ПОТАПОВ Леонид Васильевич
Постоянно проживает в г. Улан-Уде.
Член Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Заместитель
председателя Комитета по аграрной политике. Президент, Председатель
Правительства Республики Бурятия.
Л.В.Потапов родился 4 июля 1935 г. Русский. В 1959 г. окончил
Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта
по специальности 'инженер-механик', в 1965 г. - Иркутский
институт народного хозяйства по специальности 'экономист промышленности'.
В 1959-1976 гг. - мастер, начальник цеха, главный инженер
Улан-Удинского локомотивно-вагоноремонтного завода. В 1976-1987
гг. - заведующий отделом, секретарь Бурятского обкома КПСС.
В 1987-1990 гг. - председатель Марыйского облисполкома Туркменской
ССР, заместитель председателя Верховного Совета Туркменской
ССР. В январе 1990 г. был избран народным депутатом Туркменской
ССР. В апреле 1990 г. избран первым секретарем Бурятского
рескома КПСС. В 1990 г. стал народным депутатом Верховного
Совета Бурятской АССР. После августа 1991 г. работал исполняющим
обязанности председателя комитета по бюджету, финансированию
и экономической реформе Верховного Совета Бурятской ССР. На
пятой сессии Верховного Совета Бурятской ССР 21 октября 1991
г. избран председателем Верховного Совета республики. 30 мая
1993 г. избран народным депутатом РФ. В декабре 1993 г. избран
членом Совета Федерации по Бурятскому двухмандатному избирательному
округу ? 3, набрав 39,06% голосов. Являлся членом Комитета
по аграрной политике.
30 июня 1994 г. избран президентом, председателем правительства
Республики Бурятия. В январе 1996 г. вновь вошел в состав
Совета Федерации.
Кандидат экономических наук.
Состоял в КПСС с 1964 по август 1991 г. Был избран делегатом
XXVIII съезда КПСС. В июле 1990 - августе 1991 г. являлся
членом ЦК КПСС.
Женат. Имеет двоих детей.
Увлекается литературой и философией, выписывает журнал 'Вопросы
философии'.
Отмечал, что осуществление первоочередных мер стабилизации
стоит на следующих принципах: а) укрепление единства и целостности
российской экономики как ведущей предпосылки выхода страны
из кризиса; б) учет региональных условий и особенностей развития
Республики Бурятия в рамках функционирования всех основополагающих
элементов экономического механизма федеративных отношений;
в) последовательность и, в то же время, очевидная необходимость
нацелить их на решение конкретных проблем общехозяйственного
и социального развития России и ее регионов; г) создание системы
приоритетов экономического и социального развития и все более
активная мобилизация внутренних источников обеспечения этих
приоритетов; д) открытость экономики Бурятии для развития
кооперативных связей и иных форм сотрудничества с регионами
России и внешними партнерами. Отмечал, что ключевую роль играют
меры, направленные на совершенствование взаимодействия между
федеральными органами власти и органами государственной власти
Республики Бурятия. Центральное место здесь, по мнению Л.В.Потапова,
занимает Договор о разграничении предметов ведения между органами
государственной власти Российской Федерации и Республики Бурятия.
Он должен поставить взаимоотношения между республикой и федеральным
Центром на прочную и не допускающую произвольных толкований
правовую основу. Важной задачей деятельности правительства
республики видел развитие начал местного самоуправления. Указывал
на необходимость реформирования структуры правительства, в
частности - разделения постов президента и председателя правительства,
введения департаментов. Неоднократно подчеркивал, что республика
не должна при всех преобразованиях замыкаться в своих границах,
она должна искать активизации интеграционных процессов, прежде
всего - на региональной основе. Обращал внимание на тот факт,
что поскольку поразивший экономику Бурятии кризис носит внерегиональный,
общегосударственный характер, то выходить из него республика
должна вместе со всей Россией, должно быть согласование экономической,
научно-технической и социальной политики. Подчеркивал, что
экономический кризис сопровождается падением жизненного уровня
основной массы населения. Это делает необходимым усиление
системы социальной защиты населения, а также государственной
политики регулирования доходов.
