МЕРКУШКИН Николай Иванович
Постоянно проживает в г. Саранске.
Член Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Заместитель
председателя Комитета по вопросам экономической политики.
Заместитель председателя Мандатной комиссии. Глава Республики
Мордовия.
Н.И.Меркушкин родился 5 февраля 1951 г. в с. Новые Верхи
Мордовской АССР. Мордвин. В 1973 г. окончил Мордовский государственный
университет им. Н.П.Огарева по специальности 'инженер электронной
техники'. В 1973-1977 гг. являлся заместителем секретаря,
секретарем комитета ВЛКСМ Мордовского госуниверситета. В 1977-1986
гг. - второй, первый секретарь Мордовского обкома ВЛКСМ. В
1986-1990 гг. - первый секретарь Теньгушевского райкома КПСС
(Мордовская АССР). В 1990-1991 гг. - второй секретарь Мордовского
рескома КП РСФСР. В октябре 1990 г. баллотировался на пост
председателя Верховного Совета МАССР, однако не был избран.
Баллотировался на пост президента Мордовии, но не был избран
по результатом первого тура выборов. С 1992 г. - председатель
Фонда имущества Республики Мордовия. С 9 июня 1993 г. - сопредседатель
Мордовского республиканского экономического союза. В июне
1993 г. выдвигался на пост председателя Совета Министров Мордовии,
но снял свою кандидатуру. В сентябре 1993 г. получил предложение
стать представителем Президента РФ в Республике Мордовия,
однако отказался от этого назначения. В декабре 1993 г. баллотировался
в Совет Федерации, занял третье место из 12, набрав 18,24%
голосов.
27 ноября 1994 г. избран депутатом Государственного Собрания
Республики Мордовия. 24 января 1995 г. избран председателем
Государственного Собрания Республики Мордовия. 22 сентября
1995 г. избран Главой Республики Мордовия. В январе 1996 г.
вновь вошел в состав Совета Федерации.
Академик Российской академии информатизации.
Член КПСС до августа 1991 г. Являлся членом АПР.
Женат. Имеет двоих детей.
Выступал за нормализацию отношений с федеральной властью.
Заявлял, что Мордовия - республика России, она имеет разумные
пределы самостоятельности, которые должны учитывать экономические,
социальные, национальные особенности. Ратовал за развитие
связей с другими регионами и за привлечение иностранных инвестиций.
Призывал к совершенствованию законодательства и на его основе
- выработке эффективных механизмов баланса различных ветвей
власти, обеспечивающих ее дееспособность.
Провозглашал приоритет экономических проблем. По его мнению,
развивая рыночную экономику, государство должно держать руку
на ее пульсе, не пускать дело на самотек. Особенно это необходимо
на начальных этапах становления рыночных механизмов. Исходит
из того, что любой гражданин, на предприятии какой бы формы
собственности он не работал, должен быть защищен государством
в своих основных правах. Указывал на низкую эффективность
производства, не позволяющую бюджету исполнять роль двигателя
экономики. Необходимо усилить контроль за расходованием средств
консолидированного бюджета. Подчеркивал, что каждый район
республики должен серьезно работать по упорядочению торговли
винно-водочными изделиями. Это исключительно важный источник
пополнения республиканского бюджета. Если в этом будет наведен
порядок, то половина акцизных сборов останется в Мордовии,
а в районах эти суммы останутся полностью. Заявлял, что надо
рассчитывать не на огромные вливания средств сверху, а на
собственные инициативу и предприимчивость. Но без государственной
поддержки все равно не обойтись. Особенно в сельском хозяйстве.
Настаивал на увеличении товарного кредита для села, удобрений,
техники.
Считал, что сельское хозяйство и переработка его продукции
может вытянуть экономику республики из кризиса, так как большинство
населения занято непосредственно на земле или в перерабатывающей
промышленности. Не ставя целью полное реформирование колхозов,
выступал за фермерство, частную собственность. Указывал на
то, что надо укреплять цепочку между сельским хозяйством и
переработкой. Сельхозпроизводитель должен иметь 60% акций;
где этого нет - нужны вторичные эмиссии, так как он должен
быть заинтересован в переработке своей продукции.
Заявлял, что принятый Государственным Собранием закон 'О
государственной службе' в значительной степени улучшит работу
с кадрами. Их подбор по деловым качествам, повышение требований
к ним - вот направление, которое должно развиваться последовательно
и неуклонно. Считает, что на сегодняшний день почти исчерпаны
резервы кадров, подготовленных старой системой. Поэтому возникает
задача создания нового механизма их селекции и обучения. Необходимо
обратить внимание на тех, кто достиг успехов в частном бизнесе,
руководстве производством, кто в сложнейших условиях удерживает
на должном уровне порученные участки в социальной и культурной
сфере. Следует создать определенный избыток управленческих
кадров, создать резерв, чтобы была конкуренция.
Выступал за сотрудничество с различными политическими объединениями
и партиями, если это способствует интересам республики, благополучию
ее граждан и политической стабильности. Власть обязана взаимодействовать
с оппозицией, но не может позволить себе идти у нее на поводу.