и переговорами в Шанхае, эффективным
взаимодействием с европейцами на данном этапе это утверждение
подтвердил. Важно, что США признали Россию европейской страной
(в культурном, политическом плане) и заявили, что по-прежнему
заинтересованы в развитии сотрудничества с ней. Это максимум,
чего можно было добиться на нынешнем этапе.
Но вот дальше Россия встает перед необходимостью прояснения
своих стратегических приоритетов. А это требует уже гораздо
большего времени и зависит от целого ряда сложных факторов.
Среди них особо нужно выделить баланс интересов наиболее влиятельных
групп российской политической и деловой элиты. Часть элит,
связанных с ВПК, ориентированных на проведение более этатистской
политики внутри страны, очевидно, настроены на приоритетное
развитие отношение с Китаем, который, заняв лидирующие позиции
в организации Шанхайского форума, по существу сделал первую
официальную заявку на статус супердержавы. Экономически эта
линия с учетом реальных проблем России даст РФ в ближайшее
время больше преимуществ, чем бесконечные попытки добиться
признания и уважения на Западе. И это важный морально-политический
аспект проблемы, ибо придает российским элитам, уставшим от
затянувшегося унижения на Западе большей уверенности в своих
силах. Но какие перспективы откроются в будущем, когда Китай
еще более окрепнет и, возможно, вернет себе Тайвань? Этот
вопрос остается открытым.
Напротив, расширение сотрудничества с Западом (именно Западом
как единым целым, несмотря на серьезные различия в подходах
между США и Евросоюзом) в ближайшей перспективе мало что даст
экономически. К тому же российским элитам придется расстаться
с претензиями на статус великой страны, а они к этому явно
не готовы. Зато в будущем гарантий безопасности и территориальной
целостности Россия может получить больше на Западе, чем на
Востоке. Да и в культурном плане новые поколения россиян,
особенно те из них, кто будет задействованы и современных
секторах экономики, будут смотреть на Запад. И этот фактор
также придется учесть руководству страны. Так что проблемы
стратегического выбора России еще впереди, пока же есть время
для тактических маневров.
19 июня 2001 г.