СТЕПАНОВ Виктор Николаевич
Постоянно проживает в г. Петрозаводске.
Член Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Заместитель
председателя Комитета по делам Содружества Независимых Государств.
Председатель Правительства Республики Карелия.
В.Н.Степанов родился 27 января 1947 г. Карел. Трудовую деятельность
начал в 1962 г. столяром Видлицкого производственного участка
Ильинского лесозавода. Затем - директор сельского дома культуры.
С 1966 г. - на комсомольской работе: был заведующим организационным
отделом, вторым, первым секретарем Олонецкого райкома ВЛКСМ,
инструктором, заведующим отделом, вторым секретарем Карельского
обкома ВЛКСМ. В 1975 г. окончил Карельский государственный
педагогический институт по специальности 'учитель географии'.
В 1980 г. окончил Ленинградскую Высшую партийную школу по
специальности 'политолог'. С 1980 г. находился на партийной
работе: являлся инструктором обкома КПСС, вторым секретарем
Олонецкого райкома КПСС, первым секретарем Пряжинского райкома
КПСС, инструктором, заведующим отделом пропаганды и агитации,
заведующим отделом организационно-партийной работы Карельского
обкома КПСС. В 1987 г. окончил аспирантуру Высшей политической
школы ЦК Компартии Чехословакии с присвоением ученой степени
кандидата философских наук. С 1988 г. работал инструктором
государственно-правового отдела ЦК КПСС. В 1989 г. избран
председателем президиума Верховного Совета Карельской АССР.
В 1990 г. В.Н.Степанов был избран народным депутатом РСФСР
по Пряжинскому национально-территориальному округу ? 106 Карельской
АССР, являлся членом Конституционной комиссии, состоял во
фракции 'Коммунисты России'. В том же году был избран народным
депутатом Верховного Совета Карельской АССР. 18 апреля 1990
г. на первой сессии Верховного Совета Карельской АССР XII
созыва избран председателем Верховного Совета.
В декабре 1993 г. избран членом Совета Федерации по Карельскому
двухмандатному избирательному округу ? 10, набрав 36,6% голосов.
Являлся членом Комитета по делам Содружества Независимых Государств.
17 апреля 1994 г. избран председателем правительства Республики
Карелия, за него проголосовали 68,57% избирателей. В январе
1996 г. вновь вошел в состав Совета Федерации.
Являлся членом КПСС с 1969 по август 1991 г. В сентябре 1990
- августе 1991 г. - член политбюро ЦК КП РСФСР.
Женат. Жена - учитель химии и биологии. Имеет дочь.
Отмечал, что всегда придерживался левоцентристских взглядов,
но положение обязывало идти на компромиссы с политическими
оппонентами. Надо учиться быть терпимыми. Нужна конструктивная
оппозиция, сейчас многие оппозиционеры избраны депутатами
и имеют возможность корректировать реформы конституционным
путем. Важно, чтобы оппозиционеры руководствовались интересами
России, а не личными амбициями.
Считал, что решение Государственной Думы о политической амнистии
лиц, причастных к событиям августа 1991 г. и октября 1993
г., - это лучший выход из создавшегося положения в стране,
завершение периода напряженности, который грозил социальным
взрывом.
Заявлял, что основная задача - сохранить политическую стабильность
в республике и не допустить никаких территориальных притязаний
и покушений на целостность Карелии.
Отмечал, что после выборов, которые были проведены в соответствии
с новыми Конституциями Российской Федерации и Республики Карелия,
произошло более глубокое разделение властей. Но это только
первый шаг на пути к новой государственности. Переход от командно-административной
системы к гражданскому демократическому обществу - серьезная
проблема не только для Карелии, но и для всей России. Потребуется
изучение практики становления местного самоуправления, отделенного
от прямого администрирования, когда существовала вертикаль:
Верховный Совет - райсовет - горсовет - поссовет. В будущем
Законодательном Собрании председатель станет заниматься организацией
законотворческой деятельности. Местное самоуправление будет
самостоятельной субстанцией, оно наделяется широкими полномочиями.
Отмечал, что опасаться, что председатель правительства узурпирует
власть, нет оснований. За Законодательным Собранием останутся
вопросы утверждения бюджета, установления налогов, оно будет
давать согласие на назначение заместителя председателя правительства,
министров финансов и внутренних дел. Законодательное Собрание
утверждает структуру правительства, выделяет деньги на содержание
аппарата. Задачей правительства вместе с Законодательным Собранием,
по мнению В.Н.Степанова, является вывод экономики из глубокого
кризиса. Главной функцией государства является защита гражданина.
А сегодня эффективной защиты не существует - ни от грабителя,
ни от безработицы, ни в социальной сфере.
Подчеркивал, что лишь при снижении налогов можно будет реанимировать
экономику. Необходимо оживить финансово-кредитную систему.
Где это возможно, надо вводить взаиморасчеты, а где подобное
невозможно, надо отменить штрафы за несвоевременные расчеты
с бюджетом. Считал безнравственным, когда государство само
не дает денег предприятиям и отраслям, но за задержки в расчетах
взимает крупные штрафы. Признавал, что главный рычаг преодоления
кризиса кредитно-финансовой системы находится в Москве, воздействовать
на него можно конструктивной работой в Совете Федерации и
Правительстве РФ.
Отмечал, что озабочен неуклонным ростом цен на электроэнергию,
поскольку взвинчивание цен может привести к такому положению,
когда наша энергия будет дороже, чем, скажем, финская. В условиях
огромной энергоемкости отечественного производства продукция
может стать неконкурентоспособной на мировом рынке. Эту проблему
надо решать на уровне Федерации.
Полагал, что такие статьи бюджета, как оборона государства,
безопасность гражданина, образование, здравоохранение, должны
финансироваться полностью. Необходимо подумать о внедрении
ресурсосберегающих технологий. Считал, что Совет Федерации
должен принять более жесткие положения по отношению и к монополистам,
и к высоким доходам, которые должны облагаться суперналогами.
Отмечал, что программа реформ не до конца продумана, требуются
серьезные коррективы, и при этом ответственность за последствия
принимаемых решений обязательна. По сути дела государство
отказалось от управления экономикой.
Выступал за коренное изменение отношения к сельхозпроизводителю,
независимо от форм собственности. На селе необходима иная
система кредитования. Государство обязано проводить политику
протекционизма в отношении крестьян. Убежден, что в Карелии
и России в целом еще долгое время главными кормильцами будут
коллективные хозяйства, совхозы.