БИЧЕЛДЕЙ Каадыроол Алексеевич
Постоянно проживает в г. Кызыле.
Член Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Член Комитета
по международным делам. Заместитель председателя Комиссии
по Регламенту и парламентским процедурам. Председатель Верховного
Хурала (Парламента) Республики Тыва.
К.А.Бичелдей родился 2 января 1950 г. в Тувинской АССР. Тувинец.
В 1975 г. окончил Монгольский государственный университет
по специальности 'востоковед-филолог'. В 1975-1990 гг. - научный
сотрудник, старший научный сотрудник сектора языка, литературы
и искусства Тувинского НИИ языка, истории и литературы. В
1979-1981 гг. - аспирант Института истории, филологии и философии
Сибирского отделения АН СССР. В 1985 г. защитил диссертацию
на соискание ученой степени кандидата филологических наук
по теме 'Вокализм современного тувинского языка'.
В 1990-1993 гг. - народный депутат РСФСР, член Верховного
Совета РСФСР. Входил во фракцию 'Суверенитет и равенство'.
2 октября 1991 г. избран председателем Верховного Совета
республики. 6 января 1994 г. избран председателем Верховного
Хурала Республики Тыва. В январе 1996 г. вошел в состав Совета
Федерации.
Академик Российской академии социальных наук.
Состоял в КПСС до августа 1991 г.
Женат. Имеет троих детей.
По поводу положений конституции Республики Тыва, противоречащих
Конституции РФ, отмечал, что важен сам факт признания разногласий
федеральными властями. По его мнению, пришло понимание того,
что разногласия возникли не вчера, не случайно, они - отголоски
политики, проводимой в течение последних 70 лет. Заявлял,
что процесс урегулирования становится двухсторонним и основывается
на доброй воле субъектов Федерации, с одной стороны, и на
признании федеральными властями факта, что Конституция РФ
не является догмой, - с другой стороны. Считал, что для решения
конституционных противоречий необходимо: не торопиться, не
ломать, не обострять, но и не останавливаться. Полагал, что
пора подумать о том, что не все в порядке с Основным Законом
Российской Федерации. Отмечал, что односторонних поправок
не будет, так как если мы живем в федеративном государстве,
то и Тувинскую Конституцию надо уважать. Отмечал, что право
на самоопределение заложено в Основном Законе как право, и
ни политических, ни экономических, ни моральных условий для
обсуждения этого вопроса пока нет.
Высказывался за необходимость подписания договора с РФ, потому
что Федеративный договор с принятием Конституции РФ уже не
работает. Отмечал, что характер отношений между Россией и
Республикой Тыва сложился на уровне дающего и принимающего.
И надо воспринимать это совершенно спокойно, так как все это
- следствие причин, которые кроются в недавнем прошлом. Необходимо
защитить собственное понимание путей экономического, политического,
государственного развития республики. По его мнению, со временем
это будет взаимоприемлемое и взаимовыгодное общение. Сегодня
же ни одна из сторон выгоды от этого не имеет. Это - следствие
и государственного устройства России, и экономической ситуации.
Утверждал, что любые вопросы, связанные с изменением Конституции
РФ, могут быть серьезно рассмотрены при наличии конституционного
закона о механизме и порядке разрешения конституционных разногласий.
Надо исходить из того, что различия имеют право на существование,
и задача состоит в том, чтобы привести их к одному знаменателю.
По национальным проблемам отмечал, что бытовой национализм
существует, но нужно делать все, чтобы он никогда не вылился
во что-то серьезное. При решении межнациональных проблем для
стабилизации обстановки нужно, в первую очередь, помочь людям
преодолеть психологический барьер, разъяснять, что процветание
возможно только при условии общего согласия, а общий мир ценнее,
чем сиюминутные выгоды. Региональная и национальная политика
- две составляющие государственной политики, направленные
на обеспечение суверенитета РФ.
Заявлял, что нужна объединяющая национальная идея - идея
государственности. Многие социальные неурядицы можно урегулировать
через эту идею, она - основной двигатель экономических отношений.
Считал, что Верховный Хурал Республики Тыва - принципиально
новый тип представительной власти. Его формирование - прецедент,
и ни одна республика на такой шаг пока не решилась. Этим было
положено начало новой эры государственности Тувы. Верховный
Хурал должен формироваться на 50% - по мажоритарной системе,
а на 50% - от политических организаций. И тогда он получит
право формировать правительство. Нужен орган власти, который
выполнял бы функции, заложенные в республиканской конституции,
и не вмешивался бы в оперативную работу исполнительной и судебной
властей.
Сторонник прямого участия народа (через референдум) в решении
государственных вопросов.
Отмечал, что, исходя из сегодняшней ситуации в России, введение
частной собственности на землю не даст ничего, кроме хищений
и разбазаривания. Но надо учиться хозяйствовать на земле как
ее собственники. Форсировать же процесс не стоит. Подчеркивал,
что его устраивает, как прошел процесс приватизации в России.
Считал, что налоговый пресс очень тяжел, такого нет ни в одной
цивилизованной стране. Но снижение налогов - вопрос федерального
уровня. В Туве есть необходимость установить налоговые льготы
товаропроизводителям. Надо их освободить от местных налогов,
но республика не в состоянии позволить себе это.