ГАЛАЗОВ Ахсарбек Хаджимурзаевич
Постоянно проживает в г. Владикавказе.
Член Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Член Комитета
по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам.
Президент Республики Северная Осетия - Алания.
А.Х.Галазов родился 15 октября 1929 г. в с. Хумалаг Правобережного
района Северо-Осетинской АССР. Осетин. В 1952 г. окончил Северо-Осетинский
государственный педагогический институт им. И.Л.Хетагурова
по специальности 'учитель русского языка'. С 1952 г. работал
учителем, заведующим учебной частью Хумалагской средней школы,
с 1958 г. - инспектором школ Министерства просвещения республики,
затем - директором Института усовершенствования учителей,
с 1960 г. - инструктором отдела школ и вузов обкома КПСС,
с 1961 г. - министром просвещения Северо-Осетинской АССР.
В 1974 г. в Научно-исследовательском институте общей педагогики
Академии педагогический наук СССР защитил диссертацию на соискание
ученой степени кандидата педагогических наук по теме 'Организационно-педагогические
проблемы осуществления всеобщего среднего образования в национальной
республике. (На опыте Северо-Осетинской АССР)'. С 1975 г.
А.Х.Галазов - заместитель председателя Совета Министров Северо-Осетинской
АССР. С 1976 г. - ректор Северо-Осетинского государственного
университета им. К.Хетагурова, профессор. 24 февраля 1990
г. избран на альтернативной основе первым секретарем Северо-Осетинского
обкома КПСС.
В 1990 г. А.Х.Галазов был избран народным депутатом РСФСР
и Верховного Совета Северо-Осетинской АССР. 21 марта 1990
г. пленум Северо-Осетинского обкома КПСС выдвинул А.Х.Галазова
кандидатом на пост председателя Верховного Совета Северо-Осетинской
АССР. В тот же день сессия Верховного Совета большинством
голосов на безальтернативной основе избрала его председателем
Верховного Совета Северо-Осетинской АССР.
В декабре 1993 г. был избран членом Совета Федерации по Северо-Осетинскому
двухмандатному избирательному округу ? 15. За А.Х.Галазова
высказались 53,54% принявших участие в голосовании. Являлся
членом Комитета по делам Федерации, Федеративному договору
и региональной политике.
16 января 1994 г. избран президентом Республики Северная
Осетия - Алания. За его избрание высказались 64% проголосовавших.
В январе 1996 г. вновь вошел в состав Совета Федерации.
Член КПСС с 1959 по август 1991 г. С июля 1990 г. - член
ЦК КПСС. Делегат XXVIII съезда КПСС.
Имеет государственные награды.
Женат. Имеет дочь и двоих сыновей.
В октябре 1992 г. был одним из инициаторов подписания 'Декларации
о принципах межнациональных отношений на Северном Кавказе',
среди которых - равноправие народов, уважение и развитие национальной
самобытности, сохранение территориальной целостности национально-государственных
образований, отказ от насильственных действий в отношении
границ, запрещение незаконных военных формирований, обеспечение
прав национальных меньшинств, решение межнациональных проблем
только путем переговоров.
Считал, что разделение региона на Северный Кавказ и Закавказье
- условное и неоправданное. Кавказ как единый политический,
экономический и социальный организм складывался не только
в годы Советской власти, но и на протяжении многих веков.
И проблемы, которые он сегодня переживает, являются общими.
Они касаются всей России.
Отмечал, что Чечня - проблема, связанная с развалом СССР.
Она усугубляется тем, что чеченскую карту в своих целях используют
политические авантюристы, которые на трагедии народов Кавказа
зарабатывают политические дивиденды. Проблемы Кавказа нельзя
решать локально. Необходим общий механизм выхода из затянувшегося
политического, экономического, социального и культурного кризиса.
Проблемы беженцев, разоружения незаконных формирований, восстановления
разорванных экономических и культурных связей являются общими.
Для мирного развития всех кавказских регионов требуется возвращение
людям разума, чтобы от войны перейти к созидательному труду.
Считал, что происходящее на Северном Кавказе обусловлено отсутствием
в России грамотной государственной национальной политики.
Национальными проблемами, по мнению А.Х.Галазова, занимаются
люди, недостаточно подготовленные для столь сложных дел, легковесно
подходящие к их решению.
Полагал, что трагедия бывшего СССР и его народов связана
и с тем, что политики на сложном этапе развития общества отказались
от услуг деятелей науки и культуры. Другая беда заключается
в том, что современные 'демократы' провели в жизнь идею В.И.Ленина
о том, что каждая кухарка может управлять государством. Каждый
должен заниматься тем, чем может заниматься. Политика же не
должна осуществляться без опоры на науку.
Оценивая подписанный 16 января 1996 г. договор о разграничении
полномочий и предметов ведения между федеральными органами
государственной власти и органами государственной власти Республики
Северная Осетия - Алания, подчеркивал, что республика не помышляет
о выходе из Российской Федерации. Ее суверенитет - это суверенитет
по отношению к другим республикам в составе РФ, а по отношению
ко всей России республика не может быть суверенна, она - часть
целого. Заявлял, что Декларация о государственном суверенитете
Северной Осетии - акт самозащиты от территориальных притязаний
со стороны соседей. Говоря о национальных конфликтах, отмечал:
они во многом связаны с тем, что федеральные органы власти
существуют сами по себе, а региональные - сами по себе. Беда
России в том, что на определенном этапе были нарушены взаимоотношения
между Центром и регионами. Признавал исключительную роль Совета
Федерации в становлении российской государственности и создании
единой сбалансированной системы власти в РФ. Совет Федерации,
в котором равно представлены и исполнительные, и законодательные
органы власти субъектов Федерации, при четкой организации
своей работы может показать и Государственной Думе, и правительству
пример конструктивного сотрудничества в интересах формирования
единой системы власти и укрепления на этой основе законности
и правопорядка в стране.
Заявлял, что структура власти в Республике Северная Осетия
- Алания не отвечает современным требованиям. Необходимо разорвать
порочный круг дискуссий и решать три основные задачи: прийти
к миру, укрепить его, установить нормальные отношения с соседями;
провести структурную перестройку народного хозяйства для рационального
использования природных ресурсов и богатого интеллектуального
потенциала; создать нормальные человеческие условия для каждого
гражданина республики.
Считал, что нельзя механически расформировывать колхозы и
совхозы. Сельское хозяйство - самая ранимая и наименее приспособленная
к рыночным условиям сфера. Государство, являвшееся основным
покупателем сельхозпродукции, теперь не в силах не только
дотировать убыточные хозяйства, но и своевременно выплачивать
деньги за уже поставленную продукцию. Поэтому надо перестать
надеяться на государство. Надо своими силами поддерживать
крестьянство, в первую очередь тех, кто умеет по-хозяйски
распоряжаться вложенными деньгами. В сельском хозяйстве нужны
нестандартный подход, личная инициатива, высокий профессионализм.
Выступал за приоритетную заботу о всех крестьянах и о всех
формах хозяйствования на селе. Считал необходимым помочь крестьянам
каждого селения определить наиболее эффективные и приемлемые
для них принципы и методы ведения хозяйства, наиболее рациональные
формы собственности и создать им все условия для продажи не
сырья, а готовой продукции длительного хранения.