ГОРБЕНКО Леонид Петрович
Постоянно проживает в г. Калининграде.
Член Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Член Комитета
по международным делам. Глава администрации (губернатор) Калининградской
области.
Л.П.Горбенко родился 20 июня 1939 г. Украинец. Окончил Калининградский
технический институт рыбной промышленности и хозяйства по
специальности 'инженер-электромеханик' и Московский институт
народного хозяйства им. Г.В.Плеханова. Работал заместителем
генерального директора ПО 'Калининградрыбпром'. В 1986-1996
гг. - начальник Калининградского государственного морского
рыбного порта.
В 1990 г. был избран народным депутатом Калининградского
областного Совета, в котором в 1992 г. возглавил депутатскую
группу 'От согласия - к реформам'. Осенью 1993 г. был зарегистрирован
кандидатом в члены Совета Федерации по Калининградскому двухмандатному
избирательному округу ? 39, но снял свою кандидатуру в пользу
В.Ф.Шумейко.
В сентябре 1996 г. Л.П.Горбенко был зарегистрирован кандидатом
на должность главы администрации Калининградской области.
О его поддержке заявили секретарь Совета безопасности РФ А.И.Лебедь,
председатель правительства Москвы Ю.М.Лужков, председатель
Совета Федерации Е.С.Строев, С.М.Шахрай и ПРЕС. В первом туре
выборов, состоявшемся 6 октября 1996 г., за Л.П.Горбенко проголосовали
22,29% избирателей. Его основными соперниками были действующий
глава администрации Ю.С.Маточкин, набравший 31,33% голосов,
и кандидат от НПСР, заместитель председателя областной Думы,
бывший первый секретарь обкома КПСС, Ю.Н.Семенов, за которого
проголосовали 21,55% избирателей. Всего в выборах приняли
участие 44,35% избирателей.
Перед вторым туром кандидатуру Л.П.Горбенко поддержали три
выбывших из борьбы кандидата - Ю.Н.Семенов, который занял
третье место в первом туре, а также В.А.Васильев и В.Тимофеев.
Одновременно Л.П.Горбенко получил поддержку НПСР.
В ходе состоявшегося 20 октября 1996 г. второго тура выборов
за Л.П.Горбенко проголосовали 50,4%, а за Ю.С.Маточкина -
41,7% избирателей. Всего в выборах приняли участие 43% избирателей.
13 ноября 1996 г. вошел в состав Совета Федерации.
Л.П.Горбенко был одним из членов инициативной группы по созданию
Калининградского областного отделения общественно-политического
движения 'Наш дом - Россия'. Во время выборов Президента РФ
в 1996 г. был доверенным лицом Б.Н.Ельцина. Член Общероссийского
общественного движения 'Реформы - новый курс', член совета
РНК.
Член военного совета Балтийского флота ВМФ РФ.
Академик Академии транспорта России.
В своей предвыборной программе Л.П.Горбенко заявлял, что
существующая экономическая база Калининградской области позволяет
свободно перевести регион на самообеспечение и ничего не просить
у Центра. Считал, что для этого надо задействовать все предприятия
любой формы собственности и разработать разумные экономические
и инвестиционные проекты, которых сейчас в области нет. Выражал
намерение в первую очередь 'реанимировать промышленность Калининградской
области'.
После своего избрания главой администрации высказал мнение,
что на данном этапе развития экономики предприятиям, 'чтобы
выжить', нужна государственная поддержка, при оказании которой
необходим 'избирательный подход с учетом возможностей каждого
конкретного предприятия'.
Пути развития области видел в превращении Калининграда в
основные морские ворота центральных районов России. В этом
процессе большую роль отводил дальнейшему развитию Калининградского
морского (рыбного) порта. Заявлял, что закупаемые на Западе
и складируемые в порту товары должны доставляться в Россию
через Литву, а не Польшу, как это делается сейчас. Обосновывал
это тем, что транспортировка грузов через Польшу приводит
к дополнительным затратам на перегрузку их с более узкой железнодорожной
колеи, существующей на Западе, на более широкую российскую,
тогда как в России и Литве железнодорожная колея (по крайней
мере, пока) единая. По мнению Л.П.Горбенко, дальнейшее развитие
порта (работающего на треть от своих возможностей) сдерживает
анклавное положение Калининградской области. Кроме того, большая
часть российских транспортных потоков направляются в порты
прибалтийских стран. В связи с создавшимся положением высказывался
за ужесточение курса во взаимоотношениях с Литвой. Считал
необходимым установить лимит российских грузов, проходящих
через Клайпедский порт, в объеме 14 млн. т в год. При этом,
по мнению Л.П.Горбенко, литовское правительство должно обеспечить
меры для введения единого тарифа грузоперевозок через Литву
для грузов, следующих как в Клайпеду, так и Калининград, чтобы
уравнять в возможностях оба порта. Заявлял о необходимости
потребовать от Литвы, чтобы она пропускала в Калининград такое
же количество грузов, как и в Клайпедский порт, и по тем же
тарифам. В случае, если Литва не согласится с этим, считал
необходимым увеличить пошлину для российских грузовладельцев,
пользующихся услугами Клайпедского порта, независимо от форм
собственности. Высказывался за проведение Россией такой же
политики по отношению к Эстонии и к Латвии, то есть Вентспилсскому
и Новоталлинскому портам.
Заявлял, что своей основной задачей видит создание свободной
экономической зоны на деле, а не на бумаге, как это было до
сих пор. Подход к осуществлению идеи СЭЗ, по мнению Л.П.Горбенко,
должен быть не совсем традиционным: он заключается в развитии
Калининграда как основного транспортного узла, связывающего
Россию с остальной Европой. Для реализации своего предложения
считал необходимым предоставить области либо отдельные льготы
на тарифы, либо прямой государственный заказ на перевозку
грузов. Кроме того, предлагал использовать имеющиеся в Калининграде
складские площади для организации сети консигнационных складов,
на которых могли бы покупать товары челноки из Москвы и других
регионов России.
Считал целесообразным открыть на территории Калининградской
области представительство Совета безопасности РФ, а также
региональное отделение Федерального казначейства для того,
чтобы более оперативно работать с бюджетными средствами.