Отмечал, что в решении наиболее важных задач социальной политики
велика роль федерального бюджета, однако федеральные нормативные
акты по предоставлению республике средств социальной защиты
практически не выполняются. Полагал, что используемая система
трансфертов и поправочных коэффициентов абстрагируется от
индивидуальных особенностей особо нуждающихся регионов России,
к которым относится и Бурятия. Отмечал, что правительство
республики должно усилить внимание к вопросам развития и функционирования
банковско-кредитной системы, совершенствования кредитно-денежного
обращения, платежно-расчетных отношений. Необходимо активизировать
развитие сети местных коммерческих банков, остановить отток
кредитных ресурсов из республики и сделать эти ресурсы более
доступными для производителей, в том числе и на инвестиционные
цели.
Подчеркивал, что важным фактором социальной стабильности,
показателем экономической активности является состояние потребительского
рынка. Избыточно велика на рынке доля импортных, часто - низкокачественных,
- товаров. Необходима программа первоочередных мер по улучшению
торгового обслуживания населения. Ключевой момент программы,
считает Л.В.Потапов, - организация нового по содержанию и
методам государственного регулирования торговой деятельности,
лицензирование всех форм торговой деятельности, развитие рыночной
инфраструктуры в интересах всех субъектов рынка.
Полагал, что должна быть разработана программа усиления борьбы
с преступностью. В соответствии с ней необходимо работать
в следующих направлениях: а) укрепление нормативной базы профилактики
и пресечения правонарушений; б) укрепление кадрового состава
и материальной базы всей системы правоохранительных органов;
в) возрождение общественных институтов поддержания правопорядка.
Отмечал, что выход из экономического кризиса - это прежде
всего оживление инвестиционной деятельности, активизация инвестиционного
спроса. Указывал, что решению данной проблемы будут способствовать
дополнительные налоговые льготы инвесторам, стимулирование
спроса на товары национального производства, расширение возможностей
привлечения в инвестиционную сферу кредитных ресурсов, дополнительные
усилия по привлечению иностранных инвестиций. Подчеркивал
необходимость расширения государственных инвестиционных программ,
становления системы государственных закупок техники, оборудования
и прочих основных средств для последующей передачи их в лизинг.
Исключительное экономическое и социальное значение придавал
развитию АПК - как в смысле ресурсного обеспечения промышленности,
так и в плане поддержания необходимого уровня питания населения.
Отмечал, что уязвимым местом проводимой сейчас реформы является
отсутствие ее увязки с социально-экономическими и природно-климатическими
условиями отдельных республик и регионов, а также ставка на
разрушение крупнотоварных хозяйств, экономически устойчивая
часть которых и сегодня остается наиболее мощной производительной
силой в сельском хозяйстве.
По вопросам внешнеэкономической деятельности республики отмечал,
что импорт приобрел потребительский оттенок, причем в сторону
низкокачественной продукции или продукции, аналоги которой
имеются в республике. Поэтому неизбежным становится вопрос
об усилении роли государственной внешнеэкономической политики
с целью наиболее полного извлечения и использования эффекта,
достигаемого в данной сфере хозяйствования. Предлагал расширять
возможности установления делового сотрудничества путем налоговых
льгот и инвестиционных кредитов экспортерам готовой продукции,
поощрять создание экспортоориентированных совместных предприятий,
усиливать роль региона в осуществлении посреднических и транзитных
функций. Политика импорта, по мнению Л.В.Потапова, должна
быть нацелена на защиту внутреннего рынка, особенно по тем
товарным группам, спрос на которые может быть удовлетворен
за счет местного производства или поставок из других регионов
России. Обращал внимание, что выгодное геополитическое положение
Бурятии на перекрестке путей между Востоком и Западом позволяет
организовать крупный международный терминал, что может существенно
повысить эффективность внешней торговли со странами Юго-Восточной
Азии за счет снижения транспортных расходов. Отмечал богатейшие
возможности республики в формировании крупного туристско-рекреационного
комплекса, который может стать одной из важнейших сфер экономики
Бурятии и России, обеспечивая при этом поступление до 30 млн.
долларов ежегодно.