ХУБИЕВ Владимир Исламович
Постоянно проживает в г. Черкесске.
Член Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Член Комитета
по международным делам. Глава Карачаево-Черкесской Республики.
В.И.Хубиев родился 26 марта 1932 г. в ауле Архыз Зеленчукского
района Карачаево-Черкесской автономной области. Карачаевец.
Трудовую деятельность начал в 1954 г. после окончания Фрунзенского
гидромелиоративного техникума, работал техником-землеустроителем,
инженером-землеустроителем республиканского пастбищно-мелиоративного
треста Киргизской ССР. В 1957-1962 гг. - управляющий отделением
совхоза 'Сторожевский'. В 1962-1964 гг. работал инструктором,
заместителем заведующего отделом сельского хозяйства Карачаево-Черкесского
обкома КПСС. В 1964-1969 гг. - заместителем председателя областного
комитета народного контроля. В 1968 г. (по другим сведениям
- в 1969 г.) окончил Ставропольский сельскохозяйственный институт
по специальности 'ученый-агроном'. В 1969-1972 гг. - председатель
Прикубанского райисполкома. В 1972-1979 гг. - первый секретарь
Карачаевского райкома КПСС. С марта 1979 по 1990 г. - председатель
исполкома Совета народных депутатов Карачаево-Черкесской автономной
области.
Являлся депутатом Верховного Совета РСФСР, заместителем председателя
Комиссии законодательных предположений.
В 1990 г. В.И.Хубиев избран народным депутатом РСФСР. В состав
Верховного Совета РСФСР вошел на I Съезде народных депутатов.
Входил в состав Конституционной комиссии. Являлся членом Комитета
по законодательству, фракций 'Суверенитет и равенство', 'Коммунисты
России'.
В том же году избран депутатом областного Совета. На его
первой сессии 22 марта 1990 г. В.И.Хубиев был переизбран на
должность председателя исполкома. Указом Президента РФ от
13 января 1992 г. назначен исполняющим обязанности главы администрации
Карачаево-Черкесской ССР. С января 1993 г. - председатель
Совета Министров Карачаево-Черкесии.
В декабре 1993 г. избран членом Совета Федерации по Карачаево-Черкесскому
двухмандатному избирательному округу ? 9, набрав 46,26% голосов.
Являлся членом Комитета по международным делам.
28 апреля 1995 г. Указом Президента РФ по согласованию с
Народным Собранием КЧР назначен Главой Карачаево-Черкесской
Республики. В январе 1996 г. вновь вошел в состав Совета Федерации.
Награжден орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов,
медалями, почетный грамотой Президиума Верховного Совета СССР.
Член КПСС с 1959 по август 1991 г. Являлся членом крайкома
КПСС, бюро обкома КПСС, делегатом XXVI, XXVII съездов КПСС,
XIX всесоюзной партконференции. В мае 1995 г. участвовал в
учредительном съезде НДР. Был избран в совет движения НДР,
в июле - председателем региональной организация НДР. Являлся
делегатом II съезда НДР.
Женат. Имеет двоих детей.
Заявлял, что конституция Карачаево-Черкесской Республики
должна соответствовать Конституции РФ. Отмечал, что республика
находится в составе РФ и нельзя закладывать в республиканскую
конституцию положения, противоречащие Конституции РФ. Другое
дело - некоторые республиканские особенности, право республики
самостоятельно решать вопросы, отнесенные Конституцией РФ
и Федеративным договором к исключительной компетенции республики
или совместному ведению с федеральными властями. Это должно
быть записано в конституции как права республики.
Считал, что руководители органов исполнительной власти по
вертикали до главы администрации села, как по всей России,
должны избираться всенародным голосованием. Они должны быть
подчинены только народу, а не тому или иному собранию, назначившему
их. Полагал, что необязательно высшее должностное лицо республики
называть президентом, это может быть и глава республики. Но
так сложилось, что президенту оказывается больше внимания
со стороны федеральной власти. Отмечал, что избрание Главы
Республики послужило появлению известной определенности в
общественно-политической жизни. Преодолено несколько рубежей
на пути устранения затянувшихся расхождений между законодательной
и исполнительной ветвями власти КЧР в их подходах к важнейшим
проблемам государственного устройства республики.
Выступал против возвращения республики в состав Ставропольского
края. Нарушение сложившейся самостоятельности Карачаево-Черкесии
как субъекта Федерации, по мнению В.И.Хубиева, может вызвать
серьезную дестабилизацию в регионе. Высказывался также против
разделения республики на Карачаевскую и Черкесскую, мотивируя
свою позицию тем, что 'население давно высказалось именно
за единую республику'.
Полагал, что приоритет должен отдаваться правам человека
перед правами нации. И нет логики в требовании, чтобы в парламенте
была обязательно представлена каждая нация только потому,
что она таковой является. Подчеркивал, что должен осуществляться
принцип полного равноправия народов. Считал своей задачей
реальное осуществление этого основополагающего принципа, фундамента
строительства республики. На деле это должно означать равное
отношение к каждому народу, без деления на коренные и некоренные.
Отмечал, что в республике все больше появляется разумных
общественных движений и партий. Они официально зарегистрированы,
действуют свободно, имеют возможности влияния на формирование
общественного мнения. Очень важно, чтобы они осуществляли
свою деятельность строго в рамках своих уставов, соблюдая
существующее законодательство.
Заявлял, что социально-экономическое положение республики
напрямую зависит от тех процессов, которые происходят в стране
в целом. Но и руководство республики допускает ошибки, так
как слишком много приходилось и приходится отвлекаться на
решение возникающих политических проблем, реагировать на те
или иные события и меньше уделять внимания собственно экономике.
Вот почему так важны нормальные общественно-политическая обстановка,
здоровое общественное настроение, стабильность. Именно в таких
условиях можно конструктивно решать социально-экономические
и другие проблемы. Считал, что особенностью современной экономической
ситуации является то, что ушли в прошлое командно-административные
методы руководства народным хозяйством. Правительство КЧР,
администрации всех уровней теперь не могут прямо вмешиваться
во внутрихозяйственную деятельность предприятий. Поэтому надо
приспосабливаться к новым условиям, овладевать косвенными
экономическими регуляторами управления. Утверждал, что развитие
событий настоятельно требует повышения спроса с руководителей
всех уровней за положение дел на вверенном участке работы.
Отмечал важность инициативы руководителей на местах, их личной
заинтересованности.
Констатировал, что приватизация является фундаментальным
элементом экономической реформы в России. Она должна способствовать
формированию новых условий для демократического развития экономической
и политической систем и, в конечном счете, - росту благосостояния
народа. Полагал, что приватизированные предприятия прошли
наиболее трудный этап вхождения в рынок и можно ожидать оживления
хозяйственной деятельности. Но сиюминутного эффекта ожидать
нельзя. Приватизация как стратегический фактор проявит себя
в перспективе, через несколько лет. Высказывался за инвестиции
в экономику республики. Необходимо на выгодных условиях вовлекать
в разработку богатой сырьевой базы республики инвесторов,
в том числе и иностранных.
Уделял внимание проблеме репрессированных народов. Считал,
что никаких оснований для насильственного выселения людей
по этническому признаку не было и быть не могло. И не только
потому, что народ не может быть субъектом преступления, но
и потому, что нет никаких фактов, подтверждающих виновность
народа. Отмечал заслуги Б.Н.Ельцина в подготовке закона 'О
реабилитации репрессированных народов', моральное и нравственное
значение этого закона для репрессированных людей. Считал,
что его претворение в жизнь послужит не только репрессированным
народам, но и всему обществу